«В деле защиты России мы все должны
соединить, согласовать
свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания
одного исторического высшего права России – быть сильной».
П.А.Столыпин (слайд 2).
Цель урока: изучая наследия П.А.Столыпина определить, какие уроки можно извлечь из опыта его реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России.
Задачи урока:
- Образовательные:
- формировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как о трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»;
- уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законопроекта;
- определить причины, по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
- Развивающие:
- продолжить развивать активность и самостоятельность учащихся при анализе исторических документов;
- формировать умение самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и коллективизма, а также способствовать становлению активной жизненной позиции (слайд 3)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: хутор, отруб, военно-полевые суды, кооперация, фермерское хозяйство.
Основные знания: альтернативы общественного развития России в 1906 г., содержание правительственной программы П.А.Столыпина, суть столыпинской аграрной реформы, развитие кооперативного движения.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, карта «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина», интерактивная карта «Экономическое развитие России в начале XX века, презентации к уроку: «Рассказ о П.А.Столыпине», «Реформы П.А. Столыпина», мультимедийный проектор, экран, исторические источники, мультимедийный учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”.
Опережающее задание: учащийся готовит презентацию по теме: «Рассказ о П.А.Столыпине».
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала по плану (слайд 4):
- Альтернативы общественного развития России в 1906 году;
- Рассказ о П.А.Столыпине;
- Правительственная программа Столыпина;
- Суть аграрной реформы, пути решения крестьянского вопроса;
- Итоги столыпинской аграрной реформы;
- Одинокий реформатор, причины неудач.
Вводная часть
2012 год отмечен важным событием – 150-летием со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, выдающего реформатора, государственного деятеля, патриота, который сыграл великую роль в отечественной истории и судьбе российского государства.
В 2008 году телеканал «Россия» проводил телепроект «Имя России» (слайд 5). Исходный список включал 500 наиболее достойных представителей нашего прошлого, который был составлен гражданами страны. Потом путём голосования выбрали 50 личностей, а до заключительного этапа дошли только 12: Александр Невский, П.А. Столыпин И.В. Сталин, А.С. Пушкин, Петр I, В.И. Ленин, Ф.М. Достоевский, А.В. Суворов, Д.И. Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина II, Александр II. Итог подводили также зрители путем голосования. Всего проголосовало 4 498 840 человек. Первое место занял Александр Невский, на втором месте – П.А.Столыпин.
Проблемное задание: почему Петра Аркадьевича Столыпина вспоминают в последние годы чаще других политиков царской России? (слайд 7)
1. Альтернативы общественного развития России в 1906 году
Напомню, что главный вопрос революции 1905 года был земельный, который так и не был окончательно решен. После революции подсчитали, что общие убытка от «аграрных» беспорядков составили 47 млн. руб. Помещичье землевладение из года в год сокращалось. Аграрный сектор экономики оказался в кризисе, чему в немалой степени способствовал так же мировой сельскохозяйственный кризис. Финансовая система государства, укрепленная еще Витте, оказалась под угрозой расстройства. Необходимо было платить по иностранным займам, за счет которых в значительной степени совершалась индустриализация, а средства можно было получить только из сельского хозяйства. С 1 января 1907 г. прекращалась выплата крестьянами выкупных платежей.
? – Предположите, какие существовали пути дальнейшего развития событий в стране?
Учащиеся отвечают,по мере ответов на доске
появляется схема с указанием направлений (слайд
8):
– дальнейшее продолжение революции;
– наступление контрреволюции;
– попытки разрешить поставленные вопросы путем
реформ.
? – Какая альтернатива, по вашему мнению,
наиболее предпочтительна? – Да, действительно,
первые два пути предполагали большие людские
жертвы, чтобы их избежать нужно было
использовать третий путь, путь реформирования
России.
Перед Николаем II встала задача успокоить
разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого
26 апреля 1906 г. император назначает Министром
внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а
затем 9 июля 1906 года Председателем Совета
Министров и ставит перед ним задачу – успокоить
общество.
2. Рассказ о П.А.Столыпине
Выступление учащегося с презентацией: «Рассказ о П.А.Столыпине»
Учитель: Хочу познакомить вас с
функциями министра внутренних дел в 1906 г. (слайд
9).
Сейчас, в 2011, почти на каждую эту функцию
приходится по министру, а тогда, в 180-миллионном
государстве за все направления отвечал один
человек.
