<Слайд 1>
Тип урока: работа над проектом.
Место в общей системе уроков: один из уроков по теме «Работа с картоном и бумагой».
Педагогические задачи: продолжит формировать умение работать с бумагой и картоном, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: умеют работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
- Метапредметные УУД:
- Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий, корректируют и контролируют свои действия.
- Познавательные: вспоминают необходимую информацию из приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
- Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, уважают в общении партнёра и самого себя.
- Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, проявляют интерес к истории появления и совершенствования русской матрёшки.
Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальный.
Материалы и оборудование: шаблоны, белый картон, цветная бумага, поролон, кусочек ткани, карандаш, ножницы, клей; компьютер, проектор, экран, коллекция игольниц, выполненных в разных стилях.
Основные понятия и термины: биговка, корешок, игольница, сувенир.
Структура урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Прозвенел звонок. Посмотрите друг на друга. Подарите соседу улыбку. (Коллективное чтение). Игра – приветствие «Улыбка».
<Слайд 2>
– Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись ты мне,
А я тебе.
2. Доскажи слово
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрёшка)
II. Изучение нового материала. «Переплётные крышки», учебник, с.14-15.
– Тема нашего занятия – изготовление игольницы. Как это лучше всего сделать? (Cвободные высказывания детей). А о чём была загадка? (О матрёшке). Какие будут предложения. (Сделать игольницу в виде матрёшки; на игольнице выполнить отделку в виде матрёшки). Откройте учебник и прочитайте материал к уроку на с. 14-15. Какие новые слова вам встретились? (Биговка). Дайте объяснение этому слову. (Биговка – это две продавленные канавки вдоль корешка). А что такое корешок? (Корень растений; часть листа от квитанции; место, где сшиты листы книг и тетрадей). Как вы думаете, какое значение слова подходит нам? (корешок – место, где сшиты листы книг и тетрадей).
III. Поиск и отбор информации из приобретённых ранее знаний
Беседа с классом
1. Какие виды матрёшек вы знаете? (Сергиево-Полсадские, Семёновские и Полхов-Майданские матрёшки) <Слайд 3>
2. Чем они отличаются друг от друга? (На
Сергиево-Посадской или Загорской матрёшке четко
обозначены силуэты головного платка красного,
синего или зелёного цветов, белая кофта, с чёрным
верхом сарафан, фартук. Декоративная роспись
скромна – «пестрёшка». <Слайд 4>
Семёновские матрёшки отличаются от
Сергиево-Посадских матрёшек большим букетом
цветов. <Слайд 5>
Мастера из Полхов Майдана выработали свой
стиль декоративной росписи: у матрешек нет
платка с завязанными концами, нет сарафана и
фартука. Вместо этого – условный овал на
двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ
зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё
остальное занято крупными и яркими цветами в
чёрном контуре. Узоры имеют названия «большая
роза», «колокольчики» <Слайд 6>)
IV. Окончательный образ объекта
– Посмотрите, пожалуйста, на эти игольницы.
<Слайд 7>
– Где они могут быть использованы (Игольницы
могут послужить сувениром бабушке, маме).
– Как вы думаете, удобно ли пользоваться такой
игольницей? Почему? (Да, удобно, потому что она
не занимает много места, её можно положить на
стол, повесить на стену).
V. Подбор инструментов и технологии изготовления игольницы
– Какой вид матрёшки вы бы выбрали для вашей игольницы? Почему? (Сергиево-Посадские и Семёновские виды матрёшек, потому что у Полхов-Майдановских матрешек нет ни платка, ни сарафана, ни фартука)
– Откройте рабочие тетради «Я всё умею делать сам» с. 13-16 и прочитайте технологию изготовления папочки – игольницы (карточка №4) Что нам необходимо иметь? (Картон – для папки, аппликационная бумага – для оклейки матрёшки, поролон и кусочек ткани – для игольников, клей ПВА – для сборки, простой карандаш, шаблоны).
VI. Правила безопасной работы
Прочитайте, пожалуйста, хором вредные советы. <Слайд 8>
- Ножницы, иголки, булавки аккуратно разложи на всём своём рабочем месте – у тебя будет много-много друзей-помощников.
- Нитки рви и кусай, не используй для этого драгоценные ножницы.
- Обсуди во время работы все свои проблемы.
- Если ты захотела отлучиться во время работы на минутку, непременно возьми с собой ножницы, чтобы не было скучно в пути.
- Тупые ножницы, ржавые иглы – тебе верные друзья.
- Если ты захотел оказать услугу, разомкни ножницы и смело тычь ими в руку просящего.
- Чем больше предметов на твоём рабочем столе, тем им веселее, ты сразу найдёшь нужную тебе вещь.
– Будете ли вы выполнять такие советы? Почему? (Хранить ножницы нужно в футляре. Не держите ножницы острыми концами вверх. Не оставляйте ножницы на рабочем месте раскрытыми. Передавайте их кольцами вверх. При работе берегите пальцы левой руки) <Слайд 9>
– А какие правила следует выполнять при работе с клеем? (При работе с клеем нужно застелить стол или парту клеёнкой или газетой. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза. Если вдруг клей попал в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза тёплой водой. После работы клей плотно закройте, уберите. Обязательно вымойте руки и кисточку. <Слайд 10>
Физкультминутка <Слайды 11-12>
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
VII. Составление плана работы
- Картонная заготовка для папки
- Выбор шаблонов.
- Разметка деталей по шаблонам.
- Вырезание деталей
- Составление игольницы.
- Сбор изделия.
VIII. Самостоятельная практическая работа <Слайд 13>
- Картонная заготовка папки-игольника. <Слайд 14>
- Вырезание по шаблону фартука-игольника. <Слайд 15>
- Вырезание по шаблону косынки и рукавов.<Слайд 16>
- Сбор изделия. <Слайд 17>
- Рисование лица матрёшки (нарисуем лицо матрёшки: глазки, носик, губки, щёчки)
- Наклеивание игольника(вместо фартука сделаем игольник. Нам потребуется материал, кусочек поролона. Материал мы заготовили заранее, берём клей и наносим его на заглаженные концы материала, приклеиваем. Получился кармашек. В кармашек вкладываем поролон. Заклеиваем оставшуюся часть) <Слайд 19>
IX. Представление изделия. Защита проекта
– Представьте свою работу. Что интересного вы
узнали в процессе работы над проектом? О чём вы
хотите рассказать? С какими трудностями вам
пришлось столкнуться? Что вам особенно
понравилось? Что бы вы изменили? Что хотели бы
сделать лучше?
Сшивали ли вы какие-либо листочки? (Нет). А
как поступили? (Во внутреннюю часть картонной
заготовки приклеил матрёшку – игольницу, а
внешнюю часть вырезал по размеру изделия
внутренней части, т.е. я сделал папку – игольницу.
– А моя игольница сделана на картонной основе
и имеет форму матрёшки.
– Я предлагаю сделать книжку-раскладушку «Дни
рождения» в форме матрёшек)
X. Рефлексия
- Теперь я знаю, что…
- Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике.
- Я сумею объяснить, почему…
- Я смогу рассказать, как …
- Больше всего на этом уроке мне понравилось …
- Мне было трудно… <Слайд 20>
– Посмотрите, ребята, какие красивые игольницы получились у нас. Они могут стать прекрасным сувениром для бабушек и мам. Мне хочется сказать вам спасибо за хорошую работу на уроке.
– Молодцы. <Слайды 21-22>