Урок проводится в форме групповой работы. Дети разбиваются на группы по 4 человека. Важно учесть, чтобы в каждой группе были дети с разным уровнем навыка чтения, так как часть заданий дети будут читать и выполнять самостоятельно.
Цели:
- выделение новых звуков [ф], [ф'] в словах, знакомство с характеристикой новых звуков;
- знакомство учащихся с буквами Ф, ф;
- совершенствование навыков чтения и работы с текстом;
- развитие орфографической зоркости (работа над знакомыми орфограммами);
- развитие познавательной активности и речи учащихся;
- развитие познавательного интереса и творческой активности.
Обучение УУД:
- умение осуществлять действия на основе целевых установок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя и гостей. Рассаживаются по группам (с составом групп учитель может познакомить детей заранее).
2. Постановка целей и определение темы урока.
- Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Если маленькой чертой
Букву “о” перечеркнём,
Потеряем букву “о”,
Но другую мы найдём! (Буква Ф). Слайды 2, 3
- Скажите, как звучит тема сегодняшнего урока (так как эта буква изучается почти самая последняя, дети должны правильно сформулировать указанную выше тему урока).
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Выделять новые звуки в словах, знакомиться с написанием новых букв, выполнять занимательные задания с новой буквой, читать слова и предложения с новой буквой).
3. Работа по теме урока.
1) Составление плана работы.
- Давайте вспомним, какие основные этапы работы мы должны выделить при изучении новой буквы.
1. Выделение звука (или звуков) в словах.
2. Фонетический (звуко-буквенный) анализ слов.
3. Написание печатной (заглавной и маленькой) буквы.
4. Работа над словами и предложениями с новой буквой.
5. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой.
6. Написание прописной (заглавной и маленькой) буквы. Слайд 3
2) Выделение звуков в словах.
Каждая группа получает загадки, дети должны прочитать загадки, отгадать, напечатать в тетрадях печатными буквами отгадки.
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные - … (фонари). Слайд 4
Днём сидит, как слепой,
Только вечер – на разбой.
Ловит по лесу мышей,
Сероухих малышей. (Филин). Слайд 5
3) Фонетический (звуко-буквенный) анализ слов.
Дети делают фонетический анализ слов-отгадок (по группам): фонари и филин. Слайд 6
Характеристика новых звуков:
[ф] – согласный, глухой, твёрдый;
[ф'] – согласный, глухой, мягкий.
4) Написание печатный (заглавной и маленькой) букв Ф, ф.
Для этого можно использовать тетрадь в клеточку по обучению грамоте, где дети делали фонетический разбор слова, а можно использовать листочки с занимательным материалом. Слайд 7
Пока дети выполняют письменное задание, учитель может познакомить детей с интересной информацией об этой букве.
Оказывается, что А.С. Пушкин не любил букву ‘ф’, поэтому, например, в “Сказке о царе Салтане” эта буква у Пушкина встречается лишь 3 раза. А в произведениях “Песнь о вещем Олеге”, “Сказка о попе и о работнике его Балде” буква ‘ф’ у Пушкина не встречается совсем!
В “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” буква ‘ф’ трижды встречается в слове флот. Но и это слово международное: по-испански флот будет flota, по-английски — fleet, по-немецки — flotte, по-французски — flotte.
Оказывается каждое слово русского языка, содержащее букву ‘ф’ является заимствованным. Так, фокус означало очаг еще в Древнем Риме. Фонарь по-гречески означает светильник, кофе — заимствовано у арабов, сафьян, тафта, софа пришли к нам из других стран востока. Кроме заимствованных слов буква ‘ф’ встречается в словах звукоподражательных — фыркнуть, или “выдуманных” — фигли-мигли. Еще двести лет назад слова с буквой ‘ф’ практически не встречались в русском языке. Сейчас, конечно, появилось и русифицировалось очень много корней с буквой ‘ф’. Но она по-прежнему остается самой редкой буквой в нашей азбуке.
4. Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук
вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в
стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и
вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Разомнёмся мы сейчас
Руки резко разгибаем
И обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз,
Разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки
руками.)
Приседаем, раз-два-три,
Не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем,
Чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за
парты.)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Выполняем движения
по тексту.)
Раз — цветок, два — цветок
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к
правой ноге, потом к левой.)
5. Работа над скороговоркой.
Дети читают скороговорку и пытаются повторить её как можно быстрее.
У филина Фили
Два филинёнка –
Филька и Филимонка.
Филин с филинихой
Лелеют филинят.
Фильке с Филимонкой
Клеваться не велят. Слайд 8
6. Продолжение работы по теме урока.
5) Работа над словами и предложениями с новой буквой.
Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой.
Для этой работы можно использовать странички из “Азбуки”, а можно взять задания с листочка (каждый получает листочек). Слайды 9–18
Дети читают, и работают над известными орфограммами: в первом четверостишии можно обратить внимание детей на правописание имён собственных (дети простым карандашом подчёркивают заглавные буквы в именах собственных); во втором тексте можно предложить детям найти и выделить главные члены предложения (Ф – подлежащее, надула, встала – сказуемые); работая с четвёртым текстом можно обратить внимание детей на орфограмму – парная согласная в слабой позиции (в конце слова) – слова: флот, флаг; при работе над шестым текстом можно попросить детей придумать однокоренные слова к слову ветерок (ветер, ветреный, ветерочек и т.д.)
6) Написание прописной (заглавной и строчной) буквы Ф, ф. Слайд 19
7. Подведение итогов.
- Понравился ли вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что нового вы узнали? Чему научились?
8. Рефлексия.
- Те, кому понравился урок – показывают карточку с весёлой птичкой, кому – не понравился – с грустной. (У каждого ребёнка на столе карточка с фотографиями птиц). Cлайд 20