3. Правительственная программа Столыпина
Задание учащимся: познакомьтесь с документами
и на их основе ответьте на вопросы:
1. Какие мероприятия намечал провести Столыпин, и
какими методами?
2. Какие цели ставил Столыпин, пытаясь дать жизнь
правительственной программе?
Работа с документами. Каждый учащийся
получает два документа (Приложение
1), работая над которыми учащиеся
отвечают на поставленные вопросы (здесь можно
организовать работу в парах или в группах, всё
зависит от подготовленности класса).
Учащиеся высказываются, после чего учитель
обобщает: 24 августа 1906 года П.А.Столыпин
опубликовал правительственную программу. Она
состояла из двух частей. В первой обосновывалась
необходимость успокоения страны при помощи
чрезвычайных мер и объявления в некоторых
районах империи военного положения с введением
там военно–полевых судов. Во второй части
предполагалось немедленно, не дожидаясь созыва II
Думы, начать аграрную реформу, основной целью
которой было создание крепкого крестьянского
хозяйства, основанного на частной земельной
собственности. Одновременно было объявлено о
подготовке пакета законопроектов,
способствующих превращению России в правовое
государство: о свободе вероисповедания, о
гражданском равноправии, об улучшении быта
рабочих, о реформе местного самоуправления, о
реформе высшей и средней школы, о введении
всеобщего начального образования, улучшении
материального обеспечения народных учителей, о
подоходном налоге и полицейской реформе (слайд
10). Эти законопроекты он был намерен
предложить для обсуждения в новой Думе. Все
стороны жизни русского общества подверглись
преобразованию. Это еще и военная, а также
судебная реформа. Будучи последовательным
сторонником введения законности и правопорядка
во все стороны жизни, Столыпин считал крайне
важным создание единого правового пространства
в масштабах всей России. Судебная реформа
предусматривала: создание унифицированной
судебной системы, введение защиты на стадии
предварительного следствия, меры по условному
осуждению и условному досрочному освобождению.
Намеченные Столыпиным преобразования в области
суда и судопроизводства во многом созвучны
современной судебной реформе.
В историографии сложился такой стереотип, что якобы Столыпин – автор военно-полевых судов. Но это совершенно не так. Идея введения военно-полевых судов была предложена самим императором. И Столыпин, как премьер-министр и министр внутренних дел, выполнял волю императора. Столыпин с самого начала говорил, что введение военно-полевых судов было временной мерой. И он потом не стал вносить законопроект о военно-полевых судах в Государственную Думу. Как православный человек, Столыпин считал: смертная казнь – это тяжелое наследие прошлого, что к этой мере надо прибегать только в крайнем случае как к вынужденной мере (слайд 11).
4. Суть аграрной реформы, пути решения крестьянского вопроса.
? – Но какой же вопрос более всего волновал правительство во главе со Столыпиным? –Аграрный.
Пояснения учителя: Столыпинская аграрная реформа – это понятие условное, ибо она не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадалась на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и вошедшее в литературу «именное» название реформы так как Столыпин не был ни автором основных ее концепций, ни разработчиком. Когда он пришел в Министерство внутренних дел оказалось, что группа чиновников во главе с В.И.Гурко, разрабатывала проект, который означал крутой поворот в политике правительства. Основная идея заключалась в ускоренной ломке общины. Этого же требовали и помещики. В мае 1906 года собрался I Съезд уполномоченных дворянских обществ и помещики чуть ли не в один голос требовали ликвидации общины, которая сильно им насолила за два года революции. И в связи с этим вопрос:
? – Как вы думаете, почему помещики выступали за
ликвидацию общины? – Крестьян собранных
вместе легче поднять на борьбу.
Опираясь на все выше сказанное, Столыпин
определял основные пути решения крестьянского
вопроса.
«Пути решения аграрного вопроса»: 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г. издаются указы и законы, суть которых сводилась к следующему: каждый крестьянин мог, объявить частной собственностью наел земли, находящийся в пользовании (слайд 12).
Работа с документами. Учащимся предлагается на основании высказываний П.А. Столыпина сформулировать основные цели проведения аграрной реформы и заполнить таблицу “Аграрная реформа П.А.Столыпина” (слайд 13):
Цели |
Мероприятия |
Результаты |
|
положительные |
отрицательные |
Работая с документом № 3 (Приложение 2), учащиеся заносят в таблицу в графу «Цели» (слайд 13):
1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от
стремления к принудительному отчуждению
помещичьей земли.
2. Создание социальной и экономической опоры
самодержавию в лице зажиточных крестьян.
3. Продолжение модернизации России.
