Человек – саморазвивающаяся личность. Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества.
Пояснительная записка
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
- ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
- заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
- организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);
- выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
- поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
- Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
- Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
- Принимать активное участие в жизни коллектива.
- Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
- Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
- Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
- Не опаздывать на урок.
- Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
- Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
- Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
Высказывания о самоуправлении
-
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год -
это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.К. Крупская -
метод организации воспитательного коллектива.
В.М. Коротов -
целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач ,стоящих перед школой.
Н.И. Приходько -
Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №2
Уровни ученического самоуправления
Нормативно-правовая база функционирования ученического самоуправления
- Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления.
- Положение об Ученическом совете МОУ СОШ №2.
- Положение о Совете Президента.
- Положение о Министерствах.
- Положение о Дне самоуправления.
- Положение о Конференции.
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
- ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
- выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
- защищает права ребенка;
- учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
- помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
- организует свободное время детей;
- ведет к улучшению учебной результативности детей;
- снижает конфликтность в семье;
- дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
- помогает организовать детей;
- сплотить детский коллектив;
- повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
- раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
- апробация инновационных технологий;
- обобщение опыта работы через средства печати
- углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Организация ученического самоуправления в классе
Слайд 9
Организация деятельности
Классное собрание:
- определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
- обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
- избирает актив класса, Президента, члена школьной организации, заслушивает и оценивает работу актива.
- собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует Президент.
Актив класса:
- организует выполнение решений классного собрания.
- организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
- готовит и проводит классные собрания.
- отражает основную информацию в классном уголке.
Президент:
- обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Министерство социальной защиты:
- организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях
Министерство труда:
- отвечает за озеленение кабинета.
- уборка кабинета и закреплённой территории
Член школьной организации:
- доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.
Министерство печати и СМИ:
- выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
- художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.
Министерство правопорядка:
- организация дежурства в школе и в классе.
- сохранность школьного имущества.
- составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
- контроль за ведением учащимися дневников.
Министерство здравоохранения:
- организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
- посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
- пропаганда здорового образа жизни.
Министерство культуры:
- организация культурно- массовых мероприятий.
План работы ученического самоуправления
Должность | Основные функции | Сроки выполнения |
Президент КлассаЗаместитель | 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости. 2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы. 3. Контролирует деятельность своих заместителей. |
В течение года |
Министры Печати и СМИ | 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей. 2. Выпуск молний. 3. Оформление классной документаций. |
По мере надобности и необходимости |
Министры культуры | 1. Организация внеклассной деятельности класса. 2. Подготовка и оформление открытых мероприятий. |
Ноябрь-декабрь, Февраль, май. |
Министр труда | 1. Организация работы в школьном дворе. 2. Соблюдение правил гигиены в классе. 3. Организация генеральной уборки в классе. |
Сентябрь-май. |
Министры Социальной защиты | Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях | В течение года |
Министр здравоохранения | Организация и контроль за питанием в школьной столовой | В течение года |
Министр правопорядка | Организация дежурства в школе и в классе. Сохранность школьного имущества. Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей. Контроль за ведением учащимися дневников. |
По мере необходимости |
Ди-джей (музыкальное оформление) | 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий. 2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере. |
По мере необходимости |
Секретарь-референт | Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. | В течение года |
Наше понимание о самоуправлении
Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни
Активная жизненная позиция
Максимум усилий для нового начинания
Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе
Участвуем в общешкольных благотворительных акциях
Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления
Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела
Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности
Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества
Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться
Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами
Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение
Ищем выход из любого положения
Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию
Слайд 8
Работа «Организация ученического самоуправления в классе» заняла 1 место в Ставропольском краевом конкурсе классных руководителей «Мудрая сова» в 2012 году.