Главная цель воспитательной системы класса:
создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
Цель работы на 2011-2012 учебный год:
Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
Задачи воспитательной работы:
- Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками.
- Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.
- Развивать классное самоуправление.
- Продолжать изучение творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей каждого ученика.
В 7-б классе обучается 20 учащихся:10 девочек и 10 мальчиков. В прошедшем учебном году в класс прибыла Гаврило Катя из СОШ № 3.
Девочка добрая, отзывчивая, старательная, очень любит животных. Ребята относятся к ней ровно, спокойно, но близких друзей в классе у Кати пока нет, она сама не очень идет на контакт с одноклассниками, тянется к Оле К., Вове С., Васе Р. В классных мероприятиях участвует, от поручений не отказывается, начала посещать элективный курс по краеведению. Родители девочки к школе относятся положительно, посещают родительские собрания и классные мероприятия.
Для решения первой поставленной задачи в классе проводились совместные (родители и дети) мероприятия, некоторые из которых стали традиционными:
- 1 сентября – День рождения класса.
- Осенний бал.
- День матери.
- Новогодний праздник.
- День влюблённых.
- Кросс наций и Лыжня России.
- 8 марта и 23 февраля.
- Поздравления именинников.
- Участие в неделе добра.
- Участие во всех общешкольных мероприятиях.
Результаты, которыми мы гордимся:
- День здоровья – 1 место в спортивных состязаниях.
- Гимнастический турнир – 3 место.
- Соревнования по баскетболу – 1 место (мальчики).
- Смотр строя и песни – 1 место, Иванцов А. – лучший командир, 1 место за исполнение песни.
- А ну-ка, мальчики и девочки! – 1 место.
В целях формирования доброжелательного отношения между одноклассниками были проведены классные часы:
- О сквернословии;
- О толерантности;
- О рыцарях нашего времени;
- О милосердии;
- Правила общения знай и выполняй!
К сожалению, добиться того, чтобы все ребята стали по-настоящему толерантными, пока не удалось. Вспышки агрессивного поведения по отношению к одноклассникам проявляются у Сухих В, Ларионова А., Дружинина Н, Кивериной О, Савченко Л. Считаю, что в большинстве случаев такое поведение учащихся – это следствие агрессии, имеющей место в их семьях. А Лиану С. часто подводит её не в меру буйный темперамент.
На формирование уважительного отношения к своему здоровью были направлены следующие мероприятия прошедшего учебного года:
- Беседа о необходимости рационального питания.
- Классные часы по дорожной и пожарной безопасности.
- Беседа о профилактике ОРВИ.
- Активное участие в общешкольном Дне здоровья.
- Инструктажи по ТБ.
- Классный час “Вакцинация – основа здоровьесбережения”.
- Классный час “Осторожно: грипп!”.
- Классный час “Режим дня и здоровье”.
- Отчет спортивного сектора о проблемах на уроках физкультуры и проведении физкультминуток.
- Классный час “Компьютер: за и против”.
- Беседа “Наркотики: жизнь или смерть?”.
- Участие в смотре строя и песни.
- Участие в Лыжне России (14 чел. из 20 + кл. рук-ль).
- Классный час “Курить – здоровью вредить”.
- Классный час “Мифы о пивном алкоголизме”.
Несмотря на проводимые мероприятия, здоровье учащихся 7б класса оставляет желать лучшего. Не имеют пропусков по болезни лишь некоторые учащиеся: Петрова Н., Циренщикова Ю, редко болеют: Ромахина О, Попов В., Ларионов С., Дружинина Я. В четвертой четверти количество пропусков по болезни увеличилось в связи с эпидемией ветряной оспы. По-прежнему , большое количество родителей отказываются от прививок своим детям, что, возможно, является причиной частых ОРВИ у некоторых ребят: Дружинин Н, Петров И., Щемелёв А.
Третья задача предполагала развитие классного самоуправления. В коллективе существует совет класса. Его сектора курируют деятельность в разных направлениях. Совет класса участвует в обсуждении плана работы, назначает ответственных, заслушивает отчеты секторов, организует участие класса в КТД, участвует в проведении классных часов, решает вопросы о поощрениях и наказаниях. В прошедшем году руководили советом класса Минигазиев М.(1 полугодие) и Иванцов А.(2 полугодие). В их обязанности входило: организация и контроль дежурства по классу и по школе, распределение обязанностей при КТД, помощь классному руководителю. Считаю, что ребята с этим справились, хотя порой им было нелегко, и хотелось всё бросить.
Учебные сектора в течение года менялись, наиболее удачно это направление вели Петрова Н., и Циренщикова Ю. Девочки контролировали успеваемость и посещаемость , проверяли дневники и выставляли в них оценки, готовили информацию для классных часов и родительских собраний. По итогам года победителями в номинации “Лучший дневник класса” стали Гашева Д. и Петрова Н.
