Краткая аннотация проекта
Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий. В 2012 году Россия празднует 1150-летие со дня зарождения государственности. Россия органично вобрала в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями: политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Цель проекта: взаимосвязь темы «Права и обязанности граждан» с проблемой толерантности.
Задачи проекта:
- Провести предварительную работу по изучению терминологии по теме «Права и обязанности граждан».
- В доступной форме представить содержание Конституции, Декларации прав ребенка.
- Способствовать осознанию ответственности за свои права и обязанности.
- Познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.
- Совершенствовать навыки проектной деятельности на практике, навыков креативного мышления.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение договариваться и работать в команде.
Сроки реализации проекта – 2 месяца.
Участники проекта: учащиеся 4 класса, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, студенты СПК.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
- Каким мы себе представляем прекрасное толерантное общество, в котором бы мы хотели жить?
Проблемные вопросы
- Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?
- Почему люди разные?
- Что объединяет разных, «непохожих людей»?
- Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?
Учебные вопросы:
- Что такое государство, закон, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?
- Что такое толерантность?
- Что значит быть толерантным?
После завершения проекта учащиеся смогут: работать в команде, самостоятельно организовывать свою деятельность, приобретут навыки публичного выступления, расширят знания по теме «Права и обязанности граждан», научатся оценивать степень своей толерантности и смогут научить быть толерантными других людей.
Итоги проекта: презентация проекта, буклет «Ты, я, он, она – вместе целая страна», «Панно толерантности» и «Кодекс толерантности» класса – группы.
План проведения проекта
1 этап – выбор темы проекта в рамках предложенной общей темы игры, определение количества учащихся.
2 этап – мотивация учащихся на игру.
Определить проблемное поле. Постановка цели и задач проекта.
3 этап – организация деятельности детей.
Организация ребят в группы, определение целей и задач каждой группы. Знакомство с проектной деятельностью и технологией проведения проекта. Обсуждение возможных способов поиска информации, творческих решений.
4 этап
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым творческим задачам. Учитель находится в позиции наблюдателя.
5 этап – работа над частями проекта, его коррекция.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках, на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, у социальных педагогов и др.)
6 этап – экспертиза проекта (внешняя оценка)
Подготовка к презентации проекта в ОУ. Защита мини-проектов творческих групп и оценивание работы группы.
7 этап – презентация проекта в ОУ. Публичная защита.
8 этап – коллективное обсуждение, выводы, рефлексия. Подготовка материалов для предоставления в областной комитет игры.
Прошла предварительная работа по изучению понятий: государство, закон, Конституция. В доступной форме было представлено содержание нормативно-правовых актов: Конституция, Конвенция о правах ребенка, Устав детского дома-школы и др. Были использованы различные формы работы: классный час «Права и обязанности граждан», круглый стол «Я гражданин России», конкурс рисунков «Права и обязанности детей в литературных произведениях и сказках», музыкальная викторина «Права и обязанности детей». В ходе беседы «Толерантность и взаимоотношения», учащиеся познакомились с понятием «толерантность», прошли тестирование «Толерантен ли ты?», участвовали в игровом тренинге толерантности.
После проделанной работы каждый обозначил для себя проблему, которую важно изучить по общей теме. Были выбраны такие темы мини – проектов: «Толерантность», «Толерантность и образование», «Толерантность и здоровье», «Толерантность и игра», «Толерантность и спорт», «Толерантность и таланты», «Толерантность и управление», «Толерантность и семья», «Толерантность и детский дом». В роли родителей учащиеся выбрали себе сотрудников детского дома: педагога-психолога, организатора, воспитателя, учителя-дефектолога, врача-педиатра, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагога дополнительного образования, студентов СПК. Учащиеся включились в поисковую деятельность, работали с информацией, проводили социологические исследования, собирали материал из различных источников, проявили свою творческую фантазию. Узнали, где можно получить дополнительное образование в рамках образовательных услуг в г. Серове.
В результате совместной, творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами каждая группа представила в виде готового продукта защиту плаката и правило в кодекс толерантности класса. Во время работы и защиты мини-проектов у учащихся появилась возможность оценить себя, свое поведение и отношение к окружающим; проанализировать свои поступки, свой жизненный опыт; задуматься о ценностях жизни, о своем месте в обществе, о своем будущем и будущем страны. Всем было очень интересно. Были представлены такие проекты, где даже «неудачники» обрели силу и уверенность. Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам увидел, насколько удачно и плодотворно он проработал.
Рассмотрим взаимодействие 2-х участников в проекте. Например, Оксана Куркова – замкнутая, обособленная девочка, с трудом входит в контакт с ребятами и педагогами. Выбрала в роли родителя педагога-психолога. В результате совместной деятельности педагог-психолог оказала поддержку девочке и сопровождала её деятельность в течение всего проекта: направляла поисковую и исследовательскую деятельность ребенка, помогла оформить проект, его презентацию и защиту. Благодаря взаимодействию и сопровождению участников проекта повысился уровень познавательной активности учащихся, уверенность в себе.
