Проблемно-игровые ситуации в развитии творческих способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная система образования в настоящее время испытывает множество изменений инновационного, подчас революционного характера. В дошкольном образовании, об этом можно судить по появлению таких новых программ, как «Развитие», «Содружество», «Успех». Также вышли новые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все они ориентированы на процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Насыщенное образовательное содержание множества новых комплексных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста соответствует познавательным интересам современного ребенка, исходя из принципов гармоничности образования. Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного  возраста  сегодня  становится все более актуальной. Ведь не о многих современных детях мы можем сказать, что они готовы и могут самостоятельно, творчески  играть, мыслить, заниматься продуктивными видами деятельности. Большинство детей без основной помощи взрослого не способны творчески себя проявить где-либо. Именно поэтому насыщенное образовательное содержание множества  новых комплексных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста соответствует познавательным интересам современного ребенка, исходя из принципов гармоничности образования.

Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.         Значительное место в реализации этого  занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего, необходимо провести огромную предварительную работу, так сказать, создать прочную базу. Это учёт возрастных особенностей детей, с которыми осуществляется педагогический процесс.

В моём случае, это вторая младшая группа, с трёх до четырёх лет. Отделение себя от взрослого – характерная черта  кризиса трех лет. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает с  взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. 3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами.  Идентифицируют себя с представителями своего пола, имеют первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление  к деятельности. Взрослый для ребенка  –  носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра  ребенка  первой половины 4-го года жизни – скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются  умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр  простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит  к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. 

Второй основной момент предварительной работы – это методы и приёмы формирования и закрепления знаний об окружающем:

– беседы по теме и ситуативные разговоры с детьми
– экскурсия;
– чтение  художественной литературы по теме
– отгадывание и составление загадок – разучивание стихов;
– рассказы из опыта детей
– слушание и исполнение песен;
– разучивание танцев;
– мастерская (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме);
– создание коллекций;
– украшение групповой комнаты, пополнение предметно-игровой среды рисунками, поделками;
– хороводные, подвижные, развивающие игры;
– наблюдения
– рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

Только осуществив эту огромную предварительную работу, можно приступать к созданию проекта, который направлен на реализацию творческих способностей у детей в проблемно-игровых ситуациях.

Проблемно-игровая ситуация характеризует определенное психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения такого игрового задания, которое помогает ребенку осознать противоречие между необходимостью найти решение и за невозможностью осуществления этого с помощью шаблонных действий. Осознание противоречия пробуждает у ребёнка потребность к открытию (и усвоению) новых знаний о предмете, способе или условиях освоения действительности. В силу этих причин проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.

Цель  проекта:

  • создание перспективного плана игр с разработанными в них проблемно-игровыми ситуациями,
  • расширение представлений об окружающем мире,
  • развитие у детей творческих способностей,
  • стимулирование активности ребёнка,
  • формирование у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.

Задачи проекта:

  • способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения действий в единую сюжетную линию и способов достижения решения  проблемных ситуаций в игре;
  • развивать умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;
  • выбирать роль;
  • воспитывать интерес к творческой игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Детская  поликлиника»

Цель: формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной  значимости  и гуманной направленности (помогать больным, восстанавливать здоровье, облегчать страдания), воспитывать культуру поведения в общественных  местах.

Проблемные ситуации:

1) Ребёнок уезжал к бабушке в деревню  на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка.
– Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где эту справку можно получить? (В больнице)
– Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей)
– Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много)
– А какой врач может дать  справку? (Педиатр)
– Больница находится далеко? (Да) Как нам до неё добраться? (На автобусе) На каком номере маршрута поедем или на любом номере?

2) Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку)

3) Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа)

4) Приехали на остановку « Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим  сзади)

5) В  очереди на приём  к врачу много посетителей.  Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

6) Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений);
7) Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей- специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму, создание положительного эмоционального настроя у детей.

Проблемные ситуации:

1) Мальчик плачет, не хочет заходить  в садик утром. Мама переживает.
Воспитатель предлагает для себя роль этого мальчика. А детям исполнить роли персонала группы, родителей и воспитанников группы. Действие может разворачиваться по следующему диалогу:
– Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? Давай познакомимся. Меня зовут Саша. А вас? (Дети называют имена своих персонажей)
– Почему ты плачешь? (Не хочу в садик)
– А что тебе не нравится в садике? (Не хочу есть кашу)
– Каша невкусная? (Не знаю)
– Давай вместе попробуем кашу, если не понравится, ты мне скажешь.
– Понравилась? (Да) тогда предлагаю устроить конкурс на самую чистую тарелку, кто съест всё до конца.

2) После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками.  Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет (провести воспитателю беседу с мальчиком, подвести его к  пониманию мирного разрешения конфликта, попросить прощения, другие дети помогают их примирить).

3) Сегодня в садике объявлен конкурс на лучший уголок группы (рассматривание помещений групповой комнаты: какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т.д.)

4) Приход гостей-воспитателей из других детских садов («обзорная» экскурсия по детскому саду; рассматривание альбома с групповыми фотографиями, вручение гостям памятных подарков)

5) Приход работников сан. эпидем.станции в группу с проверкой (осмотр группы, опрос работников группы об их обязанностях по уборке помещения)

6) У повара заболела помощница. А обед ещё не готов. Надо помочь повару. Подготовка к обеду(составление меню, согласование его с медсестрой, имитация действий по приготовлению обеда, снятие медсестрой пробы спищи).

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Цель: формирование умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения.

Проблемные ситуации:

1) У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

2) Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы).

3) Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы).

4) Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и  сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? ( Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)

5) Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает  в уборке).

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека:

Проблемные ситуации:

1) Надо сделать опрос и записать ребят, кто пойдёт в зоопарк. Нужен руководитель группы. Как его можно выбрать? (можно предложить провести выборы. Детьми изготавливаются жетоны. Каждый из детей подходит к выбранному им  ребёнку и отдаёт  свой жетончик. Руководитель опрашивает детей. Они громко называют свои имена.)

2) При приобретении билетов  кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми, принятие решения).

3) Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах  в случае их несоблюдения, о животных – обитателях этого зоопарка).

4) Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Данный проект может осуществляться на протяжении всего времени, пока поддерживается к нему интерес у детей. Это зависит от степени вариативности и проблематичности  ситуаций в игре.

Список  литературы:

  1. Скрябина О.В. Мастерская маленьких волшебников // Обруч» – 2008.
  2. Шайхелисламов Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. –  2009. – №4.
  3. Скоролупова, О.А. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О.А. Скоролупова // Администратор образования. – 2010. – №9. – С. 70-71.
  4. Программа «Успех» под ред. Фединой Н.В. – 2009.
  5. Программа «От рождения до школы» под ред. Васильевой М.А.– 2009.
  6. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы дошкольных образовательных учреждений – 2009
  7. Программа «Детство»  – 2001.

Приложение 1