I. Актуальность изучаемой темы. Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам дошкольников с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Ребенок достигает, под действием взрослого успеха в овладении КГН становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции (как психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
I. 1 “Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка” С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребенок остаётся ребёнком, а приучать его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с трудом. И не всегда хочется доводить дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело вставать рано утром, да ещё и самому одеваться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро формируется пассивная позиция: “Застегните”, “Завяжите”, “Оденьте”.
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цепь деятельности, не отвлекаться. При этом формируется такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает обращать внимание на себя, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов навязчиво обращал внимание ребёнка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает контролировать свой внешний вид.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия “хорошо”, “плохо”. Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребенку трудно оценить поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. Ребёнок радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: “Я хороший, потому что всё делаю правильно!”.
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия:
- В туалетной комнате обязательно должны быть крючки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки.
- По мере усвоения КГН обобщаются, открываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Усвоение КГН обобщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
- КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку виду трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать бельё, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схемы действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрепление единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение с предметом, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
I. 2 Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников со сложной структурой дефекта. К моменту поступления в специальное дошкольное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу.
Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.
Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
На первых годах обучения особое внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков и обучению самообслуживанию. В группах III-IV годов обучения всё большее значение приобретает хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
На I году обучения проводится одно занятие в неделю по самообслуживанию. На II-IV годах обучения проводится одно занятие в неделю по ручному труду. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на первых двух годах обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.
Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать КГН и навыки самообслуживания.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.) оборудование для элементарных трудовых действий (клеёнка, фартучки, тряпочки, лейки и т.д.) располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.
Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию важно происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.
Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети со сложной структурой дефекта имеют возможность к более лёгкому овладению “полезными приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике (Рисунок 1).
Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и обучения выполнения элементарных трудовых поручений принимают участие все педагоги. На этом этапе обязанности различных специалистов, работающих с группой, чётко не дифференцируются. Ведущая роль принадлежит здесь воспитателям и их помощнику. Однако и учитель-дефектолог, и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог по мере необходимости принимают активное участие в формировании у детей этих навыков.
При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения (Рисунок 2).
Педагогический замысел: поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявление относительной независимости от взрослого; формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия; учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.); узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать; формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища; учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.; выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства; закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.; воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку; развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи; формировать элементарные математические представления в процессе самообслуживания: большое - маленькое (полотенце), много – мало (воды, зубной пасты и т.п.); формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.; учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем (Рисунок 3), мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание и одевание и т.п.), благодарить друг друга за помощь.
Оборудование и материалы: стеллаж для хранения предметов гигиены; зеркало; предметы гигиены (твёрдое мыло, специальные щёточки для рук и т.п.); посуда; клеёнка (индивидуальные пластиковые салфетки из клеёнки); фартуки; картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта и т.п.; образные игрушки.
Содержание.
Раздевание и одевание: Привлечение внимание детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т.п.).
Игры на определение порядка и непорядка в одежде (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т.п.).
Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого.
Расстёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.
Застёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого.
Умывание: Подворачивание рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
Мытьё лица, рук в определённой последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твёрдое мыло, жидкое мыло во флаконе и с дозатором, полотенце). Пользование бумажными полотенцами (открывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину). Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого. Пользование развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания.
Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
Причёсывание: Пользование индивидуальной расчёской, нахождение её по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щётки, расчёски картинка). Расчёсывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещённые действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).
Уход за носом и ртом: Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку.
Сморкание в развёрнутый платок, складывание его в карман с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.
Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.
Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение зубной пасты на щётку с помощью взрослого и по словесной инструкции (“нажми на тюбик, остановись, достаточно” и т.п.). Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого, с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последовательность действий.
Туалет: Своевременное пользование туалетом (по напоминанию взрослого, при сопровождении в туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета при активной помощи взрослого.
Приём пищи: Поведение во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды. Удержание ложки, чашки (в индивидуальных случаях могут использоваться чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимого количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи.
Трудовые поручения: Поддержание порядка в групповой комнате: принести нужную вещь, поднять разбросанные игрушки, положить игрушки на место, сложить в коробку кубики, поставить в “гараж” машины, положить книги на полку и т.п.
Уборка участка во время прогулки: собирать опавшие листья в мусорную корзину, сгребать снег, подметать дорожки.
Уход за растениями на участке детского сада и в уголке природы: поливать из лейки цветы, рыхлить землю палочкой или детскими лопатками.
Уход за рыбками, птицами и животными: кормить совместно со взрослыми, наливать воду в мисочку.