Однако деятельность в этом направлении была недостаточно эффективной, что подтверждают результаты учебного года. Порадовала Гашева Д., которая закончила учебный год на “отлично”. Улучшила свои учебные результаты Киверина Оля. Не имеет “3” Петрова Н., учебная деятельность которой является действительно стабильной. Немного сдали свои позиции Иванцов А. (одна “3” по алгебре), Журавлева Ю. (одна “3” по геометрии), Циренщикова Ю.(две “3” по алгебре и геометрии) Не работают в полную силу своих способностей Юдина Л, Ларионов С., Петров И., Арданов А, Гаврило К, Савченко Л.
Причины низкой успеваемости класса, на мой взгляд, следующие:
- Низкий уровень учебной мотивации.
- Отсутствие систематического контроля со стороны родителей.
- Низкий уровень дисциплины на некоторых уроках.
- Отсутствие должного взаимопонимания с отдельными педагогами.
Обязанности спортивного сектора исполняли Попов В., Минигазиев М., Сухих В., Ларионов С. Сами являясь активными участниками спортивных соревнований в школе и в городе, ребята старались привлечь к этому и своих одноклассников. Они организовывали класс на работу на уроке физкультуры, доводили до классного руководителя информацию о посещаемости, форме, успеваемости, проводили физкультминутки на уроках, готовили программу Дня здоровья, провели классные часы, посвящённые ЗОЖ. Лучшими спортсменами класса по итогам года признаны: Сухих В, Ларионов С., Попов В., Минигазиев М.
Проблемами в этом направлении являются:
- нежелание заниматься физкультурой у некоторых ребят (Юдина Л, Ромахина О., Дружинина Я.);
- невысокий % занимающихся в спортивных секциях (25%).
За работу культмассового сектора отвечали Гашева Д, Журавлёва Ю., Юдина Л., Дружинина Я. Девочки организовывали все классные праздники, участие класса в общешкольных мероприятиях, отслеживали внешний вид учащихся, поздравляли одноклассников с Днём рождения. Традиционными праздниками стали:
- День рождения класса.
- Осенний бал.
- День матери.
- Новогодние посиделки.
- День святого Валентина.
- 23 февраля и 8 марта.
- Акция “Сделай доброе дело”.
- Итоговый праздник “Вот и стали мы на год взрослей”.
За организацию всех праздников отвечает совет класса под руководством культмассового сектора.
Трудовой сектор в течение года возглавляли Петров И., Дружинин Н., Назаренко Д., Гаврило К., Киверина О.
Эти ребята организовывали генеральные уборки в кабинете, следили за состоянием мебели, контролировали наличие сменной обуви. Киверина О. на всех вечерах готовила стол, помогала ей мама, Надежда Валентиновна. По итогам года Оля признана победителем в номинации “Лучшая хозяюшка класса”.
Таким образом, совет класса есть, он функционирует, но порой активу не хватает самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, проявления инициативы.
Выполнение четвертой задачи является самым проблемным направлением в моей деятельности, хотя и очень значимым.
В течение года мы с советом класса собирали сведения об участии учащихся и их родителей в делах класса и школы. По итогам была составлена рейтинговая карта, содержание которой использовано для награждения на итоговом празднике.
Победителями стали:
Учащиеся – Гашева Д, Журавлёва Ю, Петрова Н, Циренщикова Ю.
Родители – Дружинина Н.А., Юдина Е.М., Арданова Н.В., Гашева Н.А.
Все остальные учащиеся и родители также были отмечены в разных номинациях.
В рамках выполнения данной задачи велся учёт детей социально незащищённых категорий, осуществлялся контроль за поведением детей “группы риска”. К данной группе можно отнести Сухих В, Дружинина Н, Ларионова А., Киверину О., Минигазиева М. Эти ребята вовлекаются в жизнь класса и школы, секции и кружки. Оля К., помимо деятельности в классе, с удовольствием посещала электив по краеведению и художественный класс ДШИ. Вова С., Саша Л, Максим М.– непременные участники спортивных соревнований в школе и в городе. Наибольшую тревогу вызывает Никита Д., который категорически не хочет заниматься ни в секциях, ни в кружках; правда, в классных мероприятиях почти всегда участвует. Осуществлялся постоянный контроль успеваемости и посещаемости этих детей, их работы на уроках, выяснялись причины пропусков и опозданий. С родителями поддерживается тесный контакт. Большую помощь в этом направлении оказывает Гашева Н.А., сотрудники центра “Улыбка”.
В целом, работа с “трудными” детьми , правовое воспитание являются одним из видов деятельности в плане воспитательной работы. Сняты с учёта в ПДН Иванцов А., Петров И., Минигазиев М, но поставлены на учет Сухих В, Киверина О., Ларионов А.
