"Неметаллы – простые вещества". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Девиз занятия:

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность»
(Б. Шоу)

Цель занятия: уяснить физические свойства и применение неметаллов.

Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов.
  • Развивающие: продолжить развивать критическое мышление, навыков самостоятельности и способности к рефлексии, общеучебные умения, уметь описывать физические свойства и объяснять их, доказывать преимущества применения неметаллов в различных областях. 3. Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: способности к самооценке результатов деятельности, сообразительности, работоспособности; коммуникативной компетенции.

Оборудование: таблицы, черный ящик, пробирки, презентация, компьютер, проектор, дополнительная литература, зачётные листы.

Вещества: коллекция « Неметаллы», активированный уголь, подкрашенная вода.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы обучения: урок построен в соответствии с педтехнологией развития критического мышления. Приёмы: «денотатный граф», «кластер», диктант «Верные и неверные утверждения», «синквейн», «Попс-формула», «Озвучить изображения». «Чёрный ящик».Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Ход занятия

I. Стадия вызов

Познание начинается с удивления.

Приём «Чёрный ящик». Может ли исчезнуть вода из пробирки за 1 секунду? Каким образом? Ответ находится в черном ящике. Ответить поможет загадка:

Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.

Демонстрация объекта – активированный уголь, опыта адсорбции углем воды.

Актуализация знаний.

Химический диктант.

  1. Сколько химических элементов находится в периодической системе?
  2. Сколько элементов металлов находится в периодической системе?
  3. Сколько элементов неметаллов находится в периодической системе?
  4. Какой металл может превращаться в неметалл?
  5. Где располагаются в периодической системе химические элементы металлы, неметаллы?

(Отметки заносите в зачётный лист).

Самопроверка по коду: 1 – 109, 2 – 87, 3 – 22, 4 – олово, 5 – металлы – в нижнем левом углу, неметаллы – в верхнем правом углу.

II. Стадия осмысления

Какую мы поставим цель? Что должны знать и уметь?

Прием «Денотатный граф». Изучение общей характеристики неметаллов: физических свойств, строение атома, положения по периодической системе.

Химические элементы неметаллы образуют простые вещества, при обычных условиях имеют 3 агрегатных состояния, различных цветов.

Свойства простых веществ – неметаллов определяются ковалентной связью и двумя типами кристаллических решёток: молекулярной (газы), атомной (алмаз, графит). Знакомство с понятием: аллотропия. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

Работа в группах

Лабораторная работа «Изучение физических свойств неметаллов».

Работа с коллекцией « Неметаллы», составление кластера.

Самостоятельная работа по изучению материала «Применение неметаллов»:

1 группа работает с дополнительной литературой. 2 группа находит информацию в Интернете. 3 группа составляет кластер, используя материал учебника. Представление информации группами.

Первичное закрепление.

Приём «Озвучить изображения». См. приложение.

На слайде применение неметаллов по физическим свойствам: воздушные шары, карандаш, бриллианты, угольные электроды, стеклорез.

«Загадочная пауза»

  • Какой неметалл является лесом? (бор)

  • Я – газ, простое вещество, двузначен номер мой,
    А слог мой первый – божество,
    Река – вот слог второй (радон)

  • Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

  • Каким элементом богата морская капуста – ламинария? (йод).

  • Какой элемент образует и очень твёрдое, и очень мягкое вещество? (углерод)

  • Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу? (фтор)

III. Стадия рефлексия

Выполните тест, проверь себя по коду.

  1. Аллотропная модификация кислорода.
    1) азот;
    2) графит;
    3) озон.

  2. Назвать жидкий неметалл?
    1) сера;
    2) углерод;
    3) бром.

  3. Тип связи в молекуле водорода?
    1) металлическая;
    2) ионная;
    3) ковалентная.

  4. Назвать твердый неметалл?
    1) водород;
    2) углерод;
    3) кислород.

Код: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 3, 4 – 2.

Диктант «Верные и неверные утверждения» + или -

  1. Озон – аллотропное соединение кислорода.
  2. Углерод входит в состав растений.
  3. Жидкое простое вещество – бром.
  4. Атомы неметаллов принимают электроны, превращаются в отрицательные ионы.
  5. Инертные газы называются благородными.
  6. Графит электропроводен.
  7. Алмаз – мягкое вещество.

Самопроверка по коду: 1 +, 2 +, 3 +, 4 +, 5 +, 6 +, 7 -.

Игра-задание «Металлы и неметаллы»

Выбери справа доски с символами металлов и они встанут на место.

Ca, Al, Pb, Fe,    ,    , Ni,    , Ba As, Zn, Sn, Mg, Au, F

В этом заборе 4 доски закреплены ненадежно. На них написаны символы неметаллов. Найди их. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

Са, Al, Cl, Sn, Fe, Si, As, Ni, Br, Ba

Написать синквейн со словом «Углерод».

Что мы сегодня узнали?

Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте отметку в зачётный лист.

Приём «Попс-формула»:

Задание: написать вывод урока по образцу, закончив предложения:

  • Сегодня я понял (а), что …
  • Главным на уроке для меня было …
  • Больше всего мне запомнилось …

Ученики зачитывают свои выводы.

Домашнее задание: § 14, упр. 1, 2, стр.78, творческое задание: написать мини сочинение «Озоновые дыры», «Неоновая реклама».

Игра светофор. Поднимите бумажную полоску: зелёная – мне работалось легко, интересно; желтая – при работе затруднялся, красная – было не интересно.