Цели: актуализировать знания о свойствах кислот, сравнить свойства органических и неорганических кислот; продолжить формировать умения проводить эксперимент по инструктивной карте, составлять уравнения реакций с участием органических веществ.
Оборудование: растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия, гидроксида меди, карбоната натрия; магний, медь, оксид кальция, раствор мыла; пробирки, пробирочный штатив, индикаторная бумага или метиловый оранжевый.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Сопровождение урока | |
1. | Организационный момент. | Добрый день. Мы продолжаем работать над темой «Карбоновые кислоты». Сегодня нам предстоит рассмотреть химические свойства карбоновых кислот. Поскольку тема объемная, мы разделим ее на две части. Сегодня мы сравним свойства органических и неорганических кислот, определим, в чем сходство этих кислот. Ведь не напрасно же в их названии есть общее слово «кислота». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. |
Слайды
1-2
|
2. | Актуализация знаний о кислотах | Но, прежде всего, давайте вспомним, какие органические вещества называют кислотами? – Как и по каким признакам классифицируют кислоты? – Среди предложенных веществ выберите формулу предельной одноосновной кислоты: – Почему эта кислота является предельной одноосновной кислотой? Каждое химическое вещество имеет название. Каков алгоритм называния карбоновых кислот? Дайте название каждой из предложенных кислот. Спасибо всем за работу. Мне очень приятно, что основные понятия темы вы усвоили достаточно хорошо. Поскольку органические и неорганические кислоты образуют единый тип веществ, можно предположить, что они будут иметь и общие свойства. Давайте вспомним, какими химическими свойствами обладают неорганические кислоты? Фронтальная беседа с классом. + диссоциация + Ме (акт) + основный оксид + амфотерный оксид + щелочь + нерастворимое основание + амфотерный гидроксид + соль |
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
3. | Изучение нового материала. |
Но, предположить, это не значит установить достоверность того или иного явления. Решить нашу проблему поможет практическая работа по изучению свойств карбоновых кислот. Работать будем в группах. Каждая группа имеет свое задание, которое прописано в инструктивной карте. Результаты вносим в таблицу. Образец таблицы также находится в инструктивной карте. Запишите в тетради: Практическая работа. Тема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами). Время выполнения практической работы – 5-6 минут. Если при написании уравнений возникнут затруднения, обратитесь к учебнику стр. 207. 3-4 мин – вынести результаты на доску. 3-4 мин – обсуждение результатов. 3-4 мин – дополнить записи в тетради. Вывод по работе. Вначале делают учащиеся. Затем, если необходимо, учитель дополняет, уточняет. |
Инструктивные карты на четыре группы Приложение 1 Слайд 6 Приложение 2 |
4 | Закрепление изученного материала | Задание. С какими из перечисленных далее веществ реагирует муравьиная кислота: гидроксид лития, оксид натрия, калий, бром, нитрат натрия, сульфид натрия, трихлорид фосфора? |
Слайд 7 |
5. | Подведение итога урока. | Итак, подведем итоги урока. Какой цели служил сегодняшний урок? Что нам удалось установить, решая задачи урока? Оценки за урок. Общая оценка урока. |
|
6. | Домашнее задание | §34, стр. 206–207 записи в тетради составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства 1 вариант – пропановой кислоты, 2 вариант – муравьиной кислоты |
Слайд 3 |