Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет.
(С. Маршак)
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
- Образовательные – повторение содержания понятия «проценты»; основных приёмов и методов решения задач на проценты; сформировать у учащихся умение решать более сложные задачи на проценты, отработать навыки их решения.
- Развивающие – развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самообразования.
- Воспитательные – воспитать у учащихся аккуратность, культуру поведения, самостоятельность.
Структура урока:
- Организационный этап.
- «Зарядка для ума» – математическое лото.
- Из истории:
- Систематизация и обобщение ранее изученного материала.
- Решение сложных задач на проценты.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока:
Приложение: Презентация
Необходимое оборудование:
- Персональный компьютер
- Проектор
- Классная доска
- Учебник, тетрадь
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
«Зарядка для ума» – математическое лото
В карточке лото шесть чисел, одно контрольное (не закрывается). По открытому числу легко оценить ученика. Учащиеся выполняют все задания, закрывая соответственно равные ответы.
(Карточки лото представлены отдельно – Приложение 1)
Контрольные числа:
0,04; 15; 10; 6; 81; 75; 48; 64; 4,9; 80 .
Задания к карточкам лото:
- 0,5 : 0,01 8. 1,6 : 0,2 15. 11 – 4,6
- 0,14 + 0,46 9. 8,4 +1,2 16. 0,09 • 90
- 64 • 0,1 10. 9 – 1,5 17. 96 : 20
- 0,32 – 0,31 11. 13 – 0,4 18. 2,08 + 2,2
- 200,2 – 100,3 12. 0,7 • 0,7 19. 0,07 • 8
- 7,1 • 2 13. 0,12 : 6 20. 20,1 • 5
- 0,12 • 60 14. 1,7 + 3,3
Ответы: 50; 0,6; 0,64; 0,01; 99,9; 14,2; 7,2; 8; 9,6; 7,5; 12,6; 0,49; 0,02; 5; 6,4; 8,1; 4,8; 4,28; 0,56; 100,5.
– А теперь проверим сами себя. У вас на карточке должно было остаться не закрытым одно число. Если это одно из чисел, приведённых на доске, то вы решили все примеры верно (на доске контрольные числа).
Из истории:
- Слово «процент» имеет латинское происхождение: «pro centum» – «со ста».
- Часто вместо слова «процент» используют словосочетание «сотая часть числа».
- Процентом называется сотая часть числа.
- Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
- Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг).
- От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
- В Европе проценты появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый Симон Стевин. Он в 1584 г. впервые опубликовал таблицу процентов.
- Символ % появился не сразу. Сначала писали слово «сто» так:
- В 1685г. в Париже была напечатана книга «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке вместо было набрано %. После этого знак % получил всеобщее признание и до сих пор мы пользуемся этим значком процента.
- В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые по аналогии со знаком % – ‰
Систематизация и обобщение ранее изученного материала.
1) – Что называется процентом? (Сотая часть
числа.)
– Как перевести проценты в десятичную дробь? (Разделить
величину на сто.)
– Как перевести десятичную дробь в проценты? (Умножить
дробь на сто.)
2) Запишите проценты в виде десятичных дробей:
3% |
21% |
30% |
56% |
80% |
110% |
14,6% |
0,03 |
0,21 |
0,3 |
0,56 |
0,8 |
1,1 |
0,146 |
3) Запишите десятичные дроби в виде процентов:
0,05 |
0,6 |
8,6 |
1,3 |
0,124 |
0,71 |
0,48 |
5% |
60% |
860% |
130% |
12,4% |
71% |
48% |
4) Какие три типа задач вы знаете:
- Нахождение процентов от данного числа.
- Нахождение числа по его процентам.
- Нахождение процентного отношение двух чисел.
– Подберите к каждому типу задач формулу (на доске):
|
|
|
5) Определите тип задачи и решите её:
- Билеты в театр стоили 300 рублей, потом их цена увеличилась на 12%. На сколько рублей увеличилась цена билета?
I тип: 300 : 100 • 12 = 36 (рублей)
Ответ. Цена билета увеличилась на 36 рублей.
