Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения

Разделы: Физика


Материал рассчитан для занятия, состоящего из 2-х уроков.

Группы, на которые был разбит класс:

1 группа теоретиков 2 группа теоретиков

1 группа экспериментаторов

2 группа экспериментаторов

  1. Маркин М.– руководитель группы
  2. Жидкова М. – ведущий специалист
  3. Козлова М. – пресс-секретарь
  4. Кудряшов А. – специалист
  5. Беручашвили Е. – практикант
  1. Деливрон К. – руководитель группы
  2. Петрушин Д.– ведущий специалист
  3. Наумова А – пресс-секретарь
  4. Алексеенко Д. – практикант
  1. Гладков Егор – руководитель группы
  2. Бирюкова И. – ведущий специалист
  3. Бондаренко И – пресс-секретарь
  4. Топычканова А. – специалист
  5. Кедия Т. – лаборант
  1. Алиев А. – руководитель группы
  2. Лаврентьева А. – ведущий специалист
  3. Малышев Н. – пресс-секретарь
  4. Панов А. – специалист
  5. Тац Д. – лаборант

Группа информационной поддержки

Тема выступления

1. Смирнов Иван – руководитель группы “Зачем нужны предохранители”
2. Стивен “Газоразрядный индикатор”
3. Иванов Андрей “Зачем нужен третий провод при включении бытовых приборов в электрическую розетку?”
4. Циклаури Мария “Источники электрического напряжения в доме. Правила безопасности”
5. Федосеева Анастасия “Электротравмы и оказание первой медицинской помощи”

ЦЕЛИ УРОКА

Цель урока: организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при самостоятельном изучении материала по теме “Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения”

Познавательный (образовательный) аспект цели:

Формировать специальные понятия и правила:

  • короткое замыкание,
  • заземление,
  • правила безопасности человека при использовании электроприборов,
  • правила безопасного использования электроизмерительных приборов,
  • познакомить с работой приборов: газоразрядного индикатора, предохранителей;
  • электротравма и оказание первой медицинской помощи в случае ее получения

– Продолжить формирование следующих специальных понятий: электрический ток, количество теплоты, действия тока, характеристики электричества: сила тока, напряжение, сопротивление

– Углубить представления о таких понятиях, как электрический ток, электрическое поле, условия существования электрического тока

– Продолжить знакомство со знаниями и отношениями: закон сохранения энергии, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца

– Расширить представление о молекулярно кинетической теории, о строении вещества в твердом агрегатном состоянии

– Формировать специальные умения и навыки:

  • решения расчетных физических задач с применением закона Ома для участка цепи, закона Джоуля-Ленца,
  • графическую культуру при составлении и изображении схемы последовательного и параллельного соединения проводников,
  • навык грамотного выполнения математических записей,
  • умения чтения табличной информации,
  • умения грамотного оформления физических задач,
  • умения работать с компьютером при подготовке и показе компьютерной презентации.

– Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:

  • умения работать с учебными материалами,
  • умения планировать, контролировать ход своей деятельности,
  • умения работать во времени,
  • умения работать со справочными материалами,
  • умения осознанного чтения, используя методику критического мышления,
  • умения составлять вопросный план,
  • умения находить рациональные пути выполнения работы,
  • умения применять свои знания и навыки по математике при самостоятельном изучении материала по теме “Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения”

2) Развивающий аспект цели:

– Развивать умение логически мылить, умение анализировать и применять знания, делать вывод при самостоятельном изучении темы “Применение закона Джоуля-Ленца”

– Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.

– Развивать осмысленную самостоятельность.

3) Воспитательный аспект цели.

– Продолжить формирование научного мировоззрения, продолжить формирование знаний о процессе научного познания, о материальности мира, о неуничтожимости материи (зсэ), о взаимосвязи явлений природы.

– Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.

– Продолжить формирование сознательной дисциплины при работе в парах и в коллективе

– продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей

– Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Структура урока:

1 этап – организация начала урока;
3 этап – подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
4 этап – изучение нового материала – работа с текстом учебника;
5 этап – первичная проверка усвоения знаний;
6 этап – первичное закрепление знаний;
7-8 этап – контроль и самопроверка знаний – тест, рефлексия достижения поставленных целей;
9 этап – подведение итогов урока;
10 этап – информация о домашнем задании.

Сценарий урока

Этап урока Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Организация начала урока, мотивация 2 мин Объявляется тема урока, форма урока. Ставятся цели: каждый ученик получает карточку с интегрирующей целью урока Класс разбивается на команды: ( в каждой команде есть руководитель, ведущий специалист, специалист, пресс-секретарь, лаборант или практикант– соискатель) 2 команды теоретиков, 2 команды экспериментаторов; 1 команда – группа информационной поддержки, в нее входят учащиеся, которые дома подготовили выступления Проводит беседу, мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность Учащиеся слушают, знакомятся с интегрирующей целью урока, распределяют роли в командах
3 этап. Актуализация знаний.

Задание 1.

5 мин Для работы на уроке необходимо актуализировать следующие понятия:
  1. Основные характеристики электричества: (сила тока, напряжение, сопротивление)
  2. Закон Ома для участка цепи
  3. Закон Джоуля-Ленца
  4. Законы последовательного соединения проводников;
  5. Законы параллельного соединения проводников.

