Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (581 кБ)


Высочайшая возможная стадия
нравственной культуры – когда мы
понимаем, что способны
контролировать свои мысли.

Чарльз Дарвин.

Современный ритм жизни с непрерывным потоком информации предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео, компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Информация (лат. informare – изображать, составлять понятие о чем-либо) – это любое сообщение, совокупность каких-либо данных, знаний, сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов, образов, несущих смысловую нагрузку, которая оказывает влияние на физическое м психическое злоровье. Информационная среда общества складывается из совокупности информационных ресурсов общества. Ни для кого не секрет, что в Интернете, да и не только, доступно огромное количество информации непристойного содержания.
Деструктивное влияние СМИ на психическое здоровье населения вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. В обращении участников Второго Российского конгресса «Мир семьи» к Федеральному собранию и Правительству РФ в ноябре 2001 г. было сказано: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения». Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер.

Современный человек много времени проводит за различными мониторами: дисплеями компьютеров, разного рода теле- и видео камерами, киноаппаратами, осциллографами. Все эти устройства воспроизводят большой объем зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Кровавые сюжеты из детективов, телерепортажей, кино помимо того, что зачастую рождены агрессией, сами порождают ее. Этот круговорот, по мнению социальных психологов, уже приводит к бедам. Чтобы мы могли выжить, наша информационная резистентность (устойчивость организма к информации) должна повышаться.

Мы, к сожалению, забыли, что такое здоровье. По определению, данным Всемирной организацией здравоохранения здоровье – это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наше физическое здоровье напрямую связано с психическим и информационным здоровьем.

Психическое здоровье – это не только отсутствие выраженных психических расстройств, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.

Информационное здоровье – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется в зависимости от информации.

Родители и другие взрослые должны быть ответственны за любые он-лайн сеансы детей – только они могут защитить их от потока неподобающей информации несоответствующего содержания. Следующие подсказки могут быть хорошим шагом на пути к достижению цели: держать детей подальше от потенциально опасного материала:
– каждая семья должна выработать предельно ясные правила о том, что можно и чего нельзя при пользовании Интернетом, то есть, ограничение доступа к определенным сайтам;
– в школах и библиотеках система пользования Интернетом также подразумевает ограничение доступа ко многим веб-сайтам;
– фильтры электронной почты помогут остановить поток непристойных электронных писем;
– лучше оградить ребенка от использования поисковых систем, до тех пор, пока эти системы не будут отфильтрованы;

В некоторых странах уже разрабатываются возрастные рейтинги для сайтов. Каковы ваши мысли по этому поводу? Ведь, действительно – Интернет – это свобода, но слишком много свободы для безусых юнцов –это не очень-то хорошо. Надо ли контролировать Интернет? По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9% телезрителей и читателей газет высказались  за введение информационного контроля над СМИ.

Бесспорно, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но нельзя забывать о золотой середине, о норме. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательно избранному информационному образу жизни. Таким образом, информационная экология становится частью экологии человека – важной части современной экологической мысли.

Информационная экология – наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, и человечества в целом, на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, разрабатывающая мероприятии по оздоровлению окружающей информационной среды. Она исходит из признания того, что помимо природной среды обитания человека  объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на человека активное влияние. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной,
психогигиеничной, облагороженной информационной среды.

В задачи информационной экологии может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии закреплено в 42-й статье Конституции РФ и Федеральном законе об охране окружающей среды. Указанный закон утвердил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Отрицательные эмоции в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств.

Эмоции – это субъективные состояния человека и высших животных, проявляющиеся в виде переживаний, мотиваций, эфферентных импульсаций и пр., возникающие при афферентном синтезе внешнего и внутреннего восприятия, при котором происходит оценка индивидуумом самоотражения (потребностей) и отражения окружающей информационной среды (вероятностей их удовлетворения), на основе личностных психологических характеристик, обусловленных генотипом и воспитанием и с участием аппарата памяти.

Современному человеку необходимо владеть психопрофилактикой информационного стресса. Известен ряд методов такой психопрофилактики. Например, создание мыслеобраза: «Какие бы эмоции ни вызывали фильмы, спектакли, реальная жизнь, никто не имеет право пользоваться моим потенциалом».
На энергетическом плане сильно нервничающий человек подобен человеку с автоматом: он строчит в кого попало. Соответственно, будет и ответная реакция.
Необходимо научиться контролировать и отпускать свои эмоции, отстраненно относиться к отрицательной информации, не давать втянуть себя в резонанс, ухудшающий самочувствие.

Эмоции могут быть позитивными и негативными. Если люди чаще будут испытывать положительные эмоции, мир будет меняться к лучшему. Владеть разумом и чувствами – это искусство, которому может научиться каждый, а значит, и научиться жить.

Человек получил в свое распоряжение могущественные силы, и от него зависит, как он использует эти силы, принесут они ему благо и процветание или уничтожение всего живого на Земле, в том числе и самого Человека. Человек все больше обеспокоен тем, что могучие силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами. Будем надеяться, что опыт, знания и нравственные ценности, которые приобрел Человек во время своего движения по многовековому историческому пути, выработают в нем мудрое решение.

Список используемой литературы:

  1. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. С. 21.
  2. Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье.// Обозреватель. – 2003. №3. С. 86-89.
  3. Российское общество и радикальные реформы. М., 2001. С. 432.
  4. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб. 2005.
  5. Негодаев А.И. На путях к информационному обществу. М. Просвещение. 1999.
  6. Краснова Г.С. Компьютер: за и против.
  7. Журнал  «Управление начальной школой» №7. 2009 г.