Урок-путешествие в музей П.И. Чайковского в Клину

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Музыкальная литература - четвертый год обучения в ДШИ и ДМШ.

Цель урока: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся.

Задачи урока: познакомить учащихся с периодом высшего расцвета творчества композитора П.И. Чайковского. Дать представление о музыкальном наследии, результатах его творческого труда. Познакомить детей с внутренним миром П.И. Чайковского, его эпохой, с окружением, в котором композитор жил и работал.

Информация для педагогов: Музей П.И. Чайковского в Клину – неотъемлемая часть нашего культурного наследия. Этот музей занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, которые окружали П.И. Чайковского в последние девять лет его жизни. Музей ведет просветительскую и популяризаторскую деятельность. Музейная педагогика – достаточно известное и эффективное направление современной педагогике. Характер этой педагогики – интегрированный. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию педагогики, психологии, музееведения. В век модернизации образования стали возможны виртуальные путешествия на уроках по изучению биографий композиторов в музеи, которые делают уроки долее содержательными и наглядными.

Ход урока-лекции

“Жить в деревенском уединении, работать много ходить и дышать чистым воздухом -
вот условия, необходимые для моего благосостояния”.
(П.И. Чайковский)

В восьмидесяти километрах от Москвы на берегах реки Сестры расположен старинный город Клин. С этим городом связаны последние девять лет жизни великого русского композитора П.И.Чайковского. На окраине сохранился двухэтажный деревянный дом, в котором жил и работал композитор. Неповторимо своеобразен и по-своему притягателен облик этого дома. Здесь были созданы оперы “Чародейка”, “Пиковая дама” и “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, симфонии “Манфред”, Пятая и Шестая, фортепианные сочинения, камерно-инструментальные сочинения, романсы. Этот дом никогда не принадлежал композитору, а всего лишь снимался им в аренду у мирового судьи Сахарова. Чайковский очень любил уединенное местоположение этого дома. По душе Чайковскому были открывающиеся из окон виды на раздольные подмосковные поля, синеющие по кромке горизонты лесов. Дом был уютным, уют был создан слугой Алексеем Сафроновым, который за двадцать лет изучил вкусы и привычки своего хозяина. В доме сохранился колорит эпохи, атмосфера, его внешнее и внутреннее убранство. В интерьерах сохранена неповторимая индивидуальность П.И. Чайковского, сложный мир его чувств, интересов и привычек.

В нижнем этаже дома располагалась кухня, небольшая столовая с выходом на террасу, комнаты, в которых жила семья его слуги Алексея Ивановича Сафронова. Сюда композитор спускался только обедать. Чайковский занимал в доме комнаты второго этажа. Верхний этаж состоял из пяти комнат: прихожей, просторного кабинета-гостиной, небольшой спальни и двух комнат для гостей. В кабинете-гостиной со стены задумчиво и пристально глядит на входящих гостей знаменитый, “удивительнейший” портрет Чайковского, написанный за девять месяцев до его смерти художником Н.Д. Кузнецовым. Об этом портрете Модест Чайковский писал: “Художник... угадал трагизм его настроения этой поры и с глубокой правдой изобразил его... Зная, как я знал брата, могу сказать, что лучшего, более верного, более потрясающе-жизненного изображения - я не знаю”.

Сотрудники дома-музея сохранили бытовую обстановку последних лет жизни Петра Ильича Чайковского. В его интерьерах сохранены личные вещи композитора, личная библиотека, обширный архив рукописей, переписка с родными и друзьями. Переступая порог этого дома, кажется, что попадаешь в прошлое, ведь в этих комнатах жил и работал великий русский композитор. Здесь сохранилось все, что его окружало в последние годы жизни. Каждая вещь - ноты, книги, портреты и фотографии, мебель и личные вещи на том месте, где находились при жизни композитора. Они являются немыми свидетелями жизни великого русского музыканта. Они когда-то окружали его домашним уютом, служили ему, хранят прикосновения его рук.

В доме много вещей, которые рассказывают об артистических триумфах П.И. Чайковского, дары городов, в которых проходили концерты великого музыканта, подарки друзей, которые были дороги композитору как воспоминания. У каждой из этих вещей своя история. Голубые миниатюрные с голубой эмалью туфельки были подарены П.И. Чайковскому по случаю памятной премьеры оперы “Черевички”, состоявшейся в Москве 19 января 1887 года в Большом театре. Подарены они были горячей почитательницей творчества Чайковского Н.Ф. фон Мекк.