Задание 1. Проводится жеребьевка, каждый руководитель вытаскивает вопрос, 1 мин на подготовку, каждая команда на доске записывает формулу и устно формулирует ответ

Объявляет задание. Проводит жеребьевку. Слушает ответы, фиксирует, обращает внимание на грамотность формулировки Участвуют в жеребьевке, получают вопрос, готовят, отвечают, формулы записывают на доске. 1 ученик команды записывает формулу на доске, другой ученик формулирует закон
4этап. Изучение нового материала. Задание 2. 8 мин 5 мин Команды получают задание 2, в котором каждый член команды должен прочитать текст §15 стр. 64-65 до “второго правила”. Составить вопросный план ответа по теме “Обеспечение безопасности человека”. План составляет каждый участник команды. Сдает руководителю. Руководитель совместно с командой составляет общий план ответа по теме “Безопасность человека” Далее проводится проверка выполненной работы: команды по очереди зачитывают пункты плана. План корректируется. Откорректированный вариант плана раздается командам. План:
  1. Почему нужны правила безопасности при использовании электричества?
  2. Какие действия электрического тока ощущаются?
  3. Какое минимальное безопасное значение электрического тока?
  4. От чего наступает смерть человека при ударе тока?
  5. От чего зависит электрическое сопротивление тела человека?
  6. Почему напряжение, меньшее 100В тоже опасно для жизни человека?
  7. Какое 1 правило безопасности?
Объявляет задание, визуально наблюдает за выполнение задания. Контролирует время выполнения задания. Участвует в обсуждении составленного вопросного плана по теме “Безопасность человека при использовании электричества” Участники команд индивидуально читают учебник, используя методику “пометки на полях” составляют вопросные планы. Участвуют в обсуждении планов. Каждая команда по очереди зачитывает пункты плана, вносит коррективы в свои планы.
5 этап. Первичная проверка усвоения знаний. Задание 3. 5 мин 6 мин Задание 3. 1 Команда теоретиков.
  1. Докажите, что напряжение в 100В для участка человеческого тела с сопротивлением 1кОм уже приводит к летальному исходу.
  2. Рассчитайте, какой ток в мА возникает в человеческом теле при напряжении 220В, если ток проходит от ладони одной руки к ладони другой (см. таблицу “Электрическое сопротивление тела человека”). На сколько, опасен этот ток для жизни человека, используйте таблицу “Характер воздействия тока на человека”? Какое количество теплоты выделяется при этом за 1 с?

2 команда теоретиков.

  1. Вычислите, какой тока проходит через участок человеческого тела с сопротивлением 1 кОм, если он прикоснулся к клеммам источника тока 4,5В. На сколько опасен этот ток для жизни человека, используйте таблицу “Характер воздействия тока на человека”? Какое количество теплоты выделяется при этом за 1 с?
  2. Рассчитайте, какой ток в мА возникает в человеческом теле при напряжении 220В, если ток проходит от ладони к тыльной части руки (см. таблицу “Электрическое сопротивление тела человека”). На сколько, опасен этот ток для жизни человека, используйте таблицу “Характер воздействия тока на человека”?

1 Команда экспериментаторов.

  1. Собрать цепь из 2-х последовательно включенных лампочек, измерить силу тока в цепи, и напряжение на второй лампе. Изобразить схему соединения.
  2. Составить правила техники безопасности при выполнении работы по теме “сборка электрических цепей”, не забыть описать, как подключаются измерительные приборы в цепь (вольтметр и амперметр)

2 команда экспериментаторов.

  1. Собрать цепь из 2-х параллельно включенных лампочек, измерить напряжение в цепи, и силу тока на второй лампе. Изобразить схему соединения.
  2. Составить правила техники безопасности при выполнении работы по теме “сборка электрических цепей”, не забыть описать, как подключаются измерительные приборы в цепь (вольтметр и амперметр)

Группа информационной поддержки

  1. составить правила для безопасного использования измерительных приборов
  2. продумать последовательность выступлений членов Вашей группы со своими презентациями, составить программу выступлений, подготовить презентации к показу.

Пресс-секретари докладывают результаты. Решения передаются в жюри.

Раздает задания, контролирует время выполнения заданий. Участвует в обсуждении. Участники команд, работая в парах выполняют задания. Участвуют в коллективных обсуждениях результатов. Пресс-секретари докладывают результаты.
6 этап Закрепление знаний 6 мин Группа информационной поддержки выступает с заранее подготовленными сообщениями, информация учебника стр. 65-67

1. Смирнов Иван – “Зачем нужны предохранители”

2. Стивен –  “Газоразрядный индикатор”

3. Иванов Андрей –  “Зачем нужен третий провод при включении бытовых приборов в электрическую розетку?”

4. Циклаури Мария –  “Источники электрического напряжения в доме. Правила безопасности”

5. Федосеева Анастасия –  “Электротравмы и оказание первой медицинской помощи”

  Слушают выступления, заполняют карточки, вписывая в них основные мысли выступлений
7-8 этап Контроль и самопроверка знаний 6 мин Тест Ответы: СПЕЦИАЛИСТ9мА (Вопросы 1-10 – 1 балл; 11 – 3 балла, 12– 3 балла. Максимальное число баллов – 16. “5”-15-16 баллов, “4”-13-14баллов, “3” – 10-12) Отметить пункты интегрированной цели урока. Сдать на проверку в жюри Контролирует время выполнения задания Выполняют тест. Анализируют интегрирующую цель, отмечают достигнутые цели. Сдают на проверку
9 этап Подведение итогов занятия 1 мин Подводится итог урока. Определяется уровень достижения целей урока Беседа Участие в беседе
10 этап Информация о домашнем задании 1 мин §15 №№ 15.01, 15.02   Записывают в дневник
Раздаточный материал  

Приложения