Программа РО предоставляет учителю обширные возможности для работы над развитием речи детей, над расширением кругозора, лексического запаса, формированием яркой красивой грамотной речи.
В школе я работаю 25 лет. Из них 22 года по системе Л.В.Занкова. Система по-прежнему нравится, с удовольствием работаю в ней.
С годами многое стало получаться лучше, но всегда хочется найти более рациональные, увлекательные способы решения учения и внутренних проблем, которых много в практике ежедневного преподавания.
Мою главную задачу я вижу в том, чтобы научить ребёнка умению выражать свои мысли, чувства, объективно оценивать и охарактеризовывать своего товарища.
Для этого учитель сам должен быть эмоциональным человеком. Ведь использование разнообразных оттенков в речи придаёт ей особую динамику, живость, богатство. Безжизненная, равнодушно звучащая речь поблекнет, не будет слушаться. А ведь дети стараются подражать своему учителю.
На уроках стараюсь максимально использовать богатый материал учебников, системы РО Л.В.Занкова , подбираю дополнительную литературу, которая помогает для реализации поставленных задач, в особенности на уроках русского языка и литературного чтения.
Литература – вид искусства
Главная цель художественного цикла – развитие
эстетического сознания, то есть создание у
школьника образа действительности, на основе его
соотнесения с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии
школьников. Она способна дать широкую картину
внешнего мира, ввести в мир духовной жизни
человека, обогатить нравственно и эмоционально,
развить воображение, речь, способность выразить
себя в слове – в целом влиять на общую культуру
человека.
Содержание уроков чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие у каждого ученика, и являющееся составной частью целостной дидактической системы.
Задачами начального курса являются:
- Восприятие культуры художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
- Развитие речевых навыков школьника;
- Расширение представлений детей о мире, человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора.
Задача развития речи связывает воедино работу над техникой чтения, смыслом анализа текста при его слушании и чтении и творческую речевую деятельность ученика по созданию собственных текстов. Литературный анализ текста позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр, темп, громкость чтения, мимику, жесты.
Дети приходят в школу благодарными, заинтересованными слушателями сказок, стихов, занимательных рассказов. Они любят сами читать взрослым слушателям. Задача состоит в том, чтобы сохранить у детей это очарование поэзией, развить у них потребность в постоянном общении с искусством, соединяя эту задачу с тем, чтобы дети не только получали удовлетворение от слушания произведений, но и сами становились заинтересованными читателями их.
Приобщить детей к искусству – это значит влюбить их в чтение художественной литературы, развивать потребность в чтении новых художественных произведений, в перечитывании ранее известных. Перечитывание должно доставлять наслаждение и радость новых «открытий», более глубокого проникновения и постижения идейно-художественного смысла.
Приобщение детей к искусству – это значит с первых шагов обучения приучать школьников «вдыхать аромат художественного слова» – видеть в нём помимо обычного ещё , более далёкий и глубокий смысл, раскрывающийся в контексте, воспитывать бережное отношение к нему, ценить его как открытие писателя, вызывающее удивление своей точностью, красотой и ёмкостью.
Если ребёнок не готов к этому с младшего школьного возраста, то в дальнейшем он не способен уже понимать красоты русской речи, в нём трудно будет возбудить и развить любовь и интерес к литературе.
Для того, чтобы привести методику в соответствие с особенностями литературы как искусства и особенности её восприятия, учителю необходимо аналитически подойти к тем методическим приёмам, которые он использовал для этого урока чтения.
Обычно деятельность школьников на уроке чтения направлена главным образом на усвоение знаний. И основной особенностью широко используемой в школьной практике методике является недооценка, а иногда и вообще отсутствие учёта специфики художественной литературы, как особой эстетической формы познания мира. Хотя учитель и знает, что в чтении произведений всех жанров преобладает логический анализ текстов. На это ориентирует и программа.
Как мы работаем на уроках:
а) распространяем простые предложения.
Пример: Указать признак или другие второстепенные члены.
Наступила (…) осень.
Птицы улетели (… …).
б) работаю над развитием связной речи (учу выражать свои мысли, строить предложения, передавать их в логической последовательности).
Развитие этого умения способствуют упражнения детей в составлении коллективных рассказов по вопросам к серии картинок, а также письменные ответы на вопросы к тексту;
в) провожу свободный диктант, который является подготовительной работой для перехода к письму изложений;
г) одним из видов работ, готовящий детей к письму изложений, является составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу, статье, басне;
д) провожу минутки поэзии: дети сочиняют стихи, эти стихи мы объединяем в сборники, которые отпечатываем.
«День Святого Валентина.
Я всегда поздравить рад
Майю, Дину, Аделину
Всех мальчишек и девчат.
Пусть улыбки в этот день
Разбивают грусть и лень
И хранит святой ларец
Счастье маленьких сердец.»
Нарваткин Женя
Рыбалка
Мы приехали в село,
Там нам было весело!
Мы ходили на рыбалку,
Там поймали мы скакалку.
Тащим рыбку из пруда,
Набрали рыбы два ведра!
Очень было весело,
Что поехали в село!
Исламов Р.
е) подбираем рифмы:
Коляска – повязка веский – резкий
Гибкий – липкий жираф – бурав
Кружка – игрушка грипп – хрип
Не то (…хорош…), кто лицом (…пригож…),
А тот (…хорош…), кто для дела (…гож…).
В первом полугодии я запланировала творческие работы по русскому языку: 2 сочинения, 3 изложения.
Ещё с первого класса мы завели тетрадь «Для подготовки к сочинению». В эту тетрадь записываются меткие слова, выражения, стихи, отрывки, описания. Делаются рисунки, вклеиваются картинки.
Коллективный выход на экскурсию перед написанием сочинения «Сентябрь» дал хорошие результаты.
План.
- Погода в сентябре;
- Осенний наряд деревьев;
- Золотой ковёр земли;
- Какое чувство, настроение вызывает у тебя ранняя осень;
- Чем тебе нравятся памятные первые дни в сентябре?
Учащиеся учатся выражать своё отношение к написанному, увиденному, пережитому.
Систематически проводимые изложения и сочинения не только развивают речь, но и способствуют повышению грамотности учеников, развивают орфографическую зоркость. Развивая их самостоятельность, умение пользоваться изученными орфографическими правилами.
Подготовка к изложению также должна быть кропотливой. При написании изложения об осени на каждом уроке русского языка отвожу 5 минут на выполнение упражнений, которые являются помощниками в написании изложения.
1) По данным словам составить и написать предложения: осень, деревья, ветер, гнать, листья, листья и др.
2) Подобрать к словам признаки:
– осень (золотя, ранняя, дождливая, хмурая…).
– небо (серое, мрачное…).
– ветер (сильный, резкий, порывистый, холодный…).
3) Подобрать слова, обозначающие действия предмета
– листья (падают, осыпаются, летят…).
– ветер (шумит, дует…).
– дождь ( моросит, идёт, льет…).
– осень (наступила, пришла…).
4) Дописать предложение:
– Стоит холодная, ненастная …(погода).
– Дует резкий, пронзительный… (ветер).
5) Разделить на слоги слова: осыпаются, моросит.
6) Работа над стихотворениями об осени.
Разнообразный материал при правильном
использовании даёт возможность последовательно
упражнять учащихся в письменных пересказах.
Структура моих уроков мобильна. Уроки-спектакли,
путешествия, радиоспектакль, инсценирование,
уроки-игры очень нравятся детям. Поэтому я
применяю на практике различные принципы работы
по изучению художественного произведения.