Участие в приготовлении еды совместно со взрослыми: приготавливать необходимые для этого кухонные приборы (доска, скалка, формочки, противень), раскатать тесто на доске, вырезать формочками тесто, класть готовые печенья на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенье.
Подготовка стола совместно со взрослыми к завтраку, обеду, полднику и ужину: ставить на стол чашки, салфетницы, класть салфетки. Убирать со стола: уносить по одному приборы в мойку, вытирать со стола тряпочкой, сметать крошки щёткой-смёткой на совочек.
Педагогические ситуации: “Моем руки после игры с песком, после занятий красками, лепкой, аппликации; мытьё рук после туалета” и т.п.; “Помогаем друг другу раздеваться после прогулки, наводим порядок в шкафчиках”; “Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причёсанный, красиво одетый” и т. п.; “Учим обезьяну Читу мыть руки”; “Помогаем мишке вытирать лапы полотенцем”; “Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать кукле Ане”; “Выбираем всё, что нужно для умывания”; “Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу”; “Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашках”; “Убираем игрушки в нашей комнате”; “Убираем осенние листья”; “Чистим дорожки от снега”; “Посыпаем дорожки песком”; “Поливаем из лейки цветы”.
II. Опыт работы воспитателя. Наше Государственное бюджетное образовательное учреждение №1742 – детский сад г. Москвы компенсирующего вида функционирует круглосуточно в пятидневном режиме, поэтому большую часть времени дети находятся в детском саду в окружении учителя-дефектолога, логопеда, воспитателей и других специалистов.
Над формированием у детей культурно-гигиенических навыков мы работаем на протяжении всего периода обучения. Работа ведется над привитием детям опрятности и правильным пользование туалетом. Следим за тем, чтобы дети были всегда чистыми, ухоженными и здоровыми. Учим детей обращать внимание на свой внешний вид, овладевать способами приведения себя в порядок, усваивать конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.
На первом году обучения в детском саду, пока ребёнок мал и не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, то я действую совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу “рука в руке”. По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, у меня появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослым. Например: ребёнок одевает свитер, а я заправляю его в брюки, или самостоятельно одевает ботинки, предварительно сориентировав его на какую ногу, а я завязываю шнурки, если же липучки, то представляю эту возможность ребёнку, не забывая при этом похвалить за самостоятельность и ловкость (Рисунок 4).
Аналогичные приёмы постоянно применяю в других режимных моментах. Например, при утренних культурно-гигиенических процедурах: туалет, умывание, вытирание рук полотенцем. Дети увидев воду, как правило, забывают, что им нужно мыть руки или умываться, а начинают играть ею, разбрызгивать в разные стороны, обливая одежду и друг друга. Во избежании таких ситуаций, взрослый постоянно должен быть рядом, последовательно и терпеливо регулировать приёмы совместно с ребенком. Непременно хвалить за каждый успех в его действиях, обыгрывать неловко получившуюся ситуацию. Например: мокрое мыло выскальзывает из рук ребёнка, я говорю, что оно непослушное и Женя его сейчас поймает. Она сильная, ловкая девочка и обязательно удержит кусочек мыла и т.д. Сопровождаю действия ребёнка потешками: “Льётся чистая вода, руки мою я всегда” (Рисунок 5).
Темп современной жизни настолько напряжён, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда ребёнок справится с поручением самостоятельно. Например: покормить ребёнка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос и т.д. такой подход рождает в поведении ребёнка инфантилизм, синдром беспомощности, нерешительности.
В своей работе по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, я придерживаюсь следующего правила: соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребёнка то, чему он уже научился (Рисунок 6).
На втором, третьем и четвертом году обучения детей в детском саду, я постепенно включаю в элементы культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания элементы трудового воспитания, хозяйственно-бытового труда, которые связаны между собой самым тесным образом.
Трудовая деятельность дошкольника, его интерес не столько к труду как к таковому, а к результатам, что сделал ребёнок именно самостоятельно, укрепляет только взрослый: воспитатель или родитель, который как бы передаёт ему свой эмоционально-положительный настрой и терпение для выполнения поручения, пусть самого простого.
Я стараюсь поддерживать усилия ребёнка, вовремя помогать, подчёркивать полезность осуществлённой работы. Например: “Как красиво ты сам(а) положил(а) свою одежду на стульчик или в шкафчик”. “Ты стала совсем взрослая как мама, разобрала аккуратно кровать”. “Мы ловкие, сильные, быстро уберём игрушки на свои места и пойдём гулять”.
Таким образом, само собой напрашивается вывод: через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из детского сада, в том числе из нашего, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.