Девиз занятия:
«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность»
(Б. Шоу)
Цель занятия: уяснить физические свойства и применение неметаллов.
Задачи:
- Образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов.
- Развивающие: продолжить развивать критическое мышление, навыков самостоятельности и способности к рефлексии, общеучебные умения, уметь описывать физические свойства и объяснять их, доказывать преимущества применения неметаллов в различных областях. 3. Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: способности к самооценке результатов деятельности, сообразительности, работоспособности; коммуникативной компетенции.
Оборудование: таблицы, черный ящик, пробирки, презентация, компьютер, проектор, дополнительная литература, зачётные листы.
Вещества: коллекция « Неметаллы», активированный уголь, подкрашенная вода.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы обучения: урок построен в соответствии с педтехнологией развития критического мышления. Приёмы: «денотатный граф», «кластер», диктант «Верные и неверные утверждения», «синквейн», «Попс-формула», «Озвучить изображения». «Чёрный ящик».Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Ход занятия
I. Стадия вызов
Познание начинается с удивления.
Приём «Чёрный ящик». Может ли исчезнуть вода из пробирки за 1 секунду? Каким образом? Ответ находится в черном ящике. Ответить поможет загадка:
Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
Демонстрация объекта – активированный уголь, опыта адсорбции углем воды.
Актуализация знаний.
Химический диктант.
- Сколько химических элементов находится в периодической системе?
- Сколько элементов металлов находится в периодической системе?
- Сколько элементов неметаллов находится в периодической системе?
- Какой металл может превращаться в неметалл?
- Где располагаются в периодической системе химические элементы металлы, неметаллы?
(Отметки заносите в зачётный лист).
Самопроверка по коду: 1 – 109, 2 – 87, 3 – 22, 4 – олово, 5 – металлы – в нижнем левом углу, неметаллы – в верхнем правом углу.
II. Стадия осмысления
Какую мы поставим цель? Что должны знать и уметь?
Прием «Денотатный граф». Изучение общей характеристики неметаллов: физических свойств, строение атома, положения по периодической системе.
Химические элементы неметаллы образуют простые вещества, при обычных условиях имеют 3 агрегатных состояния, различных цветов.
Свойства простых веществ – неметаллов определяются ковалентной связью и двумя типами кристаллических решёток: молекулярной (газы), атомной (алмаз, графит). Знакомство с понятием: аллотропия. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
Работа в группах
Лабораторная работа «Изучение физических свойств неметаллов».
Работа с коллекцией « Неметаллы», составление кластера.
Самостоятельная работа по изучению материала «Применение неметаллов»:
1 группа работает с дополнительной литературой. 2 группа находит информацию в Интернете. 3 группа составляет кластер, используя материал учебника. Представление информации группами.
Первичное закрепление.
Приём «Озвучить изображения». См. приложение.
На слайде применение неметаллов по физическим свойствам: воздушные шары, карандаш, бриллианты, угольные электроды, стеклорез.
«Загадочная пауза»
-
Какой неметалл является лесом? (бор)
-
Я – газ, простое вещество, двузначен номер мой,
А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй (радон) -
Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
-
Каким элементом богата морская капуста – ламинария? (йод).
-
Какой элемент образует и очень твёрдое, и очень мягкое вещество? (углерод)
-
Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу? (фтор)
III. Стадия рефлексия
Выполните тест, проверь себя по коду.
-
Аллотропная модификация кислорода.
1) азот;
2) графит;
3) озон. -
Назвать жидкий неметалл?
1) сера;
2) углерод;
3) бром. -
Тип связи в молекуле водорода?
1) металлическая;
2) ионная;
3) ковалентная. -
Назвать твердый неметалл?
1) водород;
2) углерод;
3) кислород.
Код: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 3, 4 – 2.
Диктант «Верные и неверные утверждения» + или -
- Озон – аллотропное соединение кислорода.
- Углерод входит в состав растений.
- Жидкое простое вещество – бром.
- Атомы неметаллов принимают электроны, превращаются в отрицательные ионы.
- Инертные газы называются благородными.
- Графит электропроводен.
- Алмаз – мягкое вещество.
Самопроверка по коду: 1 +, 2 +, 3 +, 4 +, 5 +, 6 +, 7 -.
Игра-задание «Металлы и неметаллы»
Выбери справа доски с символами металлов и они встанут на место.
Ca, Al, Pb, Fe, , , Ni, , Ba | As, Zn, Sn, Mg, Au, F |
В этом заборе 4 доски закреплены ненадежно. На них написаны символы неметаллов. Найди их. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.
Са, Al, Cl, Sn, Fe, Si, As, Ni, Br, Ba |
Написать синквейн со словом «Углерод».
Что мы сегодня узнали?
Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте отметку в зачётный лист.
Приём «Попс-формула»:
Задание: написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
- Сегодня я понял (а), что …
- Главным на уроке для меня было …
- Больше всего мне запомнилось …
Ученики зачитывают свои выводы.
Домашнее задание: § 14, упр. 1, 2, стр.78, творческое задание: написать мини сочинение «Озоновые дыры», «Неоновая реклама».
Игра светофор. Поднимите бумажную полоску: зелёная – мне работалось легко, интересно; желтая – при работе затруднялся, красная – было не интересно.