Цель: интеграция учебного материала по теме «Строение клетки», как способ синхронизированного обучения, направленный на развитие познавательного интереса.
Обучающая
- Систематизация знаний
- Формирование стереофонического видения проблемы
- Использование знаний по смежным дисциплинам на интегрированном уроке
Развивающая
- Активизации познавательного интереса
- Логического мышления
- Коммуникативных навыков
Воспитательная
- Чувства уважения к мнению окружающих
- Осознанного отношения к процессу познания
- Деятельного отношения к происходящим событиям
Тип урока: Интегрированный с элементами проблематизации, метапредметный урок.
Оборудование: Модели «Строение растительной клетки», «Строение живой клетки». Музыка Вивальди. Натюрморты голландских живописцев. Микроскопы, оборудование для проведения эксперимента – подготовка микропрепарата, дидактический материал, Мультимедийная презентация «Строение клетки»
Ход урока
І этап – Организация класса.
II этап – Актуализация знаний.
Учитель: Несколько уроков назад, кажется совсем недавно, мы начали изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.
На сегодняшнем уроке мы продолжим и завершим изучение клетки. Но для начала кратко вспомним историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле.
Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».
XVII век – век застоя и открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.
XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На экране – работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.
В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?
1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно… Итальянец Галилео Галилею создал прибор по имени «микроскоп», помог увидеть нечто весьма интересующие весь свет.
1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.
О, этот XVII век – век причудливых превращений и великих открытий чудной музыки Вивальди, которая звучит на сегодняшнем уроке. Музыка эта не подвластна времени, как и эти прекрасные пейзажи голландских художников, развешенные на доске. Неподвластны эти творения времени, потому, что в нотах этой музыки, в красках этой живописи звучит истинная философия жизни, в основе которой лежит клетка, открытая в этом же XVII веке.
Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркине, немцы Шлейден и Швани внесли свой вклад в историю изучения клетки.
К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Это сделали выдающиеся деятели цитологии XIX века Шлейден и Шванн.
Сегодня в XXI веке многое сделано для получения полной картины о строении клетки. Основные аспекты в изучении клетки можно представить вот такой логической цепочкой.
Основные аспекты изучения строения клетки:
III этап. Используя знания о строении клетки, составьте кластер «Строение клетки»
Проблемный вопрос: Является ли клетка оптическим прибором?
Для решения этой проблемы знания каких дисциплин нам понадобятся?
Биология
- Методы исследования клетки:
- ультрацентрифугирования
- световая микроскопия
Химия
- Фосфолипиды в составе мембраны:
- гидрофильные и гидрофобные вещества
Физика
- Свет
- Световая волна
- Линзы
Учитель: Для осуществления процессов жизнедеятельности клетки необходимо большое количество энергии. Этим её обеспечивает митохондрии.
Митохондрии — энергетические центры клетки. Это очень мелкие, но хорошо видимые в световом микроскопе тельца (длина 0,2— 7,0 мкм). Они находятся в цитоплазме и значительно варьируют по форме и числу в разных клетках. Жидкое содержимое митохондрий заключено в две трехслойные оболочки, каждая из которых имеет такое же строение, как и наружная мембрана клетки. Внутренняя оболочка митохондрии образует многочисленные впячивания и неполные перегородки внутри тела митохондрии . Эти впячивания называются кристами.
Включения клетки - все структуры цитоплазмы клетки. Обычно в клетке их подразделяют на 3 группы: постоянные, или органоиды, осуществляющие общие функции клетки (например, Митохондрии, Гольджи комплекс, Хлоропласты); временные, или параплазматические, образования, появляющиеся и исчезающие в процессе обмена веществ (например, секреторные гранулы, питательные вещества, жир, крахмал и др.); специальные, или метаплазматические, образования, имеющиеся в некоторых специализированных клетках, где они выполняют частные функции, например сокращения (миофибриллы мышечных клеток), опоры (тонофибриллы в клетках эпидермиса).
IV этап. групповая работа
I. Физики
- В чём отличие светового микроскопа от электронного?
- Почему возникла идея использования в микроскопе вместо луча света поток электронов?
- Понятие оптической системы. Схематично изобразите принцип её работы.
II. Химики
- Какие молекулы органических веществ присутствуют в мембране клеток?
- Как свойства липидов влияют на функции, выполняемые цитоплазматической мембраной?
- Какова роль углеводов, расположенных на поверхности белковых молекул в мембране?
III. Биологи
- Каково строение и функции хлоропластов? (Лабораторная работа «Хлоропласты в клетках листа растений» и «Хромопласты в клетках плодов растений»).
- Чем отличаются хлоропласты растений разных экологических групп?
- Какова роль пластид и клеточных включений?
Вопрос: Можно ли считать клетку оптической системой? Подведение итогов работы групп по алгоритму:
Инструктаж учителя:
- Работая в группах, учащиеся готовят ответ на 3 вопроса.
- Соблюдается регламент выступления-3 мин.
- При ответе соблюдается:
- А) Логика
- Б) Ответ развёрнутый
- В) Наглядность
Критерии оценки учащихся:
- «5»- все требования соблюдены
- «4»-нет чёткой логики в изложении
- «3»-не все вопросы раскрыты
V этап. Рефлексия
«Радуга чувств»
«Эмоции - это чёткий показатель на правильном ли мы пути …».
II «Радуга чувств»
«Мысли создают эмоции…»
VI этап – Домашнее задание
- Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».
- Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».