Цели урока: обобщение знаний учащихся о непарных звонких согласных и их букв, воспитание бережного отношения к природе, развитие навыков фонетико – графической работы, работы с текстом.
Деятельность учащихся на уроке: анализируют звуковой состав слов, выделяют звук, определяют его место в слове и обозначают буквой, делают обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков, контролируют правильность и беглость чтения слов, готовятся к чтению текстов, читают, обсуждают их содержание.
Учебные материалы: презентация к уроку для интерактивной доски, раздаточный материал (карточки для составления звуковых схем слов, кленовые листочки с текстом), рисунки с изображением букв непарных звонких согласных.
Ход урока
I. Организация урока
Учитель:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вас приглашаю в сказку. Мы должны помочь добру победить зло. Чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
По щучьему велению,
По нашему хотению,
Пусть мы окажемся в сказке.
Итак, сказка начинается. Это было давным – давно. Злой Кощей Бессмертный украл из дворца царевну Елену Прекрасную, превратил её в лягушку и спрятал в тридесятом царстве, тридевятом государстве. Добры молодцы из Звукограда непарные звонкие согласные отправились на поиски царевны. Давайте и мы пойдём с ними. Вдруг им понадобится наша помощь.
Ребята, звуки-то невидимки, а как узнать, кому мы будем помогать?
Ученик: Превратим звуки в буквы.
Учитель: Назовите их (выкладывает на магнитную доску последовательно буквы).
Ученики: Л, М, Н, Р, Й.
Учитель: Счастливого пути!
II. Работа над звуковым составом слов
Учитель: Долго ли коротко шли наши путники и встретили заколдованных зверей. Кого первого они увидели? Отгадайте загадку:
У лесной сестрички
Хвост пушистей рукавички.
Напроказнит озорница –
И спешит скорее скрыться.
А чтоб не было беды,
Заметёт хвостом следы.
Ученик: Это лиса.
На экране появляется рисунок с изображением лисы.
Учитель:
Ребята, если мы с вами правильно заполним звуковую схему слова, то расколдуем лису.
Ответы учеников:
В слове 2 слога, второй слог ударный;
1 звук согласный, мягкий, звонкий непарный ( обозначают звуки значками);
2 звук гласный безударный;
3 звук согласный, твёрдый, глухой парный;
4 звук гласный ударный.
Учитель: Кто же был вторым зверем?
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Ученик: Это волк.
На экране появляется рисунок с изображением волка.
Учитель:Составьте звуковую схему слова волк.
Ответы учеников:
В слове 1 слог;
1 звук согласный, твёрдый, звонкий парный;
2 звук гласный ударный;
3 звук согласный, твёрдый, звонкий непарный;
4 звук согласный, твёрдый, глухой парный.
Учитель: А теперь заселите буквы в схемы.
На интерактивной доске ученики выбирают нужные буквы, заселяют домики.
Учитель: В словах буква одна, а звуки разные. Что это за буква? Какие звуки она обозначает? Чем они отличаются?
Когда схемы заполнены, вместо рисунков появляются фотографии животных.
Учитель: Молодцы ребята, вы настоящие волшебники.
III. Физкультминутка
Учитель: Подустали буквы, шепчут мне: «Пора позвать веселушку – затейницу».
Включается видеозапись.
Веселушка: Здравствуйте, добры молодцы!
Ученики: Здравствуйте.
Веселушка: Смотрю – устали вы. Помогу в деле вашем, развлеку вас.
Ученики под музыкальное сопровождение повторяют движения за Веселушкой.
Учитель:Давайте поблагодарим затейницу.
Ученики:Спасибо, Веселушка! До свидания!
IV. Составление слов из слогов
Учитель: С новыми силами пора в путь-дорожку. Новая беда. Перед нами молочная река, кисельные берега (слайд с изображением молочной реки). Не перейти нам её без мостика. Составьте из слогов слова. А каждое слово превратится в дощечку, и выстроится мост.
Ученики на интерактивной доске соединяют слоги в слова (поляна, сосна, капля, трава, роса, солнышко, кукушка). Когда все слова составлены, появляется новый слайд с изображением моста через реку, на каждой дощечке выделено слово.
Учитель: Ребята, а какое слово здесь лишнее?
Ученик: Слово кукушка, потому что в нём нет букв, обозначающих непарные звонкие гласные.
V. Работа с текстом
Учитель: Перешли мостик. Увидели муравейник (слайд с изображением муравейника). На самой верхушке сидит муравьишка. Попросили буквы у него помощи разыскать царевну-лягушку. Говорит муравьишка: «Помогу я вам, но и вы мне в помощи не откажите. В муравейник ветерок пригнал листок кленовый, а на нём значки непонятные. Прочитайте их.
У каждого ученика на парте лежит кленовый листок с текстом из букваря:
Иду по тропинке. Смотрю, а рядом муравейник. Он широкой стороной повёрнут к солнышку. Так в нём теплей.
Какой смешной муравей! Как капелька смолы!
Учитель: Ребята, давайте прочитаем текст вместе.
Как муравьи строят муравейник?
Зачем они так строят? Найдите предложение в тексте, прочитайте его.
Почему муравья назвали смешным?
Ответы учеников: Муравейник широкой стороной повёрнут к солнышку. Так в нём теплей. Муравей похож на капельку смолы.
Учитель: Назовите слова из текста с непарными звонкими согласными.
Учитель: Муравей поблагодарил и показал, где в соседнем болоте живёт царевна-лягушка (слайд с изображением лягушки).
VI. Работа со звуковыми карточками
Учитель: Чтобы расколдовать Елену Прекрасную, нужно собрать звуковую схему слова царевна.
Каждому из семи учеников выдаётся звуковая карточка. Учитель даёт команду: звук займи своё место. Учащиеся выстраиваются в ряд. Остальные ученики составляют звуковую схему слова на партах (работа в парах).
Видеозапись. Царевна: «Спасибо, ребята, вам за помощь. Пора мне возвращаться домой, заждались меня родные, любимые. Низкий вам поклон».
Учитель: Вот и сказке конец, а кто работал – молодец. Пора и нам возвращаться домой.
По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в классе.
VII. Подведение итогов
Учитель: Ребята, с кем мы сегодня путешествовали?
Что произошло с буквами?
VIII. Рефлексия
Учитель: Если на уроке было интересно, покажите солнышко. Если скучно – тучку.
Спасибо за работу на уроке.