Социально-педагогический проект "Ты, я, он, она – вместе дружная семья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (865 кБ)


Краткая аннотация проекта

Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий. В 2012 году Россия празднует 1150-летие со дня зарождения государственности. Россия органично вобрала в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Толерантность –  это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями: политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Цель проекта: взаимосвязь темы «Права и обязанности граждан» с проблемой толерантности.

Задачи проекта:

  • Провести предварительную работу по изучению терминологии по теме «Права и обязанности граждан».
  • В доступной форме представить содержание Конституции, Декларации прав ребенка.
  • Способствовать осознанию ответственности за свои права и обязанности.
  • Познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.
  • Совершенствовать навыки проектной деятельности на практике, навыков креативного мышления.
  • Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение договариваться и работать в команде.

Сроки реализации проекта – 2 месяца.

Участники проекта: учащиеся 4 класса, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, студенты СПК.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • Каким мы себе представляем прекрасное толерантное общество, в котором бы мы хотели жить?

Проблемные вопросы

  • Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?
  • Почему люди разные?
  • Что объединяет разных, «непохожих людей»?
  • Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?

Учебные вопросы:

  • Что такое государство, закон, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?
  • Что такое толерантность?
  • Что значит быть толерантным?

После завершения проекта учащиеся смогут: работать в команде, самостоятельно организовывать свою деятельность, приобретут навыки публичного выступления, расширят знания по теме «Права и обязанности граждан», научатся оценивать степень своей толерантности и смогут научить быть толерантными других людей.

Итоги проекта: презентация проекта, буклет «Ты, я, он, она – вместе целая страна»,  «Панно толерантности» и «Кодекс толерантности» класса –  группы.

План проведения проекта

1 этап – выбор темы проекта в рамках предложенной общей темы игры, определение количества учащихся.

2 этап –  мотивация учащихся на игру.

Определить проблемное поле. Постановка цели и задач проекта.

3 этап – организация деятельности детей.

Организация ребят в группы, определение целей и задач каждой группы. Знакомство с проектной деятельностью и технологией проведения проекта. Обсуждение возможных способов поиска информации, творческих решений.

4 этап

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым  творческим задачам. Учитель находится в позиции наблюдателя.

5 этап – работа над частями проекта, его коррекция.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках, на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке,  у социальных педагогов и др.)

6 этап – экспертиза проекта (внешняя оценка)

Подготовка к презентации проекта в ОУ. Защита мини-проектов творческих групп и оценивание работы группы.

7 этап – презентация проекта в ОУ. Публичная защита.

8 этап – коллективное обсуждение, выводы, рефлексия. Подготовка материалов для предоставления в областной комитет игры.

Прошла предварительная работа по изучению понятий: государство, закон, Конституция. В доступной форме было представлено содержание нормативно-правовых актов: Конституция, Конвенция о правах ребенка, Устав детского дома-школы и др. Были использованы различные формы работы: классный час «Права и обязанности граждан», круглый стол «Я гражданин России», конкурс рисунков «Права и обязанности детей в литературных произведениях и сказках»,  музыкальная викторина «Права и обязанности детей».  В ходе беседы «Толерантность и взаимоотношения», учащиеся познакомились с понятием «толерантность», прошли тестирование «Толерантен ли ты?», участвовали в игровом тренинге толерантности.

После проделанной работы каждый обозначил для себя проблему, которую важно изучить по общей теме. Были выбраны такие темы мини – проектов: «Толерантность», «Толерантность и образование», «Толерантность и здоровье», «Толерантность и игра», «Толерантность и спорт», «Толерантность и таланты», «Толерантность и управление», «Толерантность и семья», «Толерантность и детский дом». В роли родителей учащиеся выбрали себе сотрудников детского дома: педагога-психолога, организатора, воспитателя, учителя-дефектолога, врача-педиатра, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагога дополнительного образования, студентов СПК. Учащиеся включились в поисковую деятельность, работали с информацией, проводили социологические исследования, собирали материал из различных источников, проявили свою творческую фантазию. Узнали, где можно получить дополнительное образование в рамках образовательных услуг в г. Серове.

В результате совместной, творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами каждая группа представила в виде готового продукта защиту плаката и правило в кодекс толерантности класса. Во время работы и защиты мини-проектов у учащихся появилась возможность оценить себя, свое поведение и отношение к окружающим; проанализировать свои поступки, свой жизненный опыт; задуматься о ценностях жизни, о своем месте в обществе, о своем будущем и будущем страны. Всем было очень интересно. Были представлены такие проекты, где даже «неудачники»  обрели силу и уверенность. Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам увидел, насколько удачно и плодотворно он проработал.

Рассмотрим взаимодействие 2-х участников  в проекте. Например, Оксана Куркова –  замкнутая, обособленная девочка,  с трудом входит в контакт с ребятами и педагогами. Выбрала в роли родителя педагога-психолога. В результате совместной деятельности педагог-психолог оказала поддержку девочке и сопровождала её деятельность в течение  всего проекта: направляла поисковую и исследовательскую деятельность ребенка, помогла оформить проект, его презентацию и защиту.  Благодаря взаимодействию и сопровождению участников проекта  повысился уровень познавательной активности учащихся, уверенность в себе.

