Занятие по знакомству с окружающим миром детей среднего дошкольного возраста на тему "Времена года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: закреплять представления об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Оборудование: дидактическая игра «Когда это бывает?», листочки бумаги, простые карандаши.

Длительность занятия: 25 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сказка (за столами, 5 мин.)

Звучит музыкальное вступление « В гостях у сказки».

– Расскажу я вам , ребята, сказку, а заодно и проверю, внимательны ли вы.
Жил-был царь. Проснулся он как-то рано утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно в ледяных узорах. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошел слуга и вернулся ни с чем.
– Почему? (Зимой ягоды не растут)
– А как вы как догадались, что зима на дворе?
– Решил тогда царь поохотиться на медведя.
– Как вы думаете, удачной ли была царская охота?
– Почему?
– Захотелось царю  царице в подарок букет подснежников нарвать, да яблочком с ветки угостить. Приказал слугам в лес и сад  за ними идти.
– Как вы думаете, смогли выполнить слуги царский указ?
– Почему?
– Видно царь хоть и взрослый был, но не знал, что бывает в каждое время года, и какое время года за каким следом идёт.
– Давайте мы тоже  вспомним ещё раз.

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (4 мин.)

3. Презентация с загадками «Времена года» (за столами, 5 мин.)

4. Физминутка «Мишка» (стоя у столов, 2 мин.)

Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.
(Повороты вправо, влево)
Потянулся он со сна:
(Потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращения головой)
Наклонился взад – вперёд,
(Наклоны вперёд – назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
(Наклоны вперёд, правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
(Дети садятся за столы)

5. Чтение рассказа Ушинского «Четыре желания» с показами слайдов по содержанию (2 мин.)

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
– Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
– Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

6. Ответы на вопросы по рассказу (2 мин.)

– Как вы думаете, что произойдёт, если бы одно из желаний Мити бы сбылось? Например, чтобы всегда была зима.
– Как вы считаете, среди четырёх времён года только какое – то одно самое лучшее, или все времена года хороши по-своему?
– Какое у вас любимое время года? Почему?

7. Подарки на дни рождения (2 мин.)

– Назовите время года, в которое вы родились.

Воспитатель раздаёт подарки – наклейки: тем, кто родился летом, – ромашку, кто весной, – зелёный листочек, кто зимой, – снежинку, кто осенью – кленовый  красный листочек.

8. Рисование одного дня календаря погоды (2 мин.)

Воспитатель показывает на слайдах 4 символических изображения из календаря погоды (осень, зима, весна, лето). После обсуждения детьми увиденного предлагает нарисовать на листочке календарь погоды на один день какого – либо времени года.

9. Подведение итогов занятия (1 мин.)

– О каких временах года говорили на занятии?
– Сколько времён года и назовите их по порядку.
– Назовите у каждого основные признаки.