В прошедшем году работа по изучению учащихся велась, хоть и недостаточно. Изучены личные дела учащихся, посещались семьи (Сухих В., Дружинин Н.), проведено анкетирование родителей (см. план). Составлен социальный паспорт класса, поддерживается постоянный контакт с учителями – предметниками, написаны характеристики на проблемных ребят, посещались уроки в 7б-алгебры, технологии, физкультуры, литературы, контролировалось посещение элективных курсов. По итогам года создан слайд-фильм “По страницам классного альбома”, представленный на прощальном празднике.
Для выявления творческих, физических способностей учащихся, их отношений в семье, в гимназии, хотелось бы проводить больше социометрических срезов, диагностических методик, опросов, но времени на это катастрофически не хватает, да и компетентности тоже, профессиональней с этим справился бы психолог или социальный педагог.
Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель. Поэтому одной из главных задач считаю формирование из родителей коллектива единомышленников. Проведенное среди родителей анкетирование (анкеты в плане) позволило составить социальный паспорт класса и определить социальный статус родителей (см. план), собрать сведения о семьях семиклассников. Эти сведения помогли составить характеристику класса в целом и отдельных учащихся.
Из 20 семей – 6 семей неполные, 5 – многодетные, 9 – благополучных, 5 – в разводе, эмоционально-конфликтных – 4, злоупотребляют алкоголем – в одной семье. 5 родителей имеют высшее образование, 6 – только среднее. Обеспеченных семей в классе – 5, низкий уровень доходов – в 6 семьях.
Мне кажется, цифры говорят сами за себя. Статус семьи, родителей не может не отразиться на детях, их личностном развитии, их социализации, самореализации. Поэтому необходимым считаю доводить до сознания родителей педагогические советы, формировать готовность к их реализации. С этой целью было проведено 5 родительских собраний (тематика собраний в плане), каждое из которых начиналось с вопросов педагогики, психологии, родителям предлагались памятки, советы, рекомендации по воспитанию детей. Проводились индивидуальные встречи с родителями по вопросам учебы и поведения их детей, организовывались консультации учителей, работающих в классе, проводились совместные мероприятия. Рейтинг участия родителей в делах класса и школы, показал, что у нас в коллективе сложился родительский актив: Дружинина Н.А., Юдина Е.М. Петрова С. Т., Арданова Н.В., Гашева Н.А., Туйкова Т.В., Лопухова Л.А., Журавлева Н.Г. Это люди, которые интересуются жизнью класса, помогают и поддерживают классного руководителя, участвуют во всех наших мероприятиях.
В этом году ни разу не была в школе только одна мама – Дружинина Л. Н. Воспитанием её сына Никиты занимается бабушка. Крайне редко бывала в школе Щемелева Л.А., объясняя это своей занятостью на работе. Родители посещают уроки в классе (Саидова Н.Ю., Дерябина Т.А., Арданова Н.В., Лопухова Л.А.). Конечно, и здесь не всё у нас гладко. Хотелось бы больше инициативы и активности родителей на собраниях, адекватной их реакции на просьбы классного руководителя, систематического контроля за успеваемостью своих детей и… любви по отношению к своим детям.
Анализируя воспитательную работу с классом в 2011-2012 учебном году, хочется сделать следующие выводы:
- Задачи, поставленные на учебный год, в целом реализованы, хотя достигнуть всего намеченного не удалось.
- Наиболее удачными формами воспитательной
деятельности оказались:
– классные часы;
– классные праздники;
– трудовые дела;
– день рождения класса.
- Наибольший интерес у учащихся вызвали
общешкольные мероприятия:
– творческий тур олимпиады;
– гимнастический турнир;
– смотр строя и песни;
– день театра;
– лыжня России;
– день здоровья.
- Недостаточный интерес ребята проявили к
общешкольным мероприятиям:
– предметные недели;
– день науки;
– предметные олимпиады;
– легкоатлетическая эстафета.
- Выбор тем классных часов был обусловлен преимущественно общешкольным планом и задачами, поставленными на год. Наиболее приняты ребятами классные часы “Компьютер: за и против”, “О толерантности”, “Курить – здоровью вредить”, “Мифы о пивном алкоголизме”. Неинтересными оказались классные часы, посвященные правилам безопасного поведения.
- В прошедшем учебном году больше всего проведено валеологических, ситуационных и организационных классных часов.
- Впервые в этом году учащиеся на классных часах стали не просто слушателями или зрителями, но и организаторами. Неплохие классные часы получились у Назаренко Д., Арданова А., Гашевой Д, Петровой Н., Щемелёва А.
- Самый большой успех 7б класса– окончание учебного года без неуспевающих и одна “круглая” отличница Гашева Даша.
- Проблемы, возникающие при работе с коллективом класса:
1) Проявление агрессивного поведения детей по отношению друг к другу.
2) Сохранение здоровья и понимание его ценности для каждого.
3) Повышение учебной мотивации.
4) Формирование ценности семьи и семейных отношений.
5) Развитие системы самоуправления.
6) Диагностика и мониторинг деятельности.
На решение этих выявленных проблем и будет направлена воспитательная работа в будущем году.