Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
Содержание:
I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
I. Актуальность проекта.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности – это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.
II. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.
В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:
- развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
- расширять знания о родной республике, городе;
- воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
Содержательные линии проекта.
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности нашей Родины.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности культуры народов Хакасии, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Ожидаемый результат:
- повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.
III. Содержание проекта.
- Подготовительный этап – август 2012 г.
- Экспериментальный этап – сентябрь2012 г. – май 2013 г.
- Обобщающе-аналитический этап – май 2013 г.
1. Подготовительный этап.
1. Создание проекта “Человек без Родины, что соловей без песни”.
В связи с наблюдениями за учащимися начальных классов мы пришли к выводу, что необходимо создать проект, направленный на воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств младших школьников. Проект можно использовать в работе в течение всего обучения ребёнка в начальном звене. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родной республике и стране, лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственно-патриотического чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
В ходе реализации проекта учащиеся должны целенаправленно посещать республиканские краеведческие музеи, музеи города, предприятия города, семьи ветеранов и земляков, совершить экскурсии реально и виртуально в города нашей Родины.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родной республики. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “Окружающий мир”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир.
Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления:
- экскурсии,
- беседы,
- творческие работы,
- встречи с людьми разные профессий и т.п.
Итогами всей проделанной работы будет школьный конкурс защиты проектов, на котором младшие школьники расскажут о своих исследованиях и представят результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной школе и стране.
Примерное содержание внеклассных мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
1-й класс
Семья и школа в моей жизни.
- Праздник “День знаний”.
- Беседа “Мы школьники, а это значит…”.
- Классный час “Расскажи сам о себе”.
- Диспут “Как появилась моя семья” (участие родителей).
- Конкурс-выставка рисунков “Моя дружная семья”.
- Классный час “Этикет – это…”.
- Беседа “Моя мама”.
- Классный час “Права и обязанности ученика”.
- Этическая беседа “Добрые слова”.
- Классный час “Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть”.
- Диалог “Мама и папа – мои самые дорогие”.
- Выставка поделок “Дары осени”.
- Конкурс “Папа, мама я – читающая семья” (участие родителей).
- Классный час “Вот какие замечательные братья и сёстры!”.
- Игра – практикум “Подари другому радость”.
- Этическая беседа “В гостях у бабушки”.
- Выпуск стенгазеты “Мой дедушка и папа в армии”.
- Этическая беседа “Я в своей семье”.
- Праздник “О самых близких и родных с любовью”.
- Выставка рисунков “Моя бабушка”, “Моя мама”, “Букет для мамы”.
- Конкурс стихов “Моя мама – лучше всех”.
- Выставка “Герб моей семьи”..
- Праздник “Вся семья вместе, так и душа на месте”
2-й класс
Мой милый город – ты цветок из камня!
- Устный журнал “Я – житель Черногорска”.
- Проектная мастерская “Дом, который мы построим”.
- Рыцарский турнир.
- Праздник “Папа, мама, я спортивная семья”.
- Конкурс рассказов о своем доме.
- Классный час “Из истории родного города”.
- Встреча с почётными жителями г. Черногорска.
- Экскурсия в краеведческий музей г. Черногорска.
- Викторина “Памятные места нашего города”.
- Конкурс фотографий “Лучший город на земле”.
- Фестиваль талантов “Искорки”.
- Экскурсия в городской парк “Природа и вдохновение”.
- Праздник “Город-сказка, город-мечта!”.
- Конкурсно-игровая программа “Путешествие в страну здоровья”.
- Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.
- Урок в природе “Все на белом свете солнышкины дети”.
- Экскурсии по предприятиям города.
- Проектная деятельность “История моей семьи в истории города”.
3-й класс
Всё для тебя в родном краю хакасском.
- Беседа “Солнечная Хакасия”.
- Классный час “Гордость земли хакасской”.
- Классный час “Заповедные места Республики Хакасия”.
- Символы Республики Хакасия.
- Фотовыставка “Хакасия– любовь моя!”.