Большой, в натуральную величину, бронзовый петух, стоящий на круглом столике возле окна, был подарен Люсьеном Гитри - актером французской труппы, постоянно игравшей на сцене Петербургского Михайловского театра.

Но, пожалуй, самый дорогой из подарков, которыми когда-либо радовали Чайковского друзья, Петр Ильич не держал на виду, этот дар и сейчас под замком: в небольшом шкафу с нотными партитурами хранится то, что Чайковский считал своим заветным сокровищем.... Это произошло на рождество 1888 года. Все было устроено в величайшей тайне от Петра Ильича: пока композитор, уехавший в Петербург на концерты, находился в отсутствии, его друг и издатель Петр Иванович Юргенсон повидался с Алексеем Сафроновым и дал ему некое секретное поручение, которое Алексей Иванович и выполнил с великим усердием. Когда Чайковский утром 26 декабря вернулся домой, в свое Фроловское, он с изумлением увидел в зале маленькую, нарядно убранную елку. А под елкой, словно во времена далекого детства, был приготовлен для него нежданный рождественский подарок: перед ним лежало полное собрание сочинений Вольфганга Амадея Моцарта в роскошном Лейпцигском издании Брейткопфа и Гертеля! Семьдесят один том!.. О впечатлении, какое это зрелище произвело на Петра Ильича, он сам красноречиво рассказал в письме к П.И. Юргенсону: “Милый друг, мне слишком много нужно тебе сказать, чтобы уместить все это на бумаге, а потому ограничусь лишь тем, что выражу тебе восторженную благодарность за самый лучший подарок, который я когда-либо мог надеяться получить. Алексей исполнил все, как ты ему велел, т.е. сюрпризом устроил елку, и около нее лежал мой бог, мой идол, представленным всеми своими божественными произведениями. Я был рад, как ребенок. Спасибо, спасибо, спасибо!!!” Вот он – “весь Моцарт”!.. Как часто руки Чайковского бережно снимали с полки эти нарядные фолианты, чтобы поставить их перед собой на пюпитре рояля... А сколько собственноручных пометок Петра Ильича хранят эти страницы!.. По утрам (об этом сам композитор пишет в своем дневнике) он любил перечитывать страницу-другую из моцартовской биографии, а затем просматривать и проигрывать произведения, упомянутые в прочтенном отрывке. И вероятно, всякий раз ему хотелось повторить то, что он записал в своем дневнике: “Спасибо Юргенсону за подарок”. (Фрагмент из книги В.В. Холодковский В.В. Дом в Клину. Переиздание. М.: “Моск. рабочий”, 1975, 340 с.).

Некоторые подарки, хранящиеся в кабинете-гостиной, связаны с концертными поездками Чайковского. Среди них привезенные из Праги каминные часы, украшенный золотой тканью и гербом Праги альбом с гравюрами чешских художников. На письменном столе стоит чернильница, которую украшает миниатюрная копия статуи Свободы. Этот подарок был привезен композитором из Соединенных Штатов Америки. Из Одессы была привезена дирижерская палочка, на которой надпись: “П.И. Чайковскому. Одесское отделение Императорского русского музыкального общества. Одесса 16-23 января 1893г.”. Верхний конец палочки заканчивается золотой лирой с бриллиантом. Среди реликвий клинского дома есть еще две палочки. Одна из них была завещана и передана П.И. Чайковскому согласно воле ее владельца, известного немецкого композитора и пианиста Адольфа Гензельта. По преданиям эта палочка принадлежала Мендельсону - Бартольди. ... Но есть в доме еще одна - черная с белым костяным наконечником дирижерская палочка. Она лежит среди личных обиходных вещей композитора. Ибо это его собственная рабочая палочка. Она сопровождала его на оркестровые репетиции, на концерты, в дальние артистические поездки.

Своеобразие интерьера дома составляет огромное количество фотографий и портретов на стенах. По ним можно проследить жизненный и творческий путь великого композитора, увидеть образы людей, окружающих его в жизни. Здесь портреты самых дорогих ему людей - родителей: Александры Андреевны и Ильи Петровича, братьев, сестры. Напоминанием о юности являются фотографии одноклассников по Петербургскому училищу правоведения, фотографии коллег, профессоров Московской консерватории, его учеников, друзей, известных музыкантов, артистов. Все они были дороги и сердечно памятны композитору. Дом украшают многочисленные образцы домашнего рукоделия, бытовые предметы конца XIX века, с любовью выполненные родственниками композитора.

