Группа: 2 год обучения.
Продолжительность: 45 мин.
Цель: предоставить возможность обучающимся продемонстрировать свои знания по программе курсов «изобразительное искусство» и «история искусства» в процессе организации арт-системы живого музея, полной открытости в работе с содружеством родителей.
Задачи:познакомить учащихся и родителей с перформансом, одним из интереснейших жанров современного визуального искусства, а также выстроить новый способ рассматривать перформанс как произведение искусства живого музея.
Оборудование: проектор, ноутбук, удлинитель, светильник, ткань черная, стулья, кубы, веревки.
Реквизит: драпировки, предметы для натюрморта, ткань белая, детские композиции по жанрам: натюрморт, портрет, пейзаж; маски художников.
Ведущим является педагог дополнительного образования.
Для иллюстрации каждого действия и перформанса используется слайд презентации.
ХОД ПЕРФОРМАНСА
Перформанс состоит из трех действий:
Намерение. Действие. Объект.
Все действия направляет ведущий.
Действие первое: Намерение (слайд 2)
1. Перформанс «Слова» (слайды 3, 4)
Все учащиеся обращаются к звуковому потенциалу речи, к определению себя и началу другого, к возможности ускользнуть в промежуточность между горизонтами знаков. Начинают беспорядочно произносить слова, увеличивая громкость.
Посвящение, Меланхолия, Покорность, Никогда,
Вопреки, Усталость, Дети, Краски, Волгоград,
Марина, Пейзажи, Закаты, Сумерки, Прогулка,
Осенняя песня, Соловей, Каприз, Кошка, Важная
дама, Господин оформитель, Волга, Пантомима, На
траве, Аллея, Лодка, Перспектива.
По знаку ведущего все замолкают – наступает
тишина.
2. Перформанс «Пробуждение» (слайд 5)
Медийный интерактивный перформанс, в котором дети, подобно маленьким творцам, пробуждают Вселенную и населяют её планетами и созвездиями. Используя гримасы на экран (или зеркало), пробуем сделать видеоинсталяцию.
3. Перформанс «Форма» (слайд 6).
Учащийся выступает как отрешенный скульптор,
случайной мыслью создающий пространственные
композиции из людей и ситуаций (все участники
располагаются в большом трикотажном чехле и от
прикосновения скульптора меняют форму).
Живая скульптура в чехле.
4. Перформанс «Три волшебника» (слайд 7)
Мы снова вступаем в пространство ритуала. Принимаем на себя имена и лица великих художников (надеваем маски с лицами художников), начинаем игру в "Трех волшебников". Каждый из учащихся, делая свой ход, перед тем как бросить кости, должен задать одному из своих друзей вопрос. Вопрос об искусстве – любая тема, любые рамки. От античности до злободневных событий. От личной приязни до эстетических суждений: вопрос в маске, ответ без маски.
5. Перформанс «Пинг-понг» (слайд 8)
Во время проведения перформанса мы передаем свой взгляд, взгляд художника, выбирающий материал, который сам уже готов стать искусством, взгляд, обнажающий красоту. Во время декламации стихотворения учащиеся развешивают на веревках свои творческие работы.
Представление портретов на веревках
Слова ведущего:
Ты смотришь на меня со старого портрета,
Как будто ты – живой, реальный человек.
Стою перед тобой. И странно мне всё это:
На волосах твоих лежит, не тая, снег.
Пытаюсь разгадать я глаз твоих загадку,
Найти пытаюсь смысл взгляда твоего
И чувствую: душе так больно и так сладко,
В моей душе лишь крик – и больше ничего.
Так кто ж ты, незнакомец? Из какого века?
Каким попутным ветром в край наш занесло?..
Молчит, молчит портрет и не даёт ответа.
Но что он принесёт – добро иль, всё же, зло?
6. Перформанс «Групповой портрет» (слайд 9)
Все учащиеся выполняют действия, иллюстрирующие текст.
Слова ведущего:
Однажды Кот, придя домой,
Сказал: "Жена и дети!
А не пора ли всей семьей
Подумать о портрете?"
Жена воскликнула: "Пора!"
Котята крикнули: "Ура!"
Кот надевает шляпу,
Берет жену под лапу.
И, подхватив своих котят,
Они к фотографу летят.
Фотограф, пожилой Козел,
Их в ателье свое провел.
Был очень вежлив, очень мил,
Кота и Кошку посадил
Посередине в кресло
Котят на длинную скамью,
Приятно глянуть на семью:
Все выглядят прелестно!
На маме – розовый наряд,
На папе – фрак лиловый,
И чепчики у всех котят –
Мгновенье! – и готово!