Заключительным этапом данного проекта явились следующие действия: после презентации творческих  проектов дети объединились в группы, продекламировали визитку класса (группы), составили общее панно «толерантности» и зачитали кодекс толерантности класса (группы), который постановили всегда выполнять.

Следующим этапом заочного тура областной игры была публичная защита проекта внутри образовательного учреждения и подготовка материалов в областной оргкомитет игры в виде буклета.

По итогам областной игры для младших школьников – воспитанников ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Интеллектуальная радуга» наша команда заняла 1 место

Защита мини-проектов

Толерантность и здоровье.   (Гюнай Кузакова)

Наш класс маленькая семья, и я хочу чтобы у нас никто не болел.
В этом году мы работали над проектом «Здоровье – богатство на все времена». В этом нам помогали наши доктора. Сегодня мы все бодры, веселы и не болеем.
Мы редко задумываемся о самом главном – здоровье, ведь нас окружают здоровые друзья, одноклассники, учителя, взрослые.
Я провела социологическое исследование и узнала, что многие из нас радуются, когда не бывает урока, потому что заболел учитель.
А если заболел одноклассник, не всегда навещаем его в больнице. Мы поступаем некрасиво.
Сегодня ч хочу рассказать о Кирилле Айзахматове ученике 3 класса, который находится на индивидуальном обучении.
Но мы все заботимся о нем, проявляем милосердие: помогаем ему одеваться, раздеваться, умываться, поддерживаем костыли, открываем двери, поддерживаем его, играем с ним, проявляем милосердие и заботу.
А у Димы Журавлева есть сестра Ксения. Она учится в школе для слабослышащих. Она хорошая, добрая девочка. И мы её тоже любим, заботимся о ней. Когда она приходит к нам в группу, мы играем с ней, читаем ей книжки.
Пусть все дети будут здоровы! Мы здоровые люди и должны это ценить. Проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим, всем кто нуждается в помощи.

Толерантность и семья  (Макарихин Валентин)

Наш класс – маленькая семья.
Я провел исследование и пришел к выводу, что в нашей семье пока нет идеального мальчика или девочки. Мы теперь знаем, что такое толерантность и будем над этим работать.
В семье все друг друга поддерживают, чтобы не случилось – горе или радость, болезнь или испытание, взлеты или падение.
Семья – это когда мы разные, но все мы вместе и любим друг друга, поэтому можно сказать, что слова семья и толерантность это слова синонимы. Толерантный человек понимает не только членов своей семьи, но и всех остальных людей.
Наша группа, участвуя в коллективном творческом деле, пришла к выводу  счастье в том, чтобы быть полезным сегодня братьям и сестрам, родителям; завтра – товарищу, взрослым; послезавтра – Родине.
Мы предлагаем такое правило записать в кодекс класса –
Быть ответственным за самого себя, свою семью, окружающих людей, за общество и страну.

Толерантность и таланты. (Дмитрий Журавлев)

Наш дружный класс на протяжении 4 лет с удовольствием участвует в самых разных городских и областных творческих конкурсах. Наши ребята  выручают коллектив и выступают на сцене во время концертов, представляют поделки на городские выставки. У каждого в нашей семье есть любимое дело: Руслан увлекается поделками оригами, Валентин главный артист на сцене, Кирилл лучше всех поёт, Гюнай очень красиво танцует, Аня вязать мастерица, Дима хорошо шьет и вяжет, Настя – рукодельница. А всему нас учат педагоги дополнительного образования. Таланты и красота спасут мир. Постоянно развивать дух сотрудничества, содружества, сотворчества.

Толерантность и игра.  ( Куркова Оксана)

Я выбрала проект «Игра», потому что игра открывает нам окно в большой мир. Играя, мы взрослеем. А психологические игры помогают нам социализироваться, учат правильно общаться
друг с другом. Без конфликтов и оскорблений, помогают принимать людей такими как есть, то
есть учат толерантности. Мы провели исследование в классе с помощью психологического теста и узнали, что все ребята хотят быть терпимыми, дружелюбными. Но тренинг толерантности показал, что не у всех ребят нашего класса это получается. Не все могут выделить положительные черты своего характера, оценить достижения своих друзей. Первый результат моего проекта – газета «Мы взрослеем, играя». Здесь фотографии наших ребят во время тренинговых занятий, у всех хорошее настроение. Ребятам нравятся игры, поэтому мы будем их продолжать. Я предлагаю записать в кодекс толерантности класса новое правило – принимать своих одноклассников такими какие они есть. 

