Как воспитать свободную творческую личность? Эта цель педагогической деятельности имеет безусловный приоритет.
В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, у которых свои интересы, возможности, потребности и мотивы. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого.
Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между учителем и учеником, предполагающий апеллирование к личности ученика, учет его индивидуальных способностей и ориентацию на них.
В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.
Одной из технологий, дающих ключ к решению указанных проблем, является модульная технология обучения. Я опробовала данную технологию на уроках русского языка в старших классах. В 2011-2012 году продолжаю работу по модулям в 8 классе.
Тема урока: «Практикум. Односоставные предложения».
Модуль: «Эти нелёгкие односоставные предложения».
Тип урока: повторение и систематизация изученного об односоставных предложениях.
Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.
Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем), компьютерная технология.
Цели урока:
- ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Эти нелёгкие односоставные предложения».
- ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету: содействовать осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.
- связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать предложение, текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
- связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением: создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
- ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры: обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.
- обобщение и систематизация учебного материала, выделение наиболее общих понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний;
- закрепление общеучебных умений и навыков: осмысление специфики односоставных предложений;
- усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Задача урока: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, печатные материалы (модули), личные карты, толковые словари.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ
Номер учебного элемента | Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. | Управление обучением (содержание, формы, методы). | Рекомендации (Как сделать?) | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. |
УЭ – 1 | Цели и задачи модуля. Актуализация целей. | Методическое руководство. | Необходимые знания и умения. | Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ – 2 | Учебный модуль. Цель элемента. | Входной контроль. | Пояснения к учебному материалу. | |
УЭ – 3 | Обобщение. Цель элемента. | Источники информации, алгоритмы решения заданий. | ||
УЭ – 4, 5, 6 | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). | Проверка по ключу, эталону. |
Для оценивания работы учащихся мною применяется рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности. Составляю лист учёта контроля, который раздаю каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
В данной работе отражены особенности применения модульной технологии на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств обучения для развития личностной и познавательной сферы учеников.
Ход урока
I. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Сообщение темы урока.
(слайд 2 презентации), типа урока (слайд 3 презентации)
III. Этап постановки целей урока.
(слайд 4 презентации)
IV. Работа по модулям.
УЭ 0. Постановка целей урока. (слайд 3–4 презентации)
Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали: какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении.
Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.
УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (слайд 5 презентации)
1. Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.
Темы:
- «На уроке литературы»
- «Большая перемена»
- «Поход в театр»
УЭ 2. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.
Входной контроль (слайды 6–8 презентации)
- Восстановите алгоритм “Как определить тип односоставного предложения”.
- Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.
- Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1.
Самопроверка (слайд 9 презентации).
- нет
- нет
- да
- да
- да
УЭ 3. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.
- Прочитайте слова М.В. Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (слайд 10 презентации).
– О каком типе односоставных предложений идет речь?
- В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А. Фета и М. Лермонтова. (слайд 11 презентации).
-
Люблю грозу в начале мая.
(Ф.И. Тютчев) -
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
(М.Ю. Лермонтов) -
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
(М.Ю. Лермонтов)
- Прочитайте слова филолога А .Пешковского: (слайд 12 презентации).
«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
– О каком типе односоставных предложений идет речь?
- В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений В. Высоцкого и А.Пушкина. (слайд 13 презентации).
-
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают. -
Я не люблю,
Когда мне лезут в душу…
(В. Высоцкий) -
Ведут ко мне коня.
-
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
(А. Пушкин)
- Безличные предложения.
Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Рассмотрим таблицу, изображённую на слайде. (слайд 14 презентации).
- Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
- Зачитайте примеры таких предложений.
- Подчеркните сказуемые. (Объяснение с комментарием.)
Рассмотрим примеры таких предложений из произведений К.Паустовского и С.Есенина. (слайд 15 презентации).
- В саду пахло ночным холодом.
- Гремело сразу со всех сторон. (К. Паустовский)
- Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (С.Есенин)
УЭ 4. Практический блок 4. (слайд 16 презентации).
Самостоятельная работа.
1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет. (слайд 17 презентации).
Монолог
1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.
2. Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип. (слайд 18 презентации).
Диалог личных предложений.
1. Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
Безличные предложения. (слайд 19 презентации).
I вариант
- В чем особенность безличного предложения?
- Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.
- Найдите безличные предложения.
- Запишите номера ответов на листочках.
- Вечерело.
- Вокруг была глухомань.
- Хотелось выйти на воздух.
- Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.
- Лучше этого места нет.
- Звезды одиноко горели над соснами.
- Не спалось.
- Ночь погасила цвета.
II вариант (слайд 20 презентации).
Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.
- В саду не было запаха прелой травы.
- Звенеть росе в лугах!
- В ненастье и во время грозы клева не было.
- Грозы природе не избежать.
- Трудно было остаться дома в первый зимний день.
- Тебе не понять красоты этого сурового края.
- Начинало светать.
- Не осилить морозного чуда.
– Запишите номера ответов на листочках.
УЭ 5. Ответьте на проблемный вопрос.
Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе и публицистике?
Творческое задание для работы в парах (слайд 21 презентации).
При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Написать мини-сочинение.
Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.
(Выборочная проверка)
УЭ 6. Выходной контроль (тест) (слайд 22 презентации).
Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:
- определенно-личные –
- неопределенно-личные –
- обобщенно-личные –
- безличные –
1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.
УЭ 7. Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели? (слайд 23 презентации).
Закончите фразы:
- Я научилась (-ся)…
- Я запомнила (-ил)…
- Я рада (рад)…
- Мне хочется сказать…
- Теперь я …
ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
- На уроке было интересно;
- Было интересно, но не все;
- Скучно, тоскливо.
V. Итог урока.
Домашнее задание (дифференцированное). (слайд 24 презентации).
- Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.
- По картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.