Вопрос к документу № 4 (Приложение 2): Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? – Община.
Вопросы к документу № 5 (Приложение 2):
1. Какое право каждому крестьянину давал этот
Указ? – Разрешения свободного выхода из общины
любого домохозяина.
2. Какова процедура выхода крестьян из общины? – Выходящий
из общины крестьянин получал в частную
собственность все закрепленные за ним наделы,
причем они должны были быть сведены в один
участок. Поощрялось образование отрубного и
хуторского крестьянского хозяйства.
Вопрос к документу № 6 (Приложение
2): Как вы думаете, для чего было
необходимо разрушение крестьянской общины? – Потому
что крестьянская община способствует
революционизации крестьянства, насильственно
прикрепляет крестьян к земле, ухудшает
землепользование, снижает урожайность, круговая
порука.
Далее уч-ся определяют основные мероприятия
аграрной реформы и заносят в табл. (слайд 13):
1. Создание новых форм землевладения и
землепользования (разрушение общины,
хутор,отруб)
2. Государственная помощь крестьянским
хозяйствам.
3. Переселенческая политика.
4. Кооперирование.
Работа с мультимедийным учебником “История Россия XX век “Клио Софт”
Задание: просматривая фильм
заполнить графы таблицы“Результаты”,
необходимо разделить результаты, которые
услышите и увидите на положительные и
отрицательные.
После самостоятельной работы учащихся учитель
проводит фронтальную проверку (слайд 13).
Положительные результаты реформы:
1. Начали создаваться фермерские хозяйства.
2. Рост посевных площадей
3. Совершенствование агротехники.
4. Подъем производительности труда в сельском
хозяйстве.
Отрицательные результаты реформы:
1. Сохраняются проблемы малоземелья крестьян.
2. Появляются новые социальные противоречия
(между зажиточными и беднейшими
крестьянами, конфликты с местным населением в
местах переселения).
Предложить учащимся более расширенно рассмотреть вопрос плюсов и минусов аграрной реформы (слайд 14).
Учитель: Столыпин был уверен, что
земельный собственник – трудолюбивый,
обладающий чувством собственного достоинства, –
станет проводником экономического и социального
прогресса. И тогда, как он подчеркивал, писаная
свобода превратится в свободу настоящую. Великий
реформатор делал ставку не на «пьяных и слабых»,
а на «разумных и сильных», инициативных,
творческих личностей. Таким образом, Столыпин
рассчитывал, с одной стороны, полностью и
окончательно уничтожить социальную основу для
революции, а с другой – создать условия для
формирования среднего класса.
Любой крестьянин, закрепивший землю в частную
собственность, мог потребовать соединить все его
разбросанные полосы в один участок (отруб). Если
на участок перенести усадьбу, то возникает хутор.
Хутора фактически, уничтожали деревню.
Работа с терминами (слайд 15). Избавляясь
от общинных ограничений, крестьянин превращался
в полноправного собственника, по своему
усмотрению мог распоряжаться принадлежащими ему
сельскохозяйственными угодьями.
Государственные органы активно содействовали
разрушению общинных порядков. В губерниях и
уездах создавались землеустроительные комиссии,
следившие за правильным отводом участков,
выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали
крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую
выгоду, часто оказывали давление на
консервативные крестьянские всходы. При
выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева
получали земли больше, чем у них было до реформы;
эти излишки передавались самостоятельным
владельцам бесплатно или по низким ценам.
В годы реформы из общин выделилось около 2-х млн.
хозяйств, в основном зажиточных (около 22 % всех
крестьянских хозяйств). Некоторые продавали свои
земли «крепким хозяевам», покидали деревню,
пополняли ряды рабочего класса.
Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины,
свободно избрать место жительства и род занятий
(крестьянам было обещано полное уравнивание в
правах с другими сословиями). Столыпин стремился
решить проблему малоземелья, не затрагивая
интересов крупных собственников. Крестьянам
была передана часть государственных земель.
Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы
аграрной реформы покупал помещичьи имения и
продавал их крестьянам мелкими участками, но
этим могли воспользоваться лишь зажиточные
хозяева (слайды 16, 17).
Одним из важных пунктов в решении аграрного
вопроса была переселенческая политика
? – Какую проблему хотел решить Столыпин путем
переселения? (проблемы малоземелья).
Переселенческая политика
Работа по карте:
? – Где особо остро стоял вопрос с землей? – Центральные,
черноземные районы.
? – Куда, по вашему мнению, могли переселиться
крестьяне? – За Урал.
