Переплетные крышки. Изделие "Папочка-игольница"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (856 кБ)


<Слайд 1>

Тип урока: работа над проектом.

Место в общей системе уроков: один из уроков по теме «Работа с картоном и бумагой».

Педагогические задачи: продолжит формировать умение работать с бумагой и картоном, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: умеют работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
  • Метапредметные УУД:
    • Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий, корректируют и контролируют свои действия.
    • Познавательные: вспоминают необходимую информацию из приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
    • Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, уважают в общении партнёра и самого себя.
  • Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, проявляют интерес к истории появления и совершенствования русской матрёшки.

Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальный.

Материалы и оборудование: шаблоны, белый картон, цветная бумага, поролон, кусочек ткани, карандаш, ножницы, клей; компьютер, проектор, экран, коллекция игольниц, выполненных в разных стилях.

Основные понятия и термины: биговка, корешок, игольница, сувенир.

Структура урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Прозвенел звонок. Посмотрите друг на друга. Подарите соседу улыбку. (Коллективное чтение). Игра – приветствие «Улыбка».

<Слайд 2>

– Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись ты мне,
А я тебе.

2. Доскажи слово

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрёшка)

II. Изучение нового материала. «Переплётные крышки», учебник, с.14-15.

– Тема нашего занятия – изготовление игольницы. Как это лучше всего сделать? (Cвободные высказывания детей). А о чём была загадка? (О матрёшке). Какие будут предложения. (Сделать игольницу в виде матрёшки; на игольнице выполнить отделку в виде матрёшки). Откройте учебник и прочитайте материал к уроку на с. 14-15. Какие новые слова вам встретились? (Биговка). Дайте объяснение этому слову. (Биговка – это две продавленные канавки вдоль корешка). А что такое корешок? (Корень растений; часть листа от квитанции; место, где сшиты листы книг и тетрадей). Как вы думаете, какое значение слова подходит нам? (корешок – место, где сшиты листы книг и тетрадей).

III. Поиск и отбор информации из приобретённых ранее знаний

Беседа с классом

1. Какие виды матрёшек вы знаете? (Сергиево-Полсадские, Семёновские и Полхов-Майданские матрёшки) <Слайд 3>

2. Чем они отличаются друг от друга? (На Сергиево-Посадской или Загорской матрёшке четко обозначены силуэты головного платка красного, синего или зелёного цветов, белая кофта, с чёрным верхом сарафан, фартук. Декоративная роспись скромна – «пестрёшка». <Слайд 4>
Семёновские матрёшки отличаются от Сергиево-Посадских матрёшек большим букетом цветов. <Слайд 5>
Мастера из Полхов Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами в чёрном контуре. Узоры имеют названия «большая роза», «колокольчики» <Слайд 6>)

IV. Окончательный образ объекта

– Посмотрите, пожалуйста, на эти игольницы. <Слайд 7>
– Где они могут быть использованы (Игольницы могут послужить сувениром бабушке, маме).
– Как вы думаете, удобно ли пользоваться такой игольницей? Почему? (Да, удобно, потому что она не занимает много места, её можно положить на стол, повесить на стену).

V. Подбор инструментов и технологии изготовления игольницы

– Какой вид матрёшки вы бы выбрали для вашей игольницы? Почему? (Сергиево-Посадские и Семёновские виды матрёшек, потому что у Полхов-Майдановских матрешек нет ни платка, ни сарафана, ни фартука)

– Откройте рабочие тетради «Я всё умею делать сам» с. 13-16 и прочитайте технологию изготовления папочки – игольницы (карточка №4) Что нам необходимо иметь? (Картон – для папки, аппликационная бумага – для оклейки матрёшки, поролон и кусочек ткани – для игольников, клей ПВА – для сборки, простой карандаш, шаблоны).

VI. Правила безопасной работы

Прочитайте, пожалуйста, хором вредные советы. <Слайд 8>

  1. Ножницы, иголки, булавки аккуратно разложи на всём своём рабочем месте – у тебя будет много-много друзей-помощников.
  2. Нитки рви и кусай, не используй для этого драгоценные ножницы.
  3. Обсуди во время работы все свои проблемы.
  4. Если ты захотела отлучиться во время работы на минутку, непременно возьми с собой ножницы, чтобы не было скучно в пути.
  5. Тупые ножницы, ржавые иглы – тебе верные друзья.
  6. Если ты захотел оказать услугу, разомкни ножницы и смело тычь ими в руку просящего.
  7. Чем больше предметов на твоём рабочем столе, тем им веселее, ты сразу найдёшь нужную тебе вещь.

– Будете ли вы выполнять такие советы? Почему? (Хранить ножницы нужно в футляре. Не держите ножницы острыми концами вверх. Не оставляйте ножницы на рабочем месте раскрытыми. Передавайте их кольцами вверх. При работе берегите пальцы левой руки) <Слайд 9>

– А какие правила следует выполнять при работе с клеем? (При работе с клеем нужно застелить стол или парту клеёнкой или газетой. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза. Если вдруг клей попал в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза тёплой водой. После работы клей плотно закройте, уберите. Обязательно вымойте руки и кисточку. <Слайд 10>

Физкультминутка <Слайды 11-12>

Сели-встали, сели-встали.
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.

VII. Составление плана работы

  • Картонная заготовка для папки
  • Выбор шаблонов.
  • Разметка деталей по шаблонам.
  • Вырезание деталей
  • Составление игольницы.
  • Сбор изделия.

VIII. Самостоятельная практическая работа <Слайд 13>

  1. Картонная заготовка папки-игольника. <Слайд 14>
  2. Вырезание по шаблону фартука-игольника. <Слайд 15>
  3. Вырезание по шаблону косынки и рукавов.<Слайд 16>
  4. Сбор изделия. <Слайд 17>
  5. Рисование лица матрёшки (нарисуем лицо матрёшки: глазки, носик, губки, щёчки)
  6. Наклеивание игольника(вместо фартука сделаем игольник. Нам потребуется материал, кусочек поролона. Материал мы заготовили заранее, берём клей и наносим его на заглаженные концы материала, приклеиваем. Получился кармашек. В кармашек вкладываем поролон. Заклеиваем оставшуюся часть) <Слайд 19>

IX. Представление изделия. Защита проекта

– Представьте свою работу. Что интересного вы узнали в процессе работы над проектом? О чём вы хотите рассказать? С какими трудностями вам пришлось столкнуться? Что вам особенно понравилось? Что бы вы изменили? Что хотели бы сделать лучше?
Сшивали ли вы какие-либо листочки? (Нет). А как поступили? (Во внутреннюю часть картонной заготовки приклеил матрёшку – игольницу, а внешнюю часть вырезал по размеру изделия внутренней части, т.е. я сделал папку – игольницу.
– А моя игольница сделана на картонной основе и имеет форму матрёшки.
– Я предлагаю сделать книжку-раскладушку «Дни рождения» в форме матрёшек)

X. Рефлексия

  • Теперь я знаю, что…
  • Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике.
  • Я сумею объяснить, почему…
  • Я смогу рассказать, как …
  • Больше всего на этом уроке мне понравилось …
  • Мне было трудно… <Слайд 20>

– Посмотрите, ребята, какие красивые игольницы получились у нас. Они могут стать прекрасным сувениром для бабушек и мам. Мне хочется сказать вам спасибо за хорошую работу на уроке.

– Молодцы. <Слайды 21-22>