Дети по природе своей исследователи. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Поэтому домашнее экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе обучения очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса обучения, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.
В основу метода исследования положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получится при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Домашнее экспериментирование активизирует интеллектуально-творческий потенциал школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации в получении знаний.
Для воспитания и развития ребенка решающее значение имеет не обилие полученных знаний им, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знание приобретается. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия, применять технологии детского домашнего экспериментирования в процессе их познавательного развития.
Цель работы - помочь педагогам организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников в домашних условиях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- формирование поисково-познавательной деятельности;
- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.), сообразительности, критичности, самостоятельности;
- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
- развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность с детьми была организована с начальной ступени обучения. Таким образом, выявляются одаренные дети. Тематика опытов подбиралась с учетом интересов и ребенка.
Благодаря совместной деятельности с взрослыми расширяется не только круг знаний, представлений, понятий детей, но и усложняются приемы и методы исследования. Что помогает педагогу сформировать у детей целостное представление о мире.
Для реализации всего объема работы было необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
Внесение игрового момента в обучении усиливает интерес детей к проведению исследования.
Для формирования навыков безопасного поведения во время экспериментирования были разработаны соответствующие правила проведения опытов.
Для обогащения и закрепления представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира с помощью родителей собраны детские энциклопедии, книги познавательного характера, стихи, пословицы, загадки. Подобран и пополняется иллюстративный материал по темам. Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей изготовлены таблицы, схемы с алгоритмами выполнения опытов.
Чтобы углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дала определенные положительные результаты, необходима поддержка и участие родителей воспитанников. Поэтому через индивидуальные беседы, консультации, выступления на родительских собраниях стояла задача убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским вопросам и интересам, стремлению выяснить непонятное. С этой целью была оформлена “энциклопедия опытов и экспериментов” - описание наиболее интересных опытов, которые можно провести дома. Помимо этого разработаны советы родителям: “Как организовать простейшую исследовательскую деятельность в семье”, “Учение с увлечением”, “Вкусные загадки” и др. И не напрасно: некоторых родителей заинтересовало экспериментирование с детьми, и они организовали домашние мини-лаборатории, занялись поисками интересных и доступных материалов для осуществления опытов.
Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- проблемная ситуация;
- познавательный момент (почему так?);
- драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы).
В целях мониторинга эффективности домашнего экспериментирования была проведена диагностика воспитанников и опрос родителей по развитию исследовательских способностей детей в процессе экспериментальной деятельности. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем те сведения о мире, что получены продуктивным путем.
Домашняя экспериментальная работа способствует развитию и формированию креативных качеств личности ребенка, инициативы, способности к длительному напряжению сил (начатое доводить до конца) и гибкости мышления, навыков самостоятельной работы и применению знаний и умений в практической деятельности.
В качестве примеров приводим работу Шило Димы (Приложение 1, Приложение 2). Мальчик увлечен методами домашнего экспериментирования. Начиная со 2 класса, ежегодно, принимает участие в районных исследовательских проектах, имеет три призовых места.
Список использованной литературы:
- Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. – Москва. Творческий центр, 2007.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Москва. Творческий центр, 2004.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.