Урок-общественный смотр значений по математике. 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (680 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания по теме "Четырехугольники";
  • совершенствовать навыки решения задач по данной теме.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
  • развивать познавательный интерес к предмету, грамотную математическую речь.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, чувства коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • воспитание обязательного отношения к обучению.

Тип урока: систематизация знаний по теме "Четырехугольники".

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование урока: компьютер; мультимедийный проектор; экран; доска; презентации.

Время проведения урока : 90 мин.

Дидактический материал: карточки с заданиями в виде четырехугольников; листы с готовыми чертежами; оценочный лист урока.

На уроке применены элементы технологий: развития критического мышления, ИКТ.

Использование ИКТ на уроке:

  • поддерживает высокий темп, плотность урока, наглядность;
  • осуществлять проверку каждого этапа урока;
  • позволяет воздействовать на эмоциональную составляющую урока;
  • воспитывает эстетический вкус.

Урок проводится в компьютерном классе. У каждого ученика на рабочем столе компьютера находится папка с презентациями:

  • выборка из презентации1: слайды 1-12; 18-19; 26-30.
  • презентация 2: тесты по теории “Четырехугольники”

Подготовительный период

  1. На первом занятии по теме “Четырехугольники” обучающие получают задания и вопросы.
  2. Класс делится на пять команд, выбираются капитаны. Команды получают задания (подготовить приветствия, эмблемы, творческое задание, оформленное в виде презентации “Поле чудес”)
  3. Приглашение участников, гостей.

Ход урока

I этап. Стадия вызова

1. Актуализация знаний. Слайды1- 3

Сообщение дидактических целей, плана и задач урока. Каждому ученику выданы оценочные листы.

2. Мотивация урока.

" Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия". Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале ХХ века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука.

3. Мозговой штурм. Повторение теории

Черный ящик. По одному члену команды по очереди выбирают фигуру из черного ящика.

Работа на компьютере Слайд 4, Слайды 5-10

Каждая команда повторяет определение и свойства выбранной фигуры, работая в паре.

Взаимооценка в паре

Определение и свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции повторяют еще раз для всего класса капитаны команд.

Выполнение тестов на знание и применение свойств четырехугольников.

Презентация2 (тесты)

  • Любой ромб является... (параллелограммом)
  • Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм...(ромб)
  • Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм...(прямоугольник)
  • В каком четырехугольнике все стороны равны? (ромб, квадрат)
  • В каком четырехугольнике все углы прямые? (прямоугольник, квадрат)
  • В каком четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам? (параллелограммом, прямоугольник, квадрат, ромб)
  • Исправь ошибку: если в четырехугольнике диагонали равны и перпендикулярны, то этот четырехугольник прямоугольник (квадрат)

Презентация1 Слайд 11

На рисунке ABCD параллелограмм, причем АВ ВС, KMNP- ромб. Укажите номера верных утверждений.

Заполнение оценочного листа (самооценка)

Слайд 12 Работа с офтальмотренажером

Этот вид работы по снятию зрительного напряжения на уроках проводится ежедневно. Упражнения для глаз:

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз (4-6 раз);

2) горизонтальное вправо – влево (4-6 раз);

3) вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

II этап. Стадия осмысления

Решение задач по группам. Каждая команда оформляет решение своей задачи на листе с готовым чертежом. Представители команд записывают решение на доске.

1 группа: Одна из сторон параллелограмма в 5 раз больше другой. Найдите длину меньшей стороны, если периметр параллелограмма равен 36 см.

2 группа: Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О. Найдите периметр треугольника ВОС, если АВ=15,AD=20, BD=25.

3 группа: Один из углов ромба ABCD на 40o больше другого. Найдите углы треугольника ВОС, если О - точка пересечения диагоналей.

4 группа: В квадрате проведены диагонали.

1) Докажите, что при этом он разбивается на четыре равных равнобедренных треугольника.

2) Найдите углы этих треугольников

5 группа: В равнобедренной трапеции DEFC на большее основание DC проведены перпендикуляры ЕА и FB.

1) Докажите, что DEA = CFB.

2) Чему равны отрезки DA и CB, если EF=8 cм, CD=30 см

Решения задач каждой команды проверяются всем классом. Ученики других команд дополняют, исправляют ошибки, могут задать любой вопрос по задаче и оценивают работу команды.

 

Затем решения еще раз проверяются (Слайды 13-17):

Слайд 11. Группа 1

Слайд 18 В свободную минутку:

Греческий крест разрежьте на несколько частей, из которых можно сложить квадрат

           
           
           
           
           
           

Слайд 19 Комплекс упражнение “Танцуй сидя”

Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
(повороты влево - вправо)
И кивнем затем по кругу.
(наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
(поднимают руки вверх – вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
(встряхнули кистями рук)

III этап. Стадия рефлексии

Каждая команда подготовила творческое задание.

Слайд 20 Игра “Поле чудес” Знаешь ли ты?

Слайд 21 I команда

Что в переводе с греческого обозначает “рассекающая углы”? (Диагональ)

Слайд 22 II команда

Что в переводе с греческого обозначает “земледелие”? (Геометрия)

Слайд 23 III команда

Что в переводе с греческого обозначает “бубен”? (Ромб)

Слайд 24 IV команда

Что в переводе с греческого обозначает “столик”? (Трапеция)

Слайд 25 V команда

Он фигура замечательная: как его не поверни, все четыре стороны у него равны. (Квадрат)

Подведение итогов. Итоговая отметка за урок ставится самими учащимися в оценочный лист.

Слайд 26 Критерии итоговой отметки:

  • 7-6 балов - “5”
  • 5-4 бала –“4”
  • 3 – бала - “3”

Капитаны подсчитывают баллы, набранные каждым участником и всей командой в целом.

Команда - победитель получает “5”. Все обучающиеся награждаются призами (геометрическими принадлежностями)

Слайд 27 Домашнее задание: подготовка к контрольной работе

1) вопросы к главе II стр.160;

2) карточки с задачами;

3) творческое задание: прямоугольник разрежьте на две части так, чтобы можно было сложить квадрат

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Слайд 28 “Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”, - писал М.Лауэ, известный физик.

А что осталось у вас после этого урока? Какие знания, умения, навыки? Что было трудно? Как преодолел трудности? Сам или с помощью товарищей? Что понравилось на уроке?

Слайд 29 Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана

  • сегодня я узнал...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • я выполнял задания...
  • я понял, что...
  • теперь я могу...
  • я почувствовал, что...
  • я приобрел...
  • я научился...
  • у меня получилось ...
  • я смог...
  • я попробую...
  • меня удивило...
  • урок дал мне для жизни...

Слайд 30 Проверка настроения: прием “Мордашки”

(На экране компьютера оставить ту, которая соответствует настроению в данный момент)

Приложение.

Слайд 32

Литература.

  1. Геометрия 7-9 классы. Л.С. Атанасян
  2. Контрольные работы по геометрии 8 класс Н.Б. Мельников
  3. Геометрия. Задачник – практикум для 8 класса. (к учебнику Л.С Атанасяна). Н.Б. Мельникова.
  4. Поурочные разработки по геометрии 8 класс. Н.Ф. Гаврилова
  5. Геометрия на клетчатой бумаге И. Смирнова, В. Смирнов
  6. Современный урок (педагогика нового времени) С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина
  7. http://svetly5school.narod.ru/metod61.html- картинки