Учитель: Одним из важнейших
инструментов разрушения крестьянской общины
стала политика массового переселения крестьян
за Урал. Форсируя этот процесс, правительство
хотело ослабить земельный голод во внутренних
губерниях России, а главное — отправить миллионы
безземельных и бунтующих крестьян подальше от
помещичьих имений — в Сибирь, где было много
пустующей земли. Крестьяне, пожелавшие в связи с
малоземельем переселиться за Урал, получали
небольшие «подъемные» и ссуды на обустройство
Серьезные надежды Столыпин возлагал на массовое
переселение в восточные районы. Переселенцам
прощались недоимки, выдавались беспроцентные
ссуды, продавались дешевле железнодорожные
билеты. В течение пят лет переселенцы не платили
налогов, освобождались от службы в армии. В
собственность они получали участок земли (15 га на
главу семьи и 45 га на остальных членов семьи),
денежное пособие — 200 рублей на семью. Эти льготы
и отсутствие перспектив в родных местах побудили
многих крестьян отправиться в восточные районы.
В первые годы после революции 1905 — 1907 гг.
переселение шло быстрыми темпами. В последующий
период этот процесс несколько замедлился. Всего
же с 1906 по 1914 гг. в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс.
человек. Но не все приживались в Сибири: суровые
климатические условия, неумение приспособиться
к новым, непривычным способам хозяйствования и
другие факторы вынудили часть переселенцев
возвратиться обратно (524 тыс., или 17%). Те, кто
прижился, нашли свой путь в капитализм,
опирающийся на русские коллективистские
традиции: общину сменила кооперация.
Несмотря на все недостатки, переселенческая
политика имела прогрессивное значение.
Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили
более 30 млн. десятин пустующей земли, построили
тысячи сел, дав толчок развитию производительных
сил Сибири. Становление земельных отношений в
переселенческих районах шло именно в том
направлении, о котором говорил П. А. Столыпин, —
создавались крепкие единоличные хозяйства.
Новым явлением стало широкое распространение
кооперации — объединений крестьян для
совместного сбыта и переработки
сельскохозяйственной продукции. Кооперация
значительно снизила цены на рынке, оказывала
помощь не только зажиточным и средним слоям
деревни, но и беднякам. На 1 января 1917 г. в стране
насчитывалось 63 тыс. различных видов
кооперативов (слайд 18).
5. Итоги столыпинской аграрной реформы
Учитель: Итоги реформы противоречивы.
Крестьяне не спешили к переходу на хутора и
отруба. В реальной жизни из общины выходили в
основном зажиточные крестьяне, а также беднота,
стремившаяся улучшить свое материальное
положение за счет продажи земли. Из 2 млн.
выделившихся из общины дворов свои наделы
продали 1,2 млн, т. е. 60 %. Несмотря на все усилия
правительства, крепкие единоличные крестьянские
хозяйства (по типу фермерских) составляли к 1915 г.
всего лишь 10,3 % от всех крестьянских хозяйств,
занимая 8,8 % надельной земли. Вместе с тем
появление в деревне хуторян-фермеров зачастую
вызывало ненависть к ним со стороны
крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали,
травили скот, уничтожали посевы, ломали
инвентарь. Только за 1909 — 1910 гг. полиция
зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога
хуторских хозяйств.
Часто крестьянское сопротивление реформам
провоцировали сами власти. Землеустроительные
комиссии предпочитали не возиться с отдельными
домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба все
селение. Чтобы добиться от крестьянского
общества согласия на такие действия, применяли
различные методы давления, вплоть до
использования военной силы.
Тем не менее, за семь лет активного проведения
реформы были достигнуты впечатляющие
результаты: 25 % крестьян вышли из общины, посевные
площади возросли в целом на 10 %, а в районах
наибольшего выхода крестьян из общины — на 15 %; на
треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в
среднем 25 % мирового экспорта зерна, а в урожайные
годы — до 40 %. За эти же годы удвоилось количество
применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5
раза возросли закупки крестьянами
сельскохозяйственных машин. Эти показатели, в
свою очередь, оказывали влияние на рост
промышленного производства, темпы которого в эти
годы были самыми высокими в мире (8,8 %). Но
фермерские хозяйства составляли лишь 10,3 % всех
крестьянских хозяйств, 17 % переселенцев
вернулись на прежние места проживания. В чем же
причины незавершенности реформы? Она не
достигла ни экономических, ни политических
целей, которые перед ней ставились. Деревня
вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же
нищей, как и до Столыпина. Хотя, необходимо
привести цифры, которые приводит Г. Попов – они
показывают, что кое-какие сдвиги в положительную
сторону наблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем
ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза.