Свой аппарат Козел навел,
"Внимание! – сказал Козел, –
"Смотрите, дети, птичка!"
Эх, подвела привычка!
На экране появляется картина Корольковой Е. с изображением фотографа.
Кот, Кошка, пятеро котят
Ка-ак бросятся на аппарат,
Кот в объектив вцепился!
Летит штатив и гаснет свет...
Короче говоря, портрет –
Совсем не получился
Все учащиеся выстраивают композиция для групповой фотографии.
Действие второе: Действие (слайд 10).
1. Перформанс «Силуэты» (слайд 11)
В перформансе используются структурированные движения людей, чтобы произвести автономное художественное полотно в надменном духе постживописной абстракции.
Звучит шум улицы. Одни учащиеся становятся в позы перед источником света, образуя забавные тени на стене, другие обводят на стене их силуэты.
2. Перформанс «Пейзаж» (слайды 12, 13)
Под декламацию текста учащиеся разбрасывают в хаотичном порядке картины с пленэра, как листовки. На экране идет демонстрация фотографий с пленэра.
Слова ведущего:
Я угадала неба цвет,
Рисуя на мольберте старом.
Там незатейливый сюжет:
Как облака бегут устало,
Как вереницей лебедей
Они плывут за солнцем белым, –
Нарисовала без затей
На красках четким белым мелом.
Все громко кричат лозунг: «ИскусствоЕстьИскусствоЕстьИскусство».
3. Перформанс «Городские тайны» (слайд 14)
Экскурсия «Городские тайны» по экспозиции картин. Царицынские здания хранят множество тайн – громких и почти неизвестных широкой публике. Загадочные события, захватывающие истории, тайны отдельных зданий – все это становится частью перформанса.
Дети заранее составляют и рассказывают истории про городские здания.
4. Перформанс «Город» (слайд 15)
Под стихотворный текст дети собирают картины с пленэрными пейзажами.
Слова ведущего:
Я пишу пейзаж с натуры.
Под кустами мокнут куры,
И лохматый пёс Барбос,
Спрятал в будку мокрый нос...
Небо, словно хмурый дед, –
Ни одной улыбки нет!..
Надоела мне тоска.
Взял я чистых два листка:
Солнце выпустил я сразу,
Чтоб не скучно было глазу!
Появилось столько света,
Что ко мне вернулось лето!
И под ёлкою, гляди-ка,
Раскраснелась земляника!
Действие третье: Объект (слайд 16)
1. Перформанс «Натюрморт» (слайд 17).
Слова ведущего:
Вещь. Коричневый цвет
Вещи. Чей контур стёрт.
Сумерки. Больше нет
Ничего. Натюрморт.
Учащиеся разбирают драпировки и выстраивают из маленьких фор-эскизов натюрмортов инсталляцию.
2. Перформанс «Саунд-ванна» (слайд 18)
Это контактная, пластическая аудиоимпровизация, вкоторой контакт осуществляется посредством звука.
Учащиеся составляют натюрморт на площадке, иллюстрируя текст.
Слова ведущего:
Взяв вдохновения аккорд,
Художник пишет натюрморт.
Я не художник, но с желаньем
Я напишу его словами....
Мой натюрморт весьма хорош
По центру желтый клин,
Коричневое блюдо не играет цветом,
В нем фрукты – муляжи почти что сто предметов,
Колосья в глиняном кувшине – классика и ваза.
Конфет пять штук он новогоднего сюрприза,
А рядом утка…
И пестроты её наряд.
Хлеб бородинский в целлофане,
Красив и запахом так манит.
В лазоревых тонах мерцает драпировка...
Ну, вот и вся, пожалуй…
Неброский фон, насыщены цвета,
Картина маслом... Красота
Звучит музыка. Учащиеся вешают на веревку декоративные натюрморты, выполненные на занятиях.
3. Перформанс «Радуга цвета» (слайд 19)
Мирошниченко Д. вываливает краску на лежащий на
полу ватман и пишет мастихинов натюрморт.
Все участники надевают белые нагрудники – листы
и начинают ставить отпечатки кистей рук,
испачканных краской на листы-нагрудники.
Выстраивается итоговая композиция-фотография
(слайд 20).
Естественным продолжением перформансов является их документация – фото, видео, описания.
Сделайте свою постановочную фотографию на память.
Список использованной литературы:
1. Перформанс как явление современного
отечественного искусства. http://osbook.net/book/203-performans-kak-yavlenie-sovremennogo-otechestvennogo-iskusstva/15
quotyekzistencionalnyj-performansquot.html Культура. Искусство.
Творчество
2. Ричарда Аведона/Richard Avedon. Альбом. Abrams books, 2008.