Цели и задачи занятия:
- развитие умения детей выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- закрепить знания детей по способам сравнения объектов по величине с помощью условной меры;
- развивать представления об измерении сыпучих веществ, учить использовать умения и навыки при решении практических и проблемно)познавательных ситуаций в играх и повседневной жизни;
- способствовать формированию активного отношения к собственной и совместной деятельности, умению выделять в ней цель и способы ее достижения, рассуждать и оценивать результаты.
Оборудование: крупы; емкости для них; условные мерки; картинки и игрушки (“Птичья столовая”, “Повар”, “Айболит”, “Удав и попугай”); измерительные приборы (линейка, рулетка, весы, термометр и др.).
План занятия:
- Организационный момент – приглашение в лабораторию “Измеряй-ка!”.
- Основная часть: вводная беседа “Что и как будем сегодня измерять?”; практическая работа в парах; обсуждение результатов; физминутка.
- Заключительная часть: выставка измерительных приборов.
Ход занятия
Воспитатель: “Приглашаю вас, ребята рассмотреть нашу группу. Что сегодня необычного? (ответы детей). Верно, сегодня у нас в группе создан научный центр, научная лаборатория для исследования. Что же мы будем исследовать? (ответы детей). И так, научная лаборатория “Измеряй-ка” начинает работать. Займите, пожалуйста, места по собственному выбору и желанию. (Дети садятся по 2 пары в 3 подгруппы).
Воспитатель: “Ребята, нам надо договорится, что мы будем измерять, для кого и как. Дети перечисляют, что видят на столах: емкости с крупами, емкости пустые, условные мерки, цифры, фишки, счетные палочки (для отображения результатов измерения). Воспитатель предлагает детям договориться в парах о роли каждого и начинают практическую работу по измерению сыпучих веществ.
Первая подгруппа (2 пары) помогает Айболиту – исследует зубной порошок.
Вторая подгруппа (2 пары) – измеряют для поваров манную крупу.
Третья подгруппа (2 пары) – отмеряют корм для птиц. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям по способу измерения.
Воспитатель: “Молодцы, ребята, расскажите о своих измерительных действиях и полученных результатах (ответы детей).
Верно, мерка должна быть одинаковой, тогда и измерения получаются точными. Нельзя забывать, сколько раз она помещается в том или ином случае. Этому помогают фишки или числа. Как вы думаете, для чего мы это измеряли?” (обмен мнениями и обсуждение результатов).
Физминутка с игрушками: удав и попугай.
Воспитатель: “Почему именно они пришли к нам в гости? Как называется мультфильм, где они главные герои? (“38 попугаев”).
Они предлагают вам измерить длину удава “гигантскими” шагами, “ступня к ступне”, прыжками.
А теперь, наши друзья приглашают нас всех посетить интересную выставку. Это все измерительные принадлежности и приборы. Перечислите их и скажите, пожалуйста, для чего они нужны? Вы сегодня сможете их использовать по назначению: взвеситься, измерить свой рост и т.д. Это очень полезные измерительные приборы. Они необходимы в жизни человека.
Используемая литература:
- Т.И. Ерофеева “Дошкольник изучает математику” М., Просвещение, 2006 г.
- Т.И. Ерофеева “Математика для дошкольника” М., Просвещение, 1992 г.
- Т.Н. Доронова “На пороге школы” М., Просвещение.