Производство зерна в России в 1913 г. превышало на
треть объем производства зерновых в США, Канаде,
Аргентине вместе взятых. Российский экспорт
зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию
масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем
стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири.
Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов.
Не правда ли, обнадеживающие показатели? Но все
же, по мнению Попова, главную задачу – сделать
Россию страной фермеров – решить не удалось.
Большинство крестьян продолжали жить в общине.
6. Одинокий реформатор, причины неудач
Работа с учебником
Задание учащимся:рассмотрев подраздел учебника «Одинокий реформатор» § 8, определите причины неудач реформ Столыпина.. После высказываний учащихся представляется слайд 19:
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П. А. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели пи широкой социальной, ни политической поддержки.
Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея «черного», т. е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя «вековых устоев» и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Либеральная интеллигенция не могла простить премьер-министру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Для революционных партий он навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту (по разным данным на Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений).
Оставался единственный способ проведения реформ — при помощи силы государства. Однако его перестал поддерживать и Николай II. И не потому, что боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Царь интуитивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия, в «столыпинской России» самодержавная власть станет ненужной. Все ждали отставки Столыпина, но в сентябре 1911 г. он был смертельно ранен агентом охранки Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Столыпина называют «Одиноким реформатором», так как его реформы не нашли социальной опоры, прежде всего у простого революционного народа. Сам он был убежденным монархистом, но невольно пытался ограничить монархию, затмил собой фигуру царя и поплатился за это (слайд 20).
Государственная деятельность П.А.Столыпина носила всеобъемлющий характер. В понятии Столыпина Великая Россия – это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов. Как это ни странно, реформы Столыпина начали приносить свои главные плоды как раз после 1911 года. Реализация столыпинских реформ позволила России в канун первой мировой войны выйти по темпам экономического роста на пятое место в мире, создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат для промышленности и предпринимательства, упрочить ее позиции на международной арене. Результативность реформ обуславливалась, в первую очередь, активным использованием регулирующих рычагов формирующегося правового государства и пробуждением активности среднего класса.
II. Рефлексия, подведение итогов
В начале урока перед вами было поставлено
проблемное задание. Попробуйте дать ответ на
него.
Выступления учащихся с высказыванием своей
точки зрения по проблемному заданию:
«Сегодня я осознал, что Пётр Аркадьевич Столыпин – выдающийся государственный деятель 20-го века, занимавший исключительное место в Совете министров России с 1906 по 1911год. Столыпин видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Об этом человеке и его проекте земельной реформы продолжают спорить до сих пор, спустя сто лет после его смерти. Немногие государственные деятели заслужили столь пристальное внимание потомков».
«Столыпину пришлось решать чрезвычайно сложные задачи: с одной стороны — вывести Россию из состояния революционной анархии, а с другой — предложить обществу программу реформ, которая смогла бы разрешить задачу преобразования страны мирным путем. Столыпин был убежденным противником революции. Он считал, что революционные потрясения не могут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни народа. Он мечтал увидеть Россию могучей, централизованной империей, экономически здоровой, образованной и культурной. Петр Аркадьевич поступил как настоящий реформатор – не побоялся взять на себя ответственность, не захотел оставаться в стороне».
«Проводившаяся Столыпиным политика оказала на развитие страны важное, и во многом положительное влияние: выросло производство сельскохозяйственной продукции, развилось кооперативное движение, возросло население Сибири. Столыпин был подлинным консерватором, его реформы были направлены на создание социальной базы царизма, на сохранение существовавшей власти. Но, всё же основная заслуга П.А.Столыпина и основной его след в истории состоял в том, что он увидел в русском человеке человека. Как мне думается, именно поэтому он остался в памяти народной».
«Столыпина называют “одиноким реформатором”, жизнь которого закончилась трагически. Так кто же он? По-моему мнению. Столыпин - великий реформатор, непонятый современниками».
«Петр Аркадьевич Столыпин – это политический лидер нового типа. В нем сочетались интеллект, сильная воля, государственный ум и истинный патриотизм – вот почему он остался в истории».