Толерантность и управление.  (Андрей Ведерников)

Рассмотрим, как толерантность тесно связана с управлением. Управление – это умение координировать, организовывать группу людей и в том числе себя. Я считаю, что руководитель должен быть толерантным человеком: он должен быть понимающим, милосердным, добрым, заботливым, быть патриотом своей Родины.
Рассмотрим эти два понятия с трех измерений:

  1. Нашей страной управляет президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Вот что он сказал о толерантности: «Толерантности не бывает много, её бывает мало». У президента огромная структура управления, он один, а подчиненных много. Ко всем своим коллегам , ко всем жителям страны , да и вообще ко всему человечеству он относится толерантно.
  2. Нашей школой управляет Светлана Викторовна. Её работа, как у президента не легка и имеет свои особенности: к каждому: ребенку или взрослому, она находит свой подход. Дмитрий Медведев считает, что толерантный педагог, это педагог, который может быть спокойным и уравновешенным, свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым. Всеми этими качествами обладает наш директор, за что мы её очень любим.
  3. В каждом классе есть своя структура управления. Очень хорошим примером является  детский совет, где старосты (командиры) каждую пятницу дают отчет за прошедшую неделю. В нашем классе есть староста Гюнай Кузакова, она же президент детской республики. Гюнай присущи все качества толерантного человека, она пользуется большим уважением в классе, в школе. Она старается выполнять все свои обязанности.

Вывод, каким бы ни был объект управления (большой или малый), руководитель должен быть толерантным.

Толерантность  и образование  (Духовник Анна)

Вначале своего исследования я познакомилась с законом РФ об образовании. Изучив его, я сделала вывод, что в РФ гарантирует право на образование всем категориям граждан.
Затем я познакомилась с учебным планом ОУ на 2011-2012 учебный год и сделала вывод, что в «Серовском детском доме» соблюдаются все права и гарантии на получение образования.
Провела анкетирование среди педагогов школы и сделала вывод, что все педагоги школы уважают своих учеников, стараются поощрять старательных, но большинство считают свой предмет важнее других, хотя все предметы в школе равны.
После проведенного опроса учеников своего класса выяснила, что любимый предмет у большинства моих одноклассников ФЗК, хотя знания, полученные на всех предметах необходимы в жизни. Толерантность в образовании помогает получить хорошее качественное образование, крепкие знания.
В конце своего исследования я пришла к выводу, что в кодекс толерантности надо внести правило – уважать законные права и интересы всех школьников (воспитанников).

Толерантность и Детский дом  (Свалов Кирилл)

В нашем детском доме мы живем одной дружной семьей. Это различные праздники: новогодний бал, юбилеи родного дома, дни именинников, всевозможные спортивные мероприятия, ежегодный летний оздоровительный отдых, трудовой десант и экологические субботники.
Я предлагаю записать в кодекс толерантности такие правила:

  • Дорожить честью Детского дома-школы, всегда заботиться о его добром имени.
  • Создавать, беречь и развивать традиции Детского дома-школы, города, России.

Визитка класса

Наш дом-школа – это жизнь на большом острове. Наш островок небольшой, но такой милый и всеми любимый. А помогают его делать таким наши учителя и воспитатели.

Я, ты, он, она – вместе целая страна
Вместе дружная семья
Вместе нас сто тысяч Я.
Коренастых, озорных,
Рыжих, белых и льняных.
Все проблемы мы решаем
Дружной общею семьей.
Лечим, учим, шьем, стираем,
Моем, чистим, убираем.
Все законы изучаем
И обязанности выполняем
Нужно многое уметь:
Сдерживать себя, терпеть;
Каждый день учит ребят всему
И конечно главное – ДОБРУ!
А ребята у нас внимательные, умные,
Симпатичные, замечательные.
Мы и активные, мы и спортивные,
Есть гимнасты, футболисты,
Бегуны, баскетболисты.
Мы танцоры и певцы,
И спортсмены и чтецы,
Гармонисты, музыканты –
Все сокровища, таланты!
Нам живется здесь отлично –
Заявляем это лично!
Все девчонки, как картинки
И мальчишки хороши.
Мы – отличная команда –
Взрослые и малыши!
Нас все в доме понимают,
Проблемы наши разрешают.
Хорошо живет наш дом,
Нам не скучно вместе в нём!
Наша семья перед вами друзья.
Вот мы какие – дружные, близкие,
Друг другу родные!
Приходите, приезжайте,
Будем рады всем мы вам – замечательным гостям!

Кодекс толерантности класса

Наш дом-школа это жизнь на большом острове, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб.

  • Дорожить честью Детского дома-школы, всегда заботиться о его добром имени.
  • Уважать законные права и интересы всех воспитанников (школьников).
  • Постоянно развивать дух сотрудничества, содружества, сотворчества.
  • Быть справедливым по отношению к себе и к другим людям.
  • Поощрять и поддерживать доброжелательный стиль общения, основанный на взаимопонимании.
  • Проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим, всем кто нуждается в помощи.
  • Быть ответственным за самого себя. Свою семью, окружающих людей, перед обществом и страной.
  • По мере своей возможности противостоять нетерпимости, насилию, жестокости
  • Создавать, беречь и развивать традиции Детского дома-школы, города, России.