"Практикум. Односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Как воспитать свободную творческую личность? Эта цель педагогической деятельности имеет безусловный приоритет.

В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, у которых свои интересы, возможности, потребности и мотивы. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого.

Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между учителем и учеником, предполагающий апеллирование к личности ученика, учет его индивидуальных способностей и ориентацию на них.

В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.

Одной из технологий, дающих ключ к решению указанных проблем, является модульная технология обучения. Я опробовала данную технологию на уроках русского языка в старших классах. В 2011-2012 году продолжаю работу по модулям в 8 классе.

Тема урока: «Практикум. Односоставные предложения».

Модуль: «Эти нелёгкие односоставные предложения».

Тип урока: повторение и систематизация изученного об односоставных предложениях.

Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.

Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем), компьютерная технология.

Цели урока:

  • ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Эти нелёгкие односоставные предложения».
  • ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету: содействовать осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.
  • связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать предложение, текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
  • связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением: создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
  • ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры: обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.
  • обобщение и систематизация учебного материала, выделение наиболее общих понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний;
  • закрепление общеучебных умений и навыков: осмысление специфики односоставных предложений;
  • усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.

Задача урока: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, печатные материалы (модули), личные карты, толковые словари.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ

Номер учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать?) Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ – 1 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ – 2 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.  
УЭ – 3 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения заданий.    
УЭ – 4, 5, 6 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).     Проверка по ключу, эталону.

Для оценивания работы учащихся мною применяется рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности. Составляю лист учёта контроля, который раздаю каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

В данной работе отражены особенности применения модульной технологии на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств обучения для развития личностной и познавательной сферы учеников.

Ход урока

I. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Сообщение темы урока.

(слайд 2 презентации), типа урока (слайд 3 презентации)

III. Этап постановки целей урока.

(слайд 4 презентации)

IV. Работа по модулям.

УЭ 0. Постановка целей урока. (слайд 3–4 презентации)

Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали: какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении.

Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.

УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (слайд 5 презентации)

1. Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.

Темы:

  1. «На уроке литературы»
  2. «Большая перемена»
  3. «Поход в театр»

УЭ 2. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.

Входной контроль (слайды 6–8 презентации)

  • Восстановите алгоритм “Как определить тип односоставного предложения”.
  • Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.
  • Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1.

Самопроверка (слайд 9 презентации).

  1. нет
  2. нет
  3. да
  4. да
  5. да

УЭ 3. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.

  • Прочитайте слова М.В. Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (слайд 10 презентации).

– О каком типе односоставных предложений идет речь?

  • В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А. Фета и М. Лермонтова. (слайд 11 презентации).
  1. Люблю грозу в начале мая.
    (Ф.И. Тютчев)

  2. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
    (М.Ю. Лермонтов)

  3. Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной.
    (М.Ю. Лермонтов)

  • Прочитайте слова филолога А .Пешковского: (слайд 12 презентации).

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

– О каком типе односоставных предложений идет речь?

  • В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений В. Высоцкого и А.Пушкина. (слайд 13 презентации).
  1. На братских могилах не ставят крестов,
    И вдовы на них не рыдают.

  2. Я не люблю,
    Когда мне лезут в душу…
    (В. Высоцкий)

  3. Ведут ко мне коня.

  4. Товарищ, верь: взойдёт она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.
    (А. Пушкин)

  • Безличные предложения.

Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Рассмотрим таблицу, изображённую на слайде. (слайд 14 презентации).

  • Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
  • Зачитайте примеры таких предложений.
  • Подчеркните сказуемые. (Объяснение с комментарием.)

Рассмотрим примеры таких предложений из произведений К.Паустовского и С.Есенина. (слайд 15 презентации).

  1. В саду пахло ночным холодом.
  2. Гремело сразу со всех сторон. (К. Паустовский)
  3. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (С.Есенин)

УЭ 4. Практический блок 4. (слайд 16 презентации).

Самостоятельная работа.

1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет. (слайд 17 презентации).

Монолог

1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.

2. Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип. (слайд 18 презентации).

Диалог личных предложений.

1. Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.

Безличные предложения. (слайд 19 презентации).

I вариант

  1. В чем особенность безличного предложения?
  2. Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.
  3. Найдите безличные предложения.
  4. Запишите номера ответов на листочках.
  1. Вечерело.
  2. Вокруг была глухомань.
  3. Хотелось выйти на воздух.
  4. Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.
  5. Лучше этого места нет.
  6. Звезды одиноко горели над соснами.
  7. Не спалось.
  8. Ночь погасила цвета.

II вариант (слайд 20 презентации).

Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

  1. В саду не было запаха прелой травы.
  2. Звенеть росе в лугах!
  3. В ненастье и во время грозы клева не было.
  4. Грозы природе не избежать.
  5. Трудно было остаться дома в первый зимний день.
  6. Тебе не понять красоты этого сурового края.
  7. Начинало светать.
  8. Не осилить морозного чуда.

– Запишите номера ответов на листочках.

УЭ 5. Ответьте на проблемный вопрос.

Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе и публицистике?

Творческое задание для работы в парах (слайд 21 презентации).

При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Написать мини-сочинение.

Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.

(Выборочная проверка)

УЭ 6. Выходной контроль (тест) (слайд 22 презентации).

Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:

  • определенно-личные –
  • неопределенно-личные –
  • обобщенно-личные –
  • безличные –

1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.

УЭ 7. Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели? (слайд 23 презентации).

Закончите фразы:

  • Я научилась (-ся)…
  • Я запомнила (-ил)…
  • Я рада (рад)…
  • Мне хочется сказать…
  • Теперь я …

ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

  • На уроке было интересно;
  • Было интересно, но не все;
  • Скучно, тоскливо.

V. Итог урока.

Домашнее задание (дифференцированное). (слайд 24 презентации).

  1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.
  2. По картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.

Приложение.