Учитель: Конечно, Столыпин был сыном своей эпохи, и от мозга до костей принадлежал дворянской касте. Однако, он понимал, что главная беда Россия в ее экономическом отставании от ведущих капиталистических стран. Это отставание Столыпин хотел преодолеть с помощью капитализации деревни, модернизации промышленности, привлечения большого количества безземельных крестьян в промышленную сферу экономики. Столыпин был идеологом своих реформ, он понимал их и верилв них. Смерть реформатора от руки тайного агента полиции Д.Г. Богрова, решила исход аграрных и других государственных преобразований Столыпина. Крестьянская реформа, и реформы по модернизации самой России, предложенные Столыпиным, остались незавершенными (слайд 21).
На похоронах было сказано много речей, но речь председателя московского «Союза русского народа», издателя газеты «Русская земля», протоиерея И.И.Восторгова и сейчас воспринимается современной: «Умер смертью мученика Пётр Аркадьевич Столыпин. Сегодня совершается его погребение. Личность его так ярка, деятельность столь многообразна, историческая роль так велика, смерть так неожиданна, удар для Царя и Родины столь тяжек, – что делать ему оценку теперь, в первые дни после смерти, в первых заупокойных молениях, не только преждевременно, но прямо невозможно...».
Философ В.В. Розанов дал очень высокую оценку Столыпину как политику: «на нём не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля». А в высказываниях Столыпина мы можем найти объяснение: « Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».
Столыпин решал ту же фундаментальную стратегическую задачу, что и нынешние политики страны: формирование гражданского общества и правового государства, создание рыночной экономики и среднего класса, закрепление прав и свобод, соответствующих современному цивилизованному миру. На самом деле Столыпин смог предложить обществу общенациональную идеологию, основными компонентами которой были: законность и правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль исполнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Именно поэтому идеи Столыпина актуальны до сих пор, ведь аграрный вопрос как оставался нерешённым, так и остаётся. Российская деревня сегодня находится на грани полной деградации, а вместе с деревней деградирует и сельское хозяйство. В результате, мы начинаем всё в большем количестве закупать продукты питания в зарубежных странах. А это неизменно ведет к утрате Россией своей экономической независимости. И сейчас при решении аграрного вопроса очень важно учесть уроки истории. Учитывая реформаторскую деятельность П.А.Столыпина, можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в и в нашем будущем. Ведь мы строим новую Россию и желаем видеть ее процветающей, могучей, экономически и технически развитой страной.
Актуальность реформ Столыпина подтверждается высказываниями Д.А.Медведева (слайд 22).
Я хочу, чтобы Вы никогда не думали о том, что от вас ничего не зависит. Помните, что даже одни голос может решить всё. Всей своей жизнью Петр Аркадьевич Столыпин призывает - не нужно оставаться сторонним наблюдателем.
Столыпин много сделал для России,
Хотя его политика для многих не ясна.
Но всё же он – Великий для России:
Он разбудил страну реформами от сна.
III. Домашнее задание (слайд 23):
Учащиеся получают задание для проведения на следующем уроке дискуссии. Для этого класс делится на две группы, каждая из которых будет защищать противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина:
первая – Деятельность Столыпина была
сопряжена с нарушением прав народа и направлена
на уничтожение или ограничение демократических
достижений революции 1905-1907гг.;
вторая – Политика Столыпина была направлена на
создание стабильного правового государства в
России и сохранение основ политического режима,
установившегося с 1905 году.
Задание каждой группе: собрать как можно больше аргументов для защиты представляемой точки зрения.
Список использованной литературы (слайд 24):
- Корелин А.П. Реформы П.А.Столыпина: исторический опыт и уроки.// Преподавание истории и обществознания в школе. № 10, 2007. – С. 3-12;
- Отечественная история: Учебное пособие. /Под ред. Р.В.Дегтярёвой, С.Н.Полторака. М.: Гардарики, 2005. 398 с.;
- Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). М., 2007;
- Сидоровнин Г.П. П.А. Столыпин: Жизнь за Отечество: жизнеописание (1862-1911). М., 2007;
- Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. / Под ред. П.А.Пожигайло, Т. 1-2. М., 2002.
Интернет-ресурсы
- Изгоев А.С. П.А.Столыпин: Очерк жизни и деятельности. М., 1912. // http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=823 (на 3 ноября 2010).
- «Лекция Михаила Давыдова Столыпинская аграрная реформа: замысел и реализация» // http://polit.ru/lectures/2007/02/08/davydov.html (на 13 ноября 2009 г.).
- «Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете» // http://lib.ru/HISTORY/ FELSHTINSKY/ stolypin.txt (На 7 ноября 2008).
- http://ru.wikipedia.org.