- Автобус должен проехать от одного города до другого 50 км. Проехав 30 км, он сделал остановку. Сколько процентов пути он проехал?
III тип: 30: 50 • 100= 60%
Ответ. Автобус проехал 60% пути.
- Купив 1,5 кг груш, девочка истратила 50% своих денег. Сколько кг груш могла бы купить девочка на все деньги?
II тип: 1,5 : 50 • 100 = 3 (кг)
Ответ. Девочка могла бы купить 3 кг груш.
Решение сложных задач на проценты.
- Цена товара понизилась на 30%, а потом ещё на 15%. На сколько процентов понизилась цена товара по сравнению с первоначальной? Сколько стал стоить товар, если его первоначальная стоимость была 3000 рублей?
- Первоначальную цену принимаем за 100%, после первого понижения цена товара понизилась на: 3000 : 100 • 30 = 900 (рублей).
- Новая цена товара стала: 3000 – 900 = 2100 (рублей).
- Второе понижение происходит от новой цены: 2100 : 100 • 15 = 315 (рублей).
- Цена товара после понижения стала: 2100 – 315 = 1785 (рублей).
- Общее снижение цены: 900 + 315 = 1215 (рублей).
- Процентное понижение цены товара от первоначальной: 1215 : 3000 •100 = 40,5%.
Ответ. На 40,5% понизилась цена товара по сравнению с первоначальной, новая стоимость товара 1215 рублей.
- Таня ест пирожок. После первого откусывания масса пирожка уменьшилась на 20%, после второго откусывания, масса пирожка уменьшилась ещё на 20% и стала 128 г. Сколько весил пирожок в начале?
- 100% – 20% =80% – процентное содержания пирожка после первого откусывания.
- Второе откусывание происходит от остатка: 80% : 100% • 20% = 16% – откусили во второй раз.
- 80% – 16% = 64% – процентное содержание пирожка после второго откусывания.
- 64% равна 128 г: 128 : 64% • 100% = 200 (г) – первоначальная масса пирожка.
Ответ. 200 г весил пирожок в начале.
- Арбуз массой 24 кг содержит 98% воды. Когда он немного сох, содержание воды в нём уменьшилось до 97%. Какова теперь масса арбуза?
- 100 – 98 = 2 (%) – процентное содержание «сухого вещества».
- 24 : 100 • 2 = 0,48 (кг) – масса «сухого вещества» в арбузе.
- 100 – 97 = 3 (%) – процентное содержание «сухого вещества» после усушки.
- Так как сухого вещества осталось столько же, то есть 0,48 г, поэтому: 0,48 : 3 • 100 = 16 (кг) – новая масса арбуза.
Ответ. Новая масса арбуза 16 кг.
- В 280 г воды растворили 70 г соли. Какова концентрация полученного раствора?
1) 300 + 50 = 350 (г) – масса полученного раствора.
2) 70 : 350 •100 = 20 (%) – процентное содержание соли в растворе.
Ответ. 20% концентрация полученного раствора.
Самостоятельная работа
– Самостоятельная работа состоит из двух частей: тестовая часть и две задачи.
Оценивание самостоятельной работы:
«три» – решение тестовой части,
«четыре» – решение тестовой части + одна задача,
«пять» – решение тестовой части + две задачи.
1) В библиотеке было 9450 книг. Детские книги составили 30%. Это:
а) 2835 б) 3,15 в) 283,5 г) 315
2) Стоимость товара 1200 руб. Сколько будет стоить товар после увеличения его цены на 25%?
а) 300 б) 600 в) 1500 г) 900
3) В библиотеке 15% всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 600?
а) 9000 б) 4000 в) 900 г) 900
4) Для компота смешали 3 кг яблок и 7 кг слив. Сколько процентов составляют сливы?
5) На субботник вышли 160 человек. В ремонте дороги участвовали 25 % всех людей, а остальные сажали деревья. Сколько человек сажали деревья?
Подведение итогов урока:
Сделать вывод: достигнуты ли цели урока. Выставление оценок.
Литература
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин и др. – Мнемозина, 2008.
- Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. Сост. Г.И. Григорьева – Учитель-АСТ, 2003.