Чайковский был прекрасным пианистом, хотя на концертной эстраде как пианист он не выступал, но по вечерам, как правило, много времени проводил за роялем. Центральное место в кабинете-гостиной занимает рояль “Беккер”. Этот рояль был подарен Петербургской фирмой “Беккер” в 1885 году. Так как Чайковский был образованнейшим музыкантом, он постоянно знакомился с сочинениями молодых композиторов, изучал музыкальную литературу разных стран мира и времен. Нотная библиотека композитора представляет все, что выходило в свет в годы жизни Петра Ильича. Библиотека размещена в двух книжных шкафах, в них хранятся произведения Й.Гайдна, Л.Бетховена, В.Моцарта, Р.Шумана. Множество нотных изданий с дарственными надписями - сочинения Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова, С.Рахманинова, Э.Грига. Среди нотных изданий оперные клавиры В. Моцарта, Х.Глюка, Р.Вагнера, Ж.Бизе, А.Рубинштейна, М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина.

Чайковский очень любил, когда его навещали в клинском уединении друзья - музыканты. Он любил музицировать с ними в четыре руки. Его партнерами были Г. Ларош, Н. Губерт, Н. Кашкин, брат Модест и племянник Владимир Давыдов. Обычно в такие вечера происходило чтение вслух в уютном кабинете-гостиной. Библиотека композитора свидетельствует об исключительном разнообразии интересов Чайковского. Г. Ларош пишет: “Литература занимала в его жизни место гораздо большее, чем у обыкновенного образованного человека: она была, после музыки, главным и существенным его интересом”. В библиотеке композитора произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.А. Фета, А.И. Герцена, А.Н. Радищева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского и т.д. О несомненном литературном даре П.И. Чайковского свидетельствуют его литературное наследие: литературно-публицистические и стихотворные работы, музыкально-критические статьи, либретто некоторых опер, дневниковые записи.

В Клину Чайковский находил идеальные условия для творчества. “Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь, - писал он. - Здесь я гораздо более у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо живу на самом шоссе, так что и в дождь гулять могу, не утопая в грязи”.

Одним из любимых мест отдыха П.И.Чайковского была уютная беседка в парке. Его сердце радовал запах липовой аллеи, шелест листвы белоствольных берез, островки ландышей - любимых цветов композитора, пение птиц, счастливая мирная атмосфера.

В стенах клинского дома за рабочим столом, что стоит у окна в спальне Петра Ильича, родилась последняя симфония Чайковского. Шестая симфония - наивысшая по симфоническому мастерству, самая волнующая по замыслу и самая глубокая по содержанию, “наиискреннейшая” из всех “музыкальных исповедей” П.И.Чайковского была написана к Клину в последний год жизни.

В клинском архиве сохранилась афиша сообщающая, что в субботу 16 октября 1893 года состоится открытие сезона симфонического собрания Петербургского отделения Русского музыкального общества. В программе концерта значились произведения Моцарта, Листа, Лароша и Чайковского. Открывалась программа новинкой сезона - Шестой симфонией. В день концерта зал Дворянского собрания был переполнен публикой до отказа. Весь музыкальный Петербург был в сборе. При появлении в оркестре Петра Ильича в зале вспыхнула овация, началось подношение лавровых венков. Наконец Чайковский занял свое дирижерское место, взял палочку, поднял руку... Шестая симфония начала свой победный путь - к людям, в мир, в будущее. (Прослушивание фрагмента I части Симфонии №6).

Концертная поездка в октябре 1893 года в Петербург была последней. Вернуться в Клин П.И. Чайковскому было не суждено. Жизнь великого музыканта оборвалась в ночь с 24 на 25 октября. Многие замыслы остались неосуществленными...

Скромный подмосковный Клин стал городом великого Чайковского, а дом на окраине - заповедником его бессмертной славы. Сюда, в клинское уединение, пришли к нему широкое признание, всемирная слава.

В конце урока осуществляется просмотр презентации “Дом в Клину”.

Просмотр данной презентации способствует яркому зрительному впечатлению, вызывает особо сильный эмоциональный отклик, который важен для результативности преподавания.