Цель: Повышение правовой культуры обучающихся, способствующей формированию гражданского общества.
Задачи:
- сформировать у учащихся понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права;
- предотвратить правонарушения в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних;
- развить познавательный интерес творческой активности учащихся;
- развить у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторить и закрепить основной материал, выраженный в неординарных ситуациях;
- воспитать уважение к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Форма проведения:
- Этап 1: Дискуссия
- Этап 2: Игра-соревнование двух команд
Участники: Учащиеся 10 класса.
Дидактический материал:
- Презентация;
- Карточки 2-х цветов по количеству участников;
- Карточки «Х» и «О»;
- Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».
Раздаточный материал:
- Бланк для работы «Памятка: Трудовые права несовершеннолетних».
- Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».
Материалы для стенда:
Законодательные акты:
|
Профессиональный союз:
|
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Активизация знаний школьников.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Заключение (обратная связь).
Используемая литература:
- Методические рекомендации по проведению профсоюзных уроков для старшеклассников: Роль и место современных профсоюзов в формировании гражданского общества в России. / М.А. Иванова – М.: АРКТИ, 2010. – 392с.
- «Кадровые решения»№6 2008. www.profiz.ru/kr/
- Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев / М.Ю.Женило. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).
- www.vuzlib.net/beta3/html/1/15819/16044/
- dic.academic.ru/dic.nsf/business/10372
- ru.wikipedia.org/wiki
- www.profgeo.ru/htdocs/dc/profsoyuz.htm
- www.ed-union.ru/
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Действия учителя | Действия учащихся |
(СЛАЙД 1). Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые практически каждый из вас уже был вовлечен или может быть вовлечен в ближайшее время. В нашем государстве, под влиянием глобализации, продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. В связи с этим по инициативе Московской Федерации профсоюзов и по согласованию с Правительством города Москвы и Департаментом образования, с осени 2005 года в старших классах школ города Москвы проходят уроки, посвященные профсоюзному движению, выявлению роли и функций профсоюзов в современном обществе. И наиболее актуальная тема на сегодняшний день – это трудовые права несовершеннолетних. В настоящее время, к сожалению, несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних – частое явление. Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, форму выплаты заработной платы («черный, серый нал»), так и предоставление, и оплату очередного отпуска, оплату листа нетрудоспособности (больничного листа). Очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, будь это открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальное предпринимательство (ИП), или государственное учреждение, знали и умели реализовать свои права! Помните, прошлый раз я попросила вас заполнить таблицу, в которой вы могли отразить свои знания о ваших трудовых правах. Проанализировав ваши ответы, я подготовила материал для проведения данного занятия. Перед вами лежат бланки, все та же таблица-памятка «трудовые права несовершеннолетних», но немного модифицированная. В течение сегодняшнего занятия я предлагаю вам заполнить ее, опираясь на представленный мною материал. В соответствующем поле вам необходимо будет записать те основные тезисы, которые вы посчитаете наиболее важными, и необходимыми для вашей дальнейшей трудовой деятельности. |
Слушают Анализируют |
2. Активизация знаний школьников.
Действия учителя | Действия учащихся |
Что такое труд? |
(СЛАЙД 2). Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Усилие, направленное к достижению чего-либо. Результат деятельности, работы. |
Что такое трудовые отношения? | (СЛАЙД 2, щелчок). Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором. |
(СЛАЙД 3). «Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер) А для того, чтобы законы нам помогали, необходимо пополнять свои знания, расширять свою культуру – правовую культуру. Что говорится о праве на труд в Конституции Российской Федерации? А какой же основной правовой акт, регулирующий трудовые отношения? |
(СЛАЙД 4). В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. Ст.37 Конституции РФ посвящена праву на труд. Главным правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ. Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. |
(СЛАЙД 5). Законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в РФ: · Всеобщая декларация прав человека ООН · Конвенция ООН о правах ребенка · Конституция РФ · Трудовой кодекс РФ · Отдельные законы о труде · Подзаконные нормативные акты |
|
А кто является субъектами трудовых отношений? Каким образом оформляются трудовые отношения между работником и работодателем? |
(СЛАЙД 6). Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель. (СЛАЙД 6, щелчок). Обязанности сторон, трудовые отношения между работником и работодателем оформляются договором – трудовым договором. |
Полностью текст работы представлен в Приложении.