"Трудовые права несовершеннолетних". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (850 кБ)


Цель: Повышение правовой культуры обучающихся, способствующей формированию гражданского общества.

Задачи:

  • сформировать у учащихся понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права;
  • предотвратить правонарушения в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних;
  • развить познавательный интерес творческой активности учащихся;
  • развить у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторить и закрепить основной материал, выраженный в неординарных ситуациях;
  • воспитать уважение к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Форма проведения:

  • Этап 1: Дискуссия
  • Этап 2: Игра-соревнование двух команд

Участники: Учащиеся 10 класса.

Дидактический материал:

  1. Презентация;
  2. Карточки 2-х цветов по количеству участников;
  3. Карточки «Х» и «О»;
  4. Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».

Раздаточный материал:

  1. Бланк для работы «Памятка: Трудовые права несовершеннолетних».
  2. Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».

Материалы для стенда:

Законодательные акты:
  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Декларация ООН прав человека
  3. Конституция РФ
  4. ст.37 Конституции РФ
  5. Глава 42. (ст.ст. 265-272) ТК РФ
  6. ст.ст.29, 58, 61, 63, 70, 82, 92, 94, 122, 229, 370
  7. Трудовой договор (образец)
Профессиональный союз:
  1. Положение о первичной профсоюзной организации
  2. Коллективный договор (образец)
  3. Печатное издание «Профсоюз»
  4. Печатное издание «Солидарность»
  5. Печатное издание «Профсоюзный мегаполис»
  6. Печатное издание «Московские новости»

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Активизация знаний школьников.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Заключение (обратная связь).

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации по проведению профсоюзных уроков для старшеклассников: Роль и место современных профсоюзов в формировании гражданского общества в России. / М.А. Иванова – М.: АРКТИ, 2010. – 392с.
  2. «Кадровые решения»№6 2008. www.profiz.ru/kr/
  3. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев / М.Ю.Женило. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).
  4. www.vuzlib.net/beta3/html/1/15819/16044/
  5. dic.academic.ru/dic.nsf/business/10372
  6. ru.wikipedia.org/wiki
  7. www.profgeo.ru/htdocs/dc/profsoyuz.htm
  8. www.ed-union.ru/

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Действия учителя Действия учащихся
(СЛАЙД 1). Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые практически каждый из вас уже был вовлечен или может быть вовлечен в ближайшее время.
В нашем государстве, под влиянием глобализации, продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. В связи с этим по инициативе Московской Федерации профсоюзов и по согласованию с Правительством города Москвы и Департаментом образования, с осени 2005 года в старших классах школ города Москвы проходят уроки, посвященные профсоюзному движению, выявлению роли и функций профсоюзов в современном обществе.
И наиболее актуальная тема на сегодняшний день – это трудовые права несовершеннолетних.

В настоящее время, к сожалению, несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних – частое явление. Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, форму выплаты заработной платы («черный, серый нал»), так и предоставление, и оплату очередного отпуска, оплату листа нетрудоспособности (больничного листа).
Очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, будь это открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальное предпринимательство (ИП), или государственное учреждение, знали и умели реализовать свои права!
Помните, прошлый раз я попросила вас заполнить таблицу, в которой вы могли отразить свои знания о ваших трудовых правах. Проанализировав ваши ответы, я подготовила материал для проведения данного занятия.
Перед вами лежат бланки, все та же таблица-памятка «трудовые права несовершеннолетних», но немного модифицированная. В течение сегодняшнего занятия я предлагаю вам заполнить ее, опираясь на представленный мною материал. В соответствующем поле вам необходимо будет записать те основные тезисы, которые вы посчитаете наиболее важными, и необходимыми для вашей дальнейшей трудовой деятельности.
Слушают
Анализируют

2. Активизация знаний школьников.

Действия учителя Действия учащихся
Что такое труд?
(СЛАЙД 2). Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Усилие, направленное к достижению чего-либо.
Результат деятельности, работы.
Что такое трудовые отношения? (СЛАЙД 2, щелчок). Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором.
(СЛАЙД 3). «Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
А для того, чтобы законы нам помогали, необходимо пополнять свои знания, расширять свою культуру – правовую культуру.
Что говорится о праве на труд в Конституции Российской Федерации?

А какой же основной правовой акт, регулирующий трудовые отношения?
(СЛАЙД 4). В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. Ст.37 Конституции РФ посвящена праву на труд.





Главным правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ. Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.
(СЛАЙД 5). Законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в РФ:
· Всеобщая декларация прав человека ООН
· Конвенция ООН о правах ребенка
· Конституция РФ
· Трудовой кодекс РФ
· Отдельные законы о труде
· Подзаконные нормативные акты
А кто является субъектами трудовых отношений?

Каким образом оформляются трудовые отношения между работником и работодателем?
(СЛАЙД 6). Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.
(СЛАЙД 6, щелчок). Обязанности сторон, трудовые отношения между работником и работодателем оформляются договором – трудовым договором.

Полностью текст работы представлен в Приложении.