Цели урока:
- образовательные – актуализировать субъективный опыт учащихся (опорные знания и способы действий, комплекс знаний), необходимый для изучения нового материала; организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов действий.
- развивающие – развивать умения учащихся применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, умения работать в парах и группах.
- воспитательные – создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе.
Планируемые результаты освоения (формирование УУД):
Личностные:
- формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- находить необходимую информацию в тексте;
- анализировать информацию;
- формулировать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- слышать, слушать и понимать собеседника;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Предметные:
- формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
- развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Методы обучения: метод проблемной беседы, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Форма учебного занятия: классно-урочная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (для самостоятельной работы), презентация к уроку (Приложение 1).
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая и индивидуальная работа.
Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Ход учебного занятия
I. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
Проверьте готовность к уроку: у всех ли на партах лежат учебники, тетради, дневники, ручки.
Здравствуйте! Садитесь!
Все сейчас мне улыбнитесь!
II. Актуализация опорных знаний и способов действий
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ребята, сдайте тетради на проверку. |
Передают тетради, дежурные раздают. |
Ребята, а как вы думаете, что нам на уроке сегодня пригодится? |
Ответы детей (удача, знания) |
А еще сегодня нам пригодятся:
|
|
Откройте тетради. Запишите 12 сентября, Классная работа. А девизом нашего урока будут такие слова: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий» |
|
Ребята, на наших уроках мы работаем с числами, которые составляют основу математической науки. О каких числах я говорю? |
Мы работаем с натуральными числами. |
Что нового мы узнали о натуральных числах? |
Мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10. |
Где и для чего используются признаки делимости? |
При решении задач, для быстроты счета. |
Сформулируйте признак делимости на 2. |
Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то это число делится на 2 без остатка. |
Сколько всего цифр? |
10 |
Сколько четных цифр? Назовите их. |
5: 0, 2, 4, 6, 8 |
Сколько нечетных цифр? Назовите их. |
5: 1, 3, 5, 7, 9 |
Привести пример трехзначного числа, делящегося без остатка на 5. Почему это число делится на 5? |
Например: 375, 420 Это число делится на 5, потому что оно оканчивается цифрой 5 или 0. |
Делится ли число 3468 на 10 без остатка и почему? |
Нет, так как оно не оканчивается на цифру 0. |
На прошлом уроке мы написали самостоятельную работу по признакам делимости на 2, 5 и 10. В целом с работой справились хорошо, 78% составляет качество знаний при 100% успеваемости. Посмотрите свои работы и сравните с образцом на доске (слайд 3, 4, 5). Объявление оценок. |
|
Самостоятельная работа (Приложение 2)
Проверка (слайды 2-4)
III. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.
У китайцев есть притча:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила, научимся применять их при решении задач.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
А сейчас ответьте на вопрос: делится ли число 36 на 3 без остатка? А на 9? |
Делится и на 3, и на 9 без остатка. |
Перед вами число: (слайд 5) Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9? |
Дети не могут сразу ответить. ?????? |
Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9? |
Нам не хватит целого урока для этого. Желающих нет. |
Мы с вами уже изучили признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5 и на 10. Возникает вопрос: а нет ли других признаков деления, в частности, на 3 и на 9. Очевидно, есть. Какая же цель стоит перед нами? |
Выяснить, какие натуральные числа делятся на 3 и на 9 без остатка. |
Какая же тема сегодняшнего урока? |
Признаки делимости на 3 и на 9. |
Запишите эту тему в тетрадь (слайд 6) |
|
Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9? |
Дети выдвигают предположения (гипотезы). Можно разбить уч-ся на группы. Например, группа №1 и №2 выдвигают гипотезы о делении на 3; группа №3 и №4 – на 9. |
Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Задача: Выяснить, можно ли разложить 225 яблок в 3 ящика поровну?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить: делится ли число 225 на 3 без остатка. (Если дети предложили делить 225 на 3, то: «Замечательно, только давайте вспомним, что мы решили найти способ ответить на этот вопрос, не выполняя деление, с помощью других рассуждений. Давайте попробуем это сделать»)
Рассуждения вместе с классом:
Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе? 2 сотни, 2 десятка и 5 единиц.
Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? 1 яблоко. Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? 1 яблоко с каждого десятка. Т.е. с наших 2 десятков – 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: 225 яблок можно разложить в 3 корзины.
На доске при этом будут только следующие записи:
225 яблок в 3 ящика поровну
2+2+5=9
Т.е. 225 делится на 3, разложить можно.
А в 9 ящиков? Тоже можно.
Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили? Какой вывод можно сделать?
Исследование
Цель: доказательство выдвинутых предположений.
Учащиеся работают в группах (3 группы).
Заполнить таблицу:
Число |
1812 |
162 |
6507 |
205 |
980 |
824 |
Сумма цифр числа |
12 |
9 |
18 |
7 |
17 |
14 |
Разделить на 3 и на 9 каждое из чисел в таблице. Каждая группа делит по два числа. Что мы замечаем? (первые три числа делятся на 3 без остатка, а последние 3 числа не делятся на 3; на 9 делятся без остатка 162 и 6507, остальные не делятся на 9). Найдите сумму цифр каждого числа и заполните таблицу. Какой вывод можно сделать? Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9. Учащиеся самостоятельно формулируют признак делимости на 3 и на 9. Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3 без остатка. Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9 без остатка. Откройте учебник на стр. 14 и прочитайте правило на делимость чисел на 3 и на 9.
Посмотрите внимательно в таблицу (слайд 7). Два числа выделены другим цветом. Почему? Возьмем первое число 1812. Что значит это число? (200 лет со дня Бородинского сражения). Сообщение ученика (Приложение 3).
(переход со слайда 7 на слайд 8 по гиперссылке)
(возврат на слайд 7)
А что значит число 980? (переход со слайда 7 на слайд 9 по гиперссылке)
980 лет городу Курску (25 сентября 1032 г.)
Курск – город России, на реке Сейм, административный центр Курской области. Расстояние до Москвы 537 километров.
Год основания: 1032 г. Курск отмечает день города в последнюю субботу сентября.
27 апреля 2007 года, Указом Президента Российской Федерации, Курску присвоено почётное звание Российской Федерации – «Город воинской славы». Что мы можем сказать про числа 27 и 2007? (они делятся на 3 и на 9)
Результат: в ходе исследования учащиеся ознакомились с выводами о делимости чисел на 3 и на 9 и самостоятельно сформулировали признак делимости на 3 и на 9.
V. Первичная проверка понимания нового материала
Цель: использовать новые знания при решении задач.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1111111…..111 2025 штук на 3? (переход со слайда 9 на слайд 5) Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа. |
В нашем числе две тысячи двадцать пять единиц. Значит, сумма цифр этого числа 2+2+5=9. Число 9 делится на 3. Отсюда следует, что наше большое число тоже будет делиться на 3. |
А на 9 это число будет делиться? |
Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9. |
Итак, сколько признаков делимости мы знаем и какие? |
5: признак делимости на 2, на 3, на 5, на 9 и на 10. |
На какие две группы мы можем разбить эти признаки? (переход со слайда 5 на слайд 10) |
Признак делимости по последней цифре и по сумме цифр. |
Результат: актуализация знаний в ходе решения задач.
VI. Первичное закрепление нового материала
№1 устно (слайды 11 и 12)
а) Какие цифры надо поставить вместо звездочки в запись числа, чтобы полученные числа делились на 3? *14 (114, 414, 714)
б) Какие цифры надо поставить вместо звездочки в запись числа, чтобы полученные числа делились на 9? 5*36 (5436)
№61
75432, 2772825, 5402070
Делятся на 3: 75432 (сумма цифр 21), 2772825 (сумма цифр 33), 5402070 (сумма цифр 18).
Делятся на 9: 54002070
№64
а) 111, 111111, 111111111
б) 666, 666666, 666666666
№65 (устно)
Рабочая тетрадь стр. 7 №1 и №2
VII. Проверка усвоения нового материала
Самостоятельная работа: (каждому ученику раздается индивидуальная карточка с напечатанным на ней заданием и местом для решения) (Приложение 4) Дети сдали работу, затем ответы и комментарии с помощью презентации (слайд 13, 14).
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Найти признаки делимости на 4, 6, 7 и 11.
п. 3 №86, №87, №88 (слайд 15)
IX. Рефлексия
Подводятся итоги урока (слайд 16)
1)
- Для чего необходимо знать признаки делимости?
- С какими признаками делимости мы познакомились?
- Почему признаки делимости на 2, 5, 10 определены в одной группе, а признаки делимости на 3, 9 – в другой?
- Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9.
2) (на партах лист со словами, дети ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!
3) Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.
- Я научился…
- Было трудно…
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Теперь я могу…
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Спасибо вам за урок.
(слайд 17)