Цели:
- образовательная: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения текстовых задач, продолжить формирование математической и химической грамотности учащихся.
- воспитательная: применять полученные математические и химические знания в повседневной жизни.
- развивающая: продолжить развитие логического и креативного мышления.
Ход урока
Учитель математики:
Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать, насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но “решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов”. (Слайд №2)
Учащиеся записывают тему урока - “Решение текстовых задач на смеси и сплавы”
На нашем уроке математики присутствует учитель химии, так как: все задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами и кроме того мы покажем три способа решения задач на смеси и сплавы, среди которых один – химический.
Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты.
Учитель задает вопрос: “Что такое процент?” Учащиеся отвечают.
Учитель просит соотнести проценты и соответствующие им десятичные дроби (слайд №3)
9% | 17% | 123% | 0,3% | 75% |
0,003 | 0,75 | 0,09 | 0,17 | 1,23 |
Предлагает учащимся решить задачу (слайд№4):
Приготовить 500 грамм 9% раствора уксуса из 75% уксусной эссенции.
Эта задача имеет практическое применение, когда в домашних условиях нужно из уксусной эссенции приготовить столовый 9% уксус для консервирования овощей.
Учитель химии. Для решения задачи необходимо повторить некоторые химические формулы и понятия. С понятием растворы мы сталкиваемся на протяжение всего изучения химии. При изучении темы “Растворы”, мы говорим о процентной концентрации, вспомним, из чего складывается масса раствора. Учащиеся записывают формулу: mраствора = mвещества + mводы. В качестве растворителя в нашем случае рассматривается вода. Исходя из этой формулы, можно найти массу воды.
Mводы. = mраствора - mвещества
Учитель химии спрашивает, изменится ли масса вещества при добавлении воды. Учащиеся отвечают, что масса вещества не меняется.
Учитель математики предлагает рассмотреть первый способ решения задачи – с помощью таблицы (этим способом мы решали задачи на движение).
Учитель математики вместе с учениками составляет таблицу.
Раствор №1 | Раствор №2 | Вода | |
Масса раствора | Хг | 500г | 500-Х г |
Процентное содержание уксуса | 75%=0,75 | 9%=0,09 | 0% |
Масса чистой уксусной кислоты. | 0,75 х Х | 0,09х 500 |
Учитель математики просит составить уравнение для нахождения массы уксусной эссенции на основании данных таблицы.
Ученик составляет и решает уравнение у доски:
0,75 * Х = 0,09 * 500
0,75 * Х = 45
Х = 60
500 – 60 = 440
Ответ: для приготовления 500г 9% уксуса необходимо взять 60 г уксусной эссенции и 440 г воды.
Учитель химии. На уроках математики вы говорите о процентном содержании вещества в растворе, в химии мы называем это массовая доля растворенного вещества. Учитель предлагает записать формулу, по которой рассчитывается массовая доля растворенного вещества в растворе.
Учащиеся записывают формулу на доске и в тетради.
W=mв-ва/mр-ра * 100%, выводим из этой формулы массу раствора. mр-ра=mв-ва/ W * 100%.
Учитель химии предлагает решить задачу вторым способом, используя химические формулы.
W=mв-ва/mр-ра * 100%, mв-ва = W? mр-ра / 100%; mв-ва = 9% * 500/100 =45 г.
Учитель химии напоминает, что при разбавлении растворов водой масса растворенного вещества не меняется, следовательно mр-ра=45 / 75 * 100%. или 0,75* mр-ра =45; mр-ра =60. Учитель химии обращает внимание учащихся на то, что в итоге получается такое же уравнение с одним неизвестным, которое учащиеся получили, решая задачу математическим способом:
Учитель математики:
Третий способ – это универсальный способ. В математике этот способ известен как старинный способ решения задач (его ещё называют методом креста, диагональной схемы). В химии он называется методом смешения растворов.
Если p - концентрация воды, q - концентрация 75% раствора, r – концентрация 9% раствора, то работает следующая диагональная схема:
Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:
9/75 * 500 = 60 г уксусной эссенции;
500 – 60 = 440 г воды;
Учитель химии показывает решение задачи по правилу смешения растворов.
(общее количество частей двух растворов)
Находим массу 75% раствора уксусной эссенции: mр-ра= 0,09/0,75 * 500=60 г.
Находим массу воды mводы= 0,66/0,75 * 500=440 г.
Учитель математики. Мы предложили три способа решения одной и той же задачи: математический, химический, универсальный.
На оставшейся части урока ребятам предлагаются задачи на сплавы.
Учитель химии напоминает, что растворы бывают твердыми, жидкими и газообразными, то есть сплавы – это те же растворы, поэтому любой из ранее предложенных способов подходит для решения задач на сплавы.
Учащиеся решают, выбирая один из выше показанных способов решения. Задачи проверяются учителем и более сильными учениками
Задачи:
- Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.
- Имеются два сплава, в первом содержится 40% серебра, а во втором - 20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20 кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра?
Учитель математики подводит итог урока: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.
Учитель математики оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.