Цели: закреплять представления об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.
Оборудование: дидактическая игра «Когда это бывает?», листочки бумаги, простые карандаши.
Длительность занятия: 25 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сказка (за столами, 5 мин.)
Звучит музыкальное вступление « В гостях у сказки».
– Расскажу я вам , ребята, сказку, а заодно и
проверю, внимательны ли вы.
Жил-был царь. Проснулся он как-то рано утром,
посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно в
ледяных узорах. Позвал он слугу и велел ему в саду
малины нарвать. Пошел слуга и вернулся ни с чем.
– Почему? (Зимой ягоды не растут)
– А как вы как догадались, что зима на дворе?
– Решил тогда царь поохотиться на медведя.
– Как вы думаете, удачной ли была царская охота?
– Почему?
– Захотелось царю царице в подарок букет
подснежников нарвать, да яблочком с ветки
угостить. Приказал слугам в лес и сад за ними
идти.
– Как вы думаете, смогли выполнить слуги царский
указ?
– Почему?
– Видно царь хоть и взрослый был, но не знал, что
бывает в каждое время года, и какое время года за
каким следом идёт.
– Давайте мы тоже вспомним ещё раз.
2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (4 мин.)
3. Презентация с загадками «Времена года» (за столами, 5 мин.)
4. Физминутка «Мишка» (стоя у столов, 2 мин.)
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.
(Повороты вправо, влево)
Потянулся он со сна:
(Потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращения головой)
Наклонился взад – вперёд,
(Наклоны вперёд – назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
(Наклоны вперёд, правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
(Дети садятся за столы)
5. Чтение рассказа Ушинского «Четыре желания» с показами слайдов по содержанию (2 мин.)
Митя накатался на саночках с ледяной
горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал
домой румяный, весёлый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима
была!
– Запиши твоё желание в мою карманную книжку, —
сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми
бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов,
прибежал к отцу и говорит:
– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё
весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать
своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на
сенокос. Весь длинный день веселился мальчик:
ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом
сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,
чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные
яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и
говорил отцу:
– Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал
мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о
зиме, и о лете.
6. Ответы на вопросы по рассказу (2 мин.)
– Как вы думаете, что произойдёт, если бы
одно из желаний Мити бы сбылось? Например, чтобы
всегда была зима.
– Как вы считаете, среди четырёх времён года
только какое – то одно самое лучшее, или все
времена года хороши по-своему?
– Какое у вас любимое время года? Почему?
7. Подарки на дни рождения (2 мин.)
– Назовите время года, в которое вы родились.
Воспитатель раздаёт подарки – наклейки: тем, кто родился летом, – ромашку, кто весной, – зелёный листочек, кто зимой, – снежинку, кто осенью – кленовый красный листочек.
8. Рисование одного дня календаря погоды (2 мин.)
Воспитатель показывает на слайдах 4 символических изображения из календаря погоды (осень, зима, весна, лето). После обсуждения детьми увиденного предлагает нарисовать на листочке календарь погоды на один день какого – либо времени года.
9. Подведение итогов занятия (1 мин.)
– О каких временах года говорили на
занятии?
– Сколько времён года и назовите их по порядку.
– Назовите у каждого основные признаки.