Заключительным этапом данного проекта явились следующие действия: после презентации творческих проектов дети объединились в группы, продекламировали визитку класса (группы), составили общее панно «толерантности» и зачитали кодекс толерантности класса (группы), который постановили всегда выполнять.
Следующим этапом заочного тура областной игры была публичная защита проекта внутри образовательного учреждения и подготовка материалов в областной оргкомитет игры в виде буклета.
По итогам областной игры для младших школьников – воспитанников ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Интеллектуальная радуга» наша команда заняла 1 место
Защита мини-проектов
Толерантность и здоровье. (Гюнай Кузакова)
Наш класс маленькая семья, и я хочу чтобы у нас
никто не болел.
В этом году мы работали над проектом «Здоровье –
богатство на все времена». В этом нам помогали
наши доктора. Сегодня мы все бодры, веселы и не
болеем.
Мы редко задумываемся о самом главном –
здоровье, ведь нас окружают здоровые друзья,
одноклассники, учителя, взрослые.
Я провела социологическое исследование и узнала,
что многие из нас радуются, когда не бывает урока,
потому что заболел учитель.
А если заболел одноклассник, не всегда навещаем
его в больнице. Мы поступаем некрасиво.
Сегодня ч хочу рассказать о Кирилле Айзахматове
ученике 3 класса, который находится на
индивидуальном обучении.
Но мы все заботимся о нем, проявляем милосердие:
помогаем ему одеваться, раздеваться, умываться,
поддерживаем костыли, открываем двери,
поддерживаем его, играем с ним, проявляем
милосердие и заботу.
А у Димы Журавлева есть сестра Ксения. Она учится
в школе для слабослышащих. Она хорошая, добрая
девочка. И мы её тоже любим, заботимся о ней. Когда
она приходит к нам в группу, мы играем с ней,
читаем ей книжки.
Пусть все дети будут здоровы! Мы здоровые люди и
должны это ценить. Проявлять уважение к
старшим и милосердие к младшим, всем кто
нуждается в помощи.
Толерантность и семья (Макарихин Валентин)
Наш класс – маленькая семья.
Я провел исследование и пришел к выводу, что в
нашей семье пока нет идеального мальчика или
девочки. Мы теперь знаем, что такое толерантность
и будем над этим работать.
В семье все друг друга поддерживают, чтобы не
случилось – горе или радость, болезнь или
испытание, взлеты или падение.
Семья – это когда мы разные, но все мы вместе и
любим друг друга, поэтому можно сказать, что
слова семья и толерантность это слова синонимы.
Толерантный человек понимает не только членов
своей семьи, но и всех остальных людей.
Наша группа, участвуя в коллективном творческом
деле, пришла к выводу счастье в том, чтобы быть
полезным сегодня братьям и сестрам, родителям;
завтра – товарищу, взрослым; послезавтра –
Родине.
Мы предлагаем такое правило записать в кодекс
класса –
Быть ответственным за самого себя, свою
семью, окружающих людей, за общество и страну.
Толерантность и таланты. (Дмитрий Журавлев)
Наш дружный класс на протяжении 4 лет с удовольствием участвует в самых разных городских и областных творческих конкурсах. Наши ребята выручают коллектив и выступают на сцене во время концертов, представляют поделки на городские выставки. У каждого в нашей семье есть любимое дело: Руслан увлекается поделками оригами, Валентин главный артист на сцене, Кирилл лучше всех поёт, Гюнай очень красиво танцует, Аня вязать мастерица, Дима хорошо шьет и вяжет, Настя – рукодельница. А всему нас учат педагоги дополнительного образования. Таланты и красота спасут мир. Постоянно развивать дух сотрудничества, содружества, сотворчества.
Толерантность и игра. ( Куркова Оксана)
Я выбрала проект «Игра», потому что игра
открывает нам окно в большой мир. Играя, мы
взрослеем. А психологические игры помогают нам
социализироваться, учат правильно общаться
друг с другом. Без конфликтов и оскорблений,
помогают принимать людей такими как есть, то
есть учат толерантности. Мы провели исследование
в классе с помощью психологического теста и
узнали, что все ребята хотят быть терпимыми,
дружелюбными. Но тренинг толерантности показал,
что не у всех ребят нашего класса это получается.
Не все могут выделить положительные черты своего
характера, оценить достижения своих друзей.
Первый результат моего проекта – газета «Мы
взрослеем, играя». Здесь фотографии наших ребят
во время тренинговых занятий, у всех хорошее
настроение. Ребятам нравятся игры, поэтому мы
будем их продолжать. Я предлагаю записать в
кодекс толерантности класса новое правило – принимать
своих одноклассников такими какие они есть.
Толерантность и управление. (Андрей Ведерников)
Рассмотрим, как толерантность тесно связана с
управлением. Управление – это умение
координировать, организовывать группу людей и в
том числе себя. Я считаю, что руководитель должен
быть толерантным человеком: он должен быть
понимающим, милосердным, добрым, заботливым, быть
патриотом своей Родины.
Рассмотрим эти два понятия с трех измерений:
- Нашей страной управляет президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Вот что он сказал о толерантности: «Толерантности не бывает много, её бывает мало». У президента огромная структура управления, он один, а подчиненных много. Ко всем своим коллегам , ко всем жителям страны , да и вообще ко всему человечеству он относится толерантно.
- Нашей школой управляет Светлана Викторовна. Её работа, как у президента не легка и имеет свои особенности: к каждому: ребенку или взрослому, она находит свой подход. Дмитрий Медведев считает, что толерантный педагог, это педагог, который может быть спокойным и уравновешенным, свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым. Всеми этими качествами обладает наш директор, за что мы её очень любим.
- В каждом классе есть своя структура управления. Очень хорошим примером является детский совет, где старосты (командиры) каждую пятницу дают отчет за прошедшую неделю. В нашем классе есть староста Гюнай Кузакова, она же президент детской республики. Гюнай присущи все качества толерантного человека, она пользуется большим уважением в классе, в школе. Она старается выполнять все свои обязанности.
Вывод, каким бы ни был объект управления (большой или малый), руководитель должен быть толерантным.
Толерантность и образование (Духовник Анна)
Вначале своего исследования я познакомилась с
законом РФ об образовании. Изучив его, я сделала
вывод, что в РФ гарантирует право на образование
всем категориям граждан.
Затем я познакомилась с учебным планом ОУ на
2011-2012 учебный год и сделала вывод, что в
«Серовском детском доме» соблюдаются все права и
гарантии на получение образования.
Провела анкетирование среди педагогов школы и
сделала вывод, что все педагоги школы уважают
своих учеников, стараются поощрять старательных,
но большинство считают свой предмет важнее
других, хотя все предметы в школе равны.
После проведенного опроса учеников своего
класса выяснила, что любимый предмет у
большинства моих одноклассников ФЗК, хотя
знания, полученные на всех предметах необходимы
в жизни. Толерантность в образовании помогает
получить хорошее качественное образование,
крепкие знания.
В конце своего исследования я пришла к выводу,
что в кодекс толерантности надо внести правило –
уважать законные права и интересы всех
школьников (воспитанников).
Толерантность и Детский дом (Свалов Кирилл)
В нашем детском доме мы живем одной дружной
семьей. Это различные праздники: новогодний бал,
юбилеи родного дома, дни именинников,
всевозможные спортивные мероприятия, ежегодный
летний оздоровительный отдых, трудовой десант и
экологические субботники.
Я предлагаю записать в кодекс толерантности
такие правила:
- Дорожить честью Детского дома-школы, всегда заботиться о его добром имени.
- Создавать, беречь и развивать традиции Детского дома-школы, города, России.
Визитка класса
Наш дом-школа – это жизнь на большом острове. Наш островок небольшой, но такой милый и всеми любимый. А помогают его делать таким наши учителя и воспитатели.
Я, ты, он, она – вместе целая страна
Вместе дружная семья
Вместе нас сто тысяч Я.
Коренастых, озорных,
Рыжих, белых и льняных.
Все проблемы мы решаем
Дружной общею семьей.
Лечим, учим, шьем, стираем,
Моем, чистим, убираем.
Все законы изучаем
И обязанности выполняем
Нужно многое уметь:
Сдерживать себя, терпеть;
Каждый день учит ребят всему
И конечно главное – ДОБРУ!
А ребята у нас внимательные, умные,
Симпатичные, замечательные.
Мы и активные, мы и спортивные,
Есть гимнасты, футболисты,
Бегуны, баскетболисты.
Мы танцоры и певцы,
И спортсмены и чтецы,
Гармонисты, музыканты –
Все сокровища, таланты!
Нам живется здесь отлично –
Заявляем это лично!
Все девчонки, как картинки
И мальчишки хороши.
Мы – отличная команда –
Взрослые и малыши!
Нас все в доме понимают,
Проблемы наши разрешают.
Хорошо живет наш дом,
Нам не скучно вместе в нём!
Наша семья перед вами друзья.
Вот мы какие – дружные, близкие,
Друг другу родные!
Приходите, приезжайте,
Будем рады всем мы вам – замечательным гостям!
Кодекс толерантности класса
Наш дом-школа это жизнь на большом острове, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб.
- Дорожить честью Детского дома-школы, всегда заботиться о его добром имени.
- Уважать законные права и интересы всех воспитанников (школьников).
- Постоянно развивать дух сотрудничества, содружества, сотворчества.
- Быть справедливым по отношению к себе и к другим людям.
- Поощрять и поддерживать доброжелательный стиль общения, основанный на взаимопонимании.
- Проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим, всем кто нуждается в помощи.
- Быть ответственным за самого себя. Свою семью, окружающих людей, перед обществом и страной.
- По мере своей возможности противостоять нетерпимости, насилию, жестокости
- Создавать, беречь и развивать традиции Детского дома-школы, города, России.