- Экскурсии по музеям под открытым небом.
- Игра-путешествие по карте “Город Абакан на карте Республики Хакасия”.
- Классный час “Какие люди в Республике Хакасия!” (художники, поэты, музыканты).
- Праздник “Фольклор, традиции, обычаи хакасов”.
- Классный час “Экологические проблемы Республики Хакасия”.
- Классный час “Сбережём природу своего края”.
- Классный час “Красная книга Республики Хакасия”.
- Беседа-игра “Правила поведения в природе”.
- Музыкально-конкурсная программа “Где песня льётся – там легче живётся”.
- Урок мужества “День защитника Отечества”.
- Урок доброты “ О редких, исчезающих видах растений”.
- Викторина “ Природа в опасности”.
- Конкурс мини-сочинений “Самый красивый уголок Республики Хакасия”.
4-й класс
Русь моя родная!
- Классный час “Страна, где я живу”.
- Выставка рисунков “Моя Россия”.
- Праздник “Россия – Родина моя”.
- Устный журнал “Символика России”.
- Классный час “Государственные символы России. Традиции празднования”.
- Классный час “И это всё о нас…”
- Праздник “Вся семья вместе, так и душа на месте”.
- Викторина “Нам космос покоряется”.
- Диспут “Лукошко добрых дел”.
- Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы “Цветы и порох”.
- Праздник русских традиций “Преданья старины глубокой”.
- Классный час “С чего начинается Родина”.
- Праздники “Здесь белоствольная Россия”.
- Классный час “Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Литературная игра “В гости к осени”.
- Конкурс стихов о России.
2. Составление плана работы на 2012-2013 учебный год.
2. Экспериментальный этап сентябрь 2012 г. – май 2013 г.
Каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники – учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе – мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной системе класса “Зелёный дом” – это нравственно-патриотическое воспитание, которое способствует становлению ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Работа ведётся по основным направлениям.
1) Историко-краеведческое направление.
Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
2) Научно-исследовательское направление.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому дети в лучшем случае читают только учебники. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Готовый материал ребята оформляют и выступают на классном часе или на одном из уроков.
3) Военно-патриотическое направление.
Военно-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
В современном понимании патриотизм – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Составляющими системы патриотического воспитания является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
4) Спортивно-патриотическое направление.
В рамках данного направления необходимо развивать привычки правильно использовать природные факторы здоровья, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья и формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек, музеев.
Не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.
Реализация плана работы на 2012-2013 учебный год.
Дата проведения |
Мероприятия |
Ответственные |
Сентябрь | Праздники: “В гости к осени” (номера художественной самодеятельности), | Учащиеся 1А,4А, родители |
Октябрь | Классный час “4 октября – Всемирный день защиты животных”. | Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. |
Ноябрь | Час правовых знаний “Конституции РФ об охране природы”. | Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. |
Декабрь | Конкурс стихов “Моя Родина”. Фотовыставка “Хакасия – любовь моя!” |
Учащиеся 1А,4А, родители |
Январь | Крещение Руси. | Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. |
Февраль | Урок мужества “День защитника Отечества”. | Учащиеся 1А,4А, родители |
Март | Устный журнал “30 марта – День защиты Земли”. | Учащиеся 1А,4А, родители |
Апрель | Конкурс мини – сочинений “Сломить дерево – секунда, а вырастить – года”. | Учащиеся 1А,4А. |
май | Праздник “Здесь белоствольная Россия”. | Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. |
Работа над проектом будет проходить в течение всего учебного года. В результате выполнения этого проекта ребята научатся работать с дополнительной литературой, работать в группе, у учащихся расширится словарный запас, кругозор, разовьются творческие, литературные способности. Они узнают много нового о национальных традициях, обычаях, православных праздниках.
3. Обобщающе-аналитический этап – май 2013 г.
Проанализировать работу за 2012-2013 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
Август 2011 г. – май 2012 г.
V. Перспективы дальнейшего развития.
- Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
- Составление плана работы на 2013-2014 учебный год.