Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста; развитие речемыслительной деятельности учащихся; воспитание духовно развитой личности.
Задачи:
- формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
- излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов;
- создавать текст-рассуждение на экологическую тему;
- развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к природе, стремление оберегать ее.
Оборудование:
– текст Д.Лихачева, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова, учебник “Экология” для 9-х классов.
Ожидаемые результаты урока:
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.
План и временная структура урока
- Организационный момент – 1 минута.
- Подготовка к восприятию нового материала – 3 минуты.
- Сообщение темы и цели урока – 1 минута.
- Работа по теме урока – 35 минут.
- Подведение итогов – 2 минуты.
- Оценивание. Рефлексия – 1 минута.
- Домашнее задание – 2 минуты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
– В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которою вы определите ключевое слово темы нашего урока. Приложение 1.
(Просмотр презентации.)
– Какое слово будет ключевым? (Экология.)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Работать мы будем с текстом Д.С.Лихачева из книги “Письма о добром и прекрасном”. Прочитайте тему урока. Какова будет цель урока?
(Презентация). Приложение 2. Слайд 2.
Цель – подготовка к сочинению в публицистическом стиле по тексту Д.С.Лихачева.
– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.
Задачи:
- формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
- определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
- излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с эпиграфом.
– Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Е.Евтушенко (Слайд 3):
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
– Как вы понимаете эти слова?
2. Работа со словарем С.И.Ожегова, с учебником “Экология”.
– Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое экология, природа?
Заглянем в словарь С.И.Ожегова (Слайд 4):
экология (греч. дом, жилище, родина + наука) – наука о местообитании;
экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с
окружающей их средой обитания.
природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический
мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность.
– Как взаимосвязана природа и человек? Сделайте вывод.
Вывод (делают учащиеся): природа – весь мир, человек – часть природы, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе.
3. Сообщение о Д. Лихачеве.
– Что вы знаете о Д.Лихачеве? (Филолог, академик Российской академии наук.)
– Послушайте сообщение о Д.Лихачеве. (Слайд 5)
Подготовленный ученик рассказывает об ученом.
4. Чтение отрывка из книги Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.
– Какой тип речи представлен в тексте? (Рассуждение и повествование.)
– Каков стиль речи? (Публицистический.)
– Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: “Какая
мысль не отражена в тексте?” (Слайд 6)
1. Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.
2. Экология начинает преподаваться во многих высших учебных заведениях.
3. Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.
4. Многие знают о целительной силе природы.
5. Лингвистическая картина текста. (Слайд 7)
(Раздаточный материал).… – риторическое восклицание.
… – лексический повтор.
… – градация.
… – среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное с придаточным времени.
… – среди предложений 3-10 найдите предложение, осложненное обособленным
распространенным определением, выраженным причастным оборотом.
… – среди предложений 2-8 найдите сложноподчиненное, в котором есть и
последовательное, и однородное подчинение придаточных.
… какое из предложений 1-4 связано с предыдущим с помощью указательного
местоимения?
Взаимопроверка. (Слайд 8)
6. Смысловой анализ текста.
1) Беседа:
– С чего начинается любовь к родному краю?
– Во что со временем перерастает эта любовь? (В любовь ко всему человечеству.)
– Что такое истинный патриотизм?
– Как отражается загрязнение среды на человеке?
– Почему человечество тратит миллиарды на сохранение природы? (Природа дает
людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы
хорошо известна.)
– Давайте вспомним, какова композиция сочинения. (Слайд 9)
- Вступление.
- Сформулировать основную проблему.
- Прокомментировать проблему.
- Изложить авторскую позицию по проблеме.
- Изложить свое мнение по заявленной проблеме.
- Два аргумента.
- Заключение-вывод.
2) Формулирование проблемы текста. (Слайд 10)
– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)
1. Проблема патриотизма.
2. Проблема сохранения целительной силы природы.
Основная проблема – это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается.
– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. Приложение 5. (Речевые клише.)
- Природа…Надо ли ее сохранять? Над этим вопросом размышляет Д.С.Лихачев в своем тексте.
- В своем тексте Д.С.Лихачев рассматривает проблему сохранения природы.
- Может ли человек жить без природы, без ее целительной силы? Об этом вопросе рассуждает Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном”.
- В своей статье Лихачев поднимает проблему сохранения природы как одну из главных проблем человечества.
3) Комментарий проблемы текста. (Слайд 11)
– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?
- Почему автор предпочел именно эту проблему?
- Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?
- К какой категории относится избранная автором проблема?
- Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы?
– Давайте вернемся к тексту Д.С.Лихачева.
1. К какой категории можно отнести проблему? (Экологическая.)
2. Дадим определение проблемы. (Важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная.)
3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это опасная проблема, потому что ….
4. К чему может привести исчезновение природы?
– Я добавлю к вашим высказываниям следующее. Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Все! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините
с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.
– Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:
– Пересказа исходного текста или любой его части;
– Рассуждений по поводу нескольких проблем;
(Учащиеся зачитывают образцы.)
4) Изложение авторской позиции. (Слайд 12)
– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
Авторская позиция может быть выражена | |
Четко, прямо, непосредственно | Через модальный план текста |
В названии текста. | Риторические вопросы. |
В отдельных предложениях. | Риторические восклицания. |
Через ряд аргументов. | Порядок слов. |
Лексические повторы. | |
Оценочная лексика. | |
Модальные слова и частицы, вводные конструкции. |
– Какова позиция автора? Подтвердите цитатой. Приложение 5. Цель Д.С.Лихачева: заставить читателя обратить внимание на сохранение природы, ведь она в опасности. От состояния окружающей среды зависит здоровье человека, его жизнь. Природа также дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Она способна вылечить человека.
5) Аргументация собственного мнения по проблеме. (Слайд 13, 14)
– Выразите собственное мнение по данной проблеме. (Конечно, мы согласны с
мнением Дмитрия Лихачева в том, что природу нужно сохранять. От нее зависит
жизнь человека, его эстетическое развитие.)
– Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса,
факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести?
Литературные аргументы. (Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях: Л.Н.Толстой “Война и мир”, В.Астафьев “Царь-рыба”, рассказ “Капля”, Б.Пастернак “Доктор Живаго”, его стихи, стихи Ф.Тютчева и др.) (Учащиеся приводят пример.)
Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)
Работа в парах. (Работа с афоризмами.)
– А теперь придумайте вступление, заключение. (По группам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться. Приложение 5.
6) Заключительное слово учителя.
– Развивая цивилизацию
, создавая, совершенствуя и применяя технику, человек наносит природе и себе, как ее дольке, невообразимый вред, чаще глобальный, который имеет катастрофические последствия. Мы иногда забываем мудрые слова Г. Гейне: “Будто большой художник, природа возвеличивает дух и тело человека”. А как относится к природе человек? На земле уже уничтожены сотни видов отдельных растений и животных, сотни тысяч гектаров лесов, плодородных земель, лугов.Лишите дерево корней,
И вы увидите мгновенно,
Как гибнет красота ветвей
И чахнет лист, сухой и бренный.Как разливается печаль
И пустота душою правит –
Не чтим мы дедовских начал,
Живем бездумно и без правил.Мы позволяем тех забыть.
Кто красоту взрастил когда-то,
И все стремимся лучше быть
Среди разрухи и дебатов.А красота... она скромна,
Она века переживает...
Остановись же, та рука,
Что вечное уничтожает!Минеева С.В.
V. Подведение итогов.
(Слайд 15)
– Что сегодня делали на уроке?
(Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного филолога Д. Лихачева, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор.)
– Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит
написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока,
в подготовке к сочинению?
– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит
написать работу в целом. (На втором уроке)
VI. Оценивание. Рефлексия
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что понравилось в своих действиях? Над чем еще предстоит работать?
VII. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по другому тексту (можно из сборника контрольно-измерительных материалов).