Интеллектуально краеведческий марафон "Мой Ямал"

Разделы: Начальная школа


Внеклассное мероприятие призвано воспитывать любовь к своему краю, к национальной культуре, расширить знания и представления детей о родном крае, о людях, проживающих на Ямале; традициям народов Севера. Ребята знакомятся с ямальской тундрой, символикой Ямало-Ненецкого автономного округа. Участники праздника совершают путешествие по станциям: «Литературная», «Природоведческая», «Историческая», «Географическая». Ответы на вопросы викторины, знакомство с полезными советами жителей тундры, животными, занесенными в «Красную книгу», поэзией национального поэта Р. Ругина – все вышесказанное помогает учащимся осознать хрупкость северной природы и ответственность за ее будущее.

Инструкция по проведению интеллектуального краеведческого марафона«Мой край Ямал»

1. Создать команду – 8 человек (2 запасных игрока).
2. Придумать название команды, девиз, нарисовать эмблему.
3. Интеллектуальный краеведческий марафон пройдёт по маршруту:

  • станция литературная;
  • станция историческая;
  • станция географическая;
  • станция природоведческая.

4. Распределение по станциям:

Дата Параллель Время

Название станций марафона

Организаторы на станциях Кабинет Члены жюри
  1-ые классы   станция литературная      
станция историческая      
станция географическая      
станция природоведческая      
  3-и классы   станция литературная      
станция историческая      
станция географическая      
станция природоведческая      
  2-ые классы   станция литературная      
станция историческая      
станция географическая      
станция природоведческая      
  4-ые классы   станция литературная      
станция историческая      
станция географическая      
станция природоведческая      

5. Организаторы получают задания перед проведением марафона.
6. Организаторы на станциях задают вопросы команде, члены жюри отмечают количество набранных баллов в маршрутном листе, после этого команда переходит на следующую станцию.
7. Начало марафона и завершение в актовом зале (награждение команд грамотами).

Цели:

  • расширить знания и представления детей о родном крае, о людях, проживающих на Ямале;
  • воспитывать любовь к своему краю, к национальной культуре, традициям народов Севера;
  • формировать знания детей о Ямальской тундре;
  • развивать наблюдательность, внимание.

Оформление:

  • фотографии и рисунки ребят о севере;
  • флаги Ямало-Ненецкого автономного округа и Российской Федерации,
  • герб Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • аудиозаписи песен о Ямале;
  • презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1.

Стой поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье:
Нашу землю вечную беречь.

Ведущий 2.

Мать с отцом негромко и спокойно
Помогали истину постичь:
По земле всегда ступай достойно,
Попусту ножом в неё не тычь.

Ведущий 1.

Сердцем от неё не отдаляйся,
Радость и печали с ней деля.
Пляшешь – не куражься, не кривляйся,
Помни: под ногой твоей – земля.

Ведущий 2.

От неё и зверь лесной, и рыба,
И кедровых шишек урожай.
Говори ей мысленно: «Спасибо».
Словно мать родную уважай.

Ведущий 1.

Ведь не зря по дедовским законам
Свято мы традицию блюли:
Под подушку только что рожденным
Класть на счастье горсть родной земли.

Ведущий 2.

Иногда – шепот песка речного,
Камешек обкатанный со дна...
Это всё земля, она – основа
Нашей жизни. Это всё – она!

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья. Вот как воспевает в своем стихотворении ямальский поэт Роман Ругин свою родину.

Ведущий 2. Каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живет. Мы с вами на этой земле гости. Какие же мы? Знаем ли мы историю этой земли, нравы…

Ведущий 1. Хорошо ли мы знаем наш Ямал?

Ведущий 2. Итак, тема сегодняшнего мероприятия – Ямал! Каждая команда пройдёт 4 станции и, выполнив на них задания, заработает баллы.

Ведущий 1. И та команда, которая наберет больше баллов станет победителем в нашем марафоне.

Ведущий 2. Дорогие ребята, вам предстоит пройти станции: «Литературная», «Историческая», «Природоведческая», «Географическая»

Ведущий 1. В нашей игре будут принимать участие 4 команды. От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!! Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

(Представление жюри.)

Ведущий 2. Слово для открытия марафона предоставляется зам. директора по УВР (Ф.И.О.) и руководителю МО (Ф.И.О.)

(Звучит Гимн ЯНАО)

Ведущий 1. А сейчас я предоставлю слово нашим участникам. Домашним заданием было для ребят придумать название и девиз команды.

(Представление команд)

Ведущий 2. А теперь просим капитанов команд взять маршрутные листы и вперед! По станциям!

Станция «Литературная» (1-2 класс)

  1. Переносные дома жителей Севера. (Чум)
  2. Длинные узкие сани для езды на собаках и оленях. (Нарты)
  3. Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера» (Олень)
  4. Назовите животное Севера, у которого есть бивни. (Морж)
  5. Кто в ненецкой сказке превратился в кукушку? (Мама)
  6. Чем украшают одежду местные жители? (Орнаментом, бисером, мехом)
  7. Назовите окружную газету. («Красный Север»)
  8. Назовите городскую газету. («Полярный круг»)
  9. Надёжный друг жителей Севера, помогает охотникам, может спать на снегу. (Лайка)
  10. Всё видит/. Всё слышит, летает бес шумно, когти острые, глаза, как жёлтые фонарики. (Полярная сова)
  11. Маленький зверёк, мех густой, пушистый. За ним круглый год охотится песец. (Мышка)
  12. Не умеет летать и по суше передвигается, неуклюже переваливаясь, зато прекрасно плавает. (Пингвин).

Загадки:

а) В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

в) Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

б) По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может. (Лодка)

г) Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)

Станция «Литературная» (3-4 класс)

  1. Какой ритуальный инструмент используют шаманы? (бубен с колотушкой)
  2. Чем украшают одежду местные жители? (орнаментом, бисером, мехом)
  3. Назовите окружную газету. («Красный Север»)
  4. Назовите городскую газету. («Полярный круг»)
  5. Назовите известного ненецкого писателя, в честь которого назван музей. (Леонид Лапцуй)
  6. Что является основой традиционной ненецкой куклы? (Утиный клюв)
  7. Назовите писателей и поэтов Ямала. (Прокопий Салтыков, Роман Ругин, Леонид Лапсуй, Елена Сусой, Юрий Афанасьев, Иван Истомин, Анна Неркаги, Шесталов)
  8. Сколько детей было у матери в сказке «Кукушка» (четверо)
  9. Кто главный герой поэмы Леонида Лапсуя – мальчик»? (Эдейка)
  10. О чём пишет Роман Ругин?

    Будь же счастлив, мой город, на этом
    пути – переживший века молодой,
    И отважных зови, и на карте свети
    Негасимой полярной звездой. (О Салехарде)

  11. Собери пословицы, поговорки местных народов:
Чем метель над тундрой злее
Оставленный в тундре запас
Я услышал стук копыт
Собаки воют
тем в снегу куропатке теплее
и для нас и для вас
значит, по тундре кто-то спешит
волки близко

Станция «Историческая» (1-2 класс)

  1. Как называется город в котором мы живём?
  2. Какой зверь есть на гербе Салехарда? (Лиса)
  3. Какие звери есть на гербе округа? (Медведица, олень)
  4. Как называется наш округ? (ЯНАО)
  5. Кто возглавляет округ? (Кобылкин Дмитрий Николаевич)
  6. Где хранятся исторические находки? (В музее)
  7. Как в музеи называются вещи? (Экспонаты)
  8. Чьё имя носит музейно-выставочный комплекс? (И. Шемановский)
  9. Назовите 6 улиц города Салехарда?
  10. Назовите национальности местных жителей? (Ненцы, ханты, коми, селькупы)
  11. Сколько лет исполнилось в этом году нашему городу? (417)
  12. В какой стране мы живём? (Россия)
  13. Назовите столицу России. (Москва)
  14. Сколько школ в г. Салехарде. (Семь)
  15. Чем раньше были покрыты дороги и тротуары Обдорска? (Досками, брёвнами)
  16. Чем можно добраться до Салехарда из других городов? (Поезд, теплоход, самолёт, вертолёт)
  17. Какая школа носит имя героя Советского Союза Ивана Королькова? (школа №1)
  18. Расположи ответы на примеры в порядке возрастания и узнай, как назывался Салехард до 1933 года. (Карточки командам)
                                                
             

Р 10 + 5
О 7 + 2
О 7 + 7
Б 5 + 5
К 12 + 8
Д 6 + 7
С 10 + 8

Станция «Историческая» (3-4 класс)

  1. Как называется город в котором мы живём?
  2. Какое название имел город раньше? (Обдорск)
  3. Какой зверь есть на гербе Салехарда? (Лиса)
  4. Какие звери есть на гербе округа? (Медведица, олень)
  5. Как называется наш округ? (ЯНАО)
  6. Кто возглавляет округ? (Кобылкин Дмитрий Николаевич)
  7. Где хранятся исторические находки? (В музее)
  8. Как в музеи называются вещи? (Экспонаты)
  9. Чьё имя носит музейно-выставочный комплекс? (И. Шемановский)
  10. Назовите 6 улиц города Салехарда?
  11. Назовите городские памятники?
  12. Назовите национальности местных жителей? (Ненцы, ханты, коми, селькупы)
  13. Сколько лет исполнилось в этом году нашему городу? (417)
  14. В какой стране мы живём? (Россия)
  15. Назовите столицу России. (Москва)
  16. Сколько школ в г. Салехарде. (Семь)
  17. Какая школа носит имя героя Советского Союза Ивана Королькова? (Школа №1)
  18. Чем раньше были покрыты дороги и тротуары Обдорска? (Досками, брёвнами)
  19. Чем можно добраться до Салехарда из других городов? (Поезд, теплоход, самолёт, вертолёт)

Станция «Географическая» (1-2 класс)

  1. Что означает слово «Харп»? (Северное сияние)
  2. Что означает слово «Лабытнанги»? (Семь лиственниц)
  3. Что означает «Ямал»? (Край земли)
  4. Река – кормилица Ямала. (Обь)
  5. Какие горы делят Россию на две части? (Уральские)
  6. Какие районы входят в состав округа? (Шурышкарский, Приуральский, Ямальский, тазовский, Пуровский, Надымский, Красноселькупский)
  7. Назовите города округа. (Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Тарко-Сале, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский)
  8. Что символизирует «единственность» нашего города в мире? (Стела «Полярный круг»)
  9. В честь каких геологов – первооткрывателей названы некоторые населённые пункты нашего округа. (Бованенково – Бованенко Вадим, геолог; Муравленко Виктор Иванович – инженер нефтяник; Губкинский – Михаил Губкин, геолог).

Выбор снаряжения

– Что из вещей пригодиться в тундре летом? Выбрать вещи первой необходимости.

1) рюкзак
2) компас
3) ласты
4) нож
5) зонт
6) тапочки
7) спальный мешок
8) матрас
9) лом
10) топор
11) карта
12) спички
13) фонарик
14) валенки
15) аптечка
16) Глобус
17) котелок
18) телевизор
19) сковорода

Ответ: рюкзак, компас, нож, спальный мешок, топор, карта, спички, аптечка, котелок

Станция «Географическая» (3-4 класс)

  1. Что означает слово «Харп»? (Северное сияние)
  2. Что означает слово «Лабытнанги»? (Семь лиственниц)
  3. Что означает «Ямал»? (Край земли)
  4. Река – кормилица Ямала. (Обь)
  5. Какие горы делят Россию на две части? (Уральские)
  6. Какие районы входят в состав округа? (Шурышкарский, Приуральский, Ямальский, тазовский, Пуровский, Надымский, Красноселькупский)
  7. Назовите города округа. (Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Тарко-Сале, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский)
  8. Что символизирует «единственность» нашего города в мире? (Стела «Полярный круг»)
  9. По какой широте проходит Полярный круг? (66 северный широты)
  10. В честь каких геологов – первооткрывателей названы некоторые населённые пункты нашего округа. (Бованенково – Бованенко Вадим, геолог; Муравленко Виктор Иванович – инженер нефтяник; Губкинский – Михаил Губкин, геолог).

Выбор снаряжения:

1) рюкзак
2) компас
3) ласты
4) нож
5) зонт
6) тапочки
7) спальный мешок
8) матрас
9) лом
10) топор
11) карта
12) спички
13) фонарик
14) валенки
15) аптечка
16) Глобус
17) котелок
18) телевизор
19) сковорода

Ответ: рюкзак, компас, нож, спальный мешок, топор, карта, спички, аптечка, котелок

Станция «Природная» (1-2 класс)

  1. Какие животные помогли человеку освоить тундру? (Олень, собака)
  2. Какие звери водