Я – учитель 1-го класса школы №1996. Меня, как и многих учителей волнует проблема адаптации первоклассников. Ведь от того, как дети адаптируются к новой жизненной ситуации, зависят их здоровье, учебная деятельность, общение с учителем и одноклассниками. Прошёл праздничный день 1 Сентября и наступили будни с маленькими победами, трудностями и неудачами. Дети наряду с чувством радости испытывают тревожность. Необходимо определённое время для привыкания к новой обстановке, новым правилам. Адаптация ребёнка– длительный процесс. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, принадлежит нам, педагогам начальной школы. Именно от нашей деятельности будет зависеть желание ребёнка ходить в школу, его дальнейшее стремление получать знания.
Для решения задач адаптационного периода, для смягчения и ускорения этого процесса, я использовала программы адаптационных занятий, курсы по введению в школьную жизнь, разработанные различными авторами, с внесением в них изменений, дополнений в соответствии с психолого-педагогическими особенностями своего класса.
Моя задача: предложить учителям начальных классов те игровые фрагменты занятий для работы по введению первоклассников в новую жизненную ситуацию, преодоление школьных трудностей, которые действительно актуальны в освоении школьной жизни.
Первые навыки, полученные в самом начале, – важнейшие. Их можно назвать правилами школьной жизни, приобретаются они в первые дни. Совсем недавно я имела возможность узнать, что это такое. Начну с примера. 1 Сентября одна моя ученица крепко прижималась к своей маме и не хотела отпускать её. Я обратилась к ней со словами: «Тебе немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одну среди незнакомых ребят. Но она побудет здесь, пока ты её сама не отпустишь.» Я наблюдала за ней. И уже перед входом в школу девочка отпустила маму. Ребёнок понял, что его не осуждают, а принимают таким, какой он есть. Уважайте детскую индивидуальность.
Я обращаюсь к тем педагогам, которые ищут средства для того, чтобы работать по новым стандартам и оставаться естественным и человечным.
Хочу предложить игры, которые я проводила с детьми в первые дни в школе. Они применимы на всех уроках и помогли обучить детей правилам школьной жизни .Игра «Пчёлы». Польза этой игры заключается в привлечении внимания детей и в умении слышать и слушать учителя. Описание игры: все дети – пчёлы. Летают на лугу и собирают с цветков нектар. Учитель звонит в колокольчик и объявляет пчёлам: «Позвоню 3 раза, значит летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать очень громко. Два звонка– трутень улетел. Можно жужжать тихо. Один звонок– опасность .Пчёлы должны замолчать и спрятаться. С помощью колокольчика можно регулировать уровень шума в классе.
Выкрики с места– обычная беда 1кл-ов. С помощью игры «Школьники– дошкольники» можно ввести правило «Хочешь говорить– подними руку и жди». Малыш и Карлсон ведут себя, как дошкольники. Свою мысль, которая рвётся изо рта надо уметь сдерживать. Но как? Рукой. Одну руку подними для ответа, как ученик, а другой рукой прикрой рот, чтобы он не вёл себя по– дошкольному. Теперь отвечаем, как Карлсон… А теперь, как школьники. Теперь каждый сам решит кем он будет.
Учиться не должно быть скучно. Добрый смех над ситуацией «лечит» первые трудности. «Детская болезнь»– разговор не на тему. Вместо ответа на вопрос учителя ребёнок начинает рассказывать совсем о другом. Игра «Невпопад».Правила: отвечать не на заданный вопрос. За ответ на заданный вопрос платят фанты. Вывод: посмеялись и поучились не говорить невпопад. В любой игре дети талантливее своих учителей.
Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества– вот наши приоритетные ценности. И мы, учителя можем, должны найти способ именно так ввести детей в школьную жизнь, которая базируется на этих ценностях.
Пройдя вместе с детьми курс «Первые дни ребёнка в школе» я поняла, что школьные правила – это не кем-то установленные раз и навсегда, а именно мною (учителем конкретного класса).Это то, что создаётся и творится в каждом классе учителем вместе с детьми.
Список использованной литературы:
- Вахрушев А.А., Козлова С.А., Кремлёва И.И., Пронина О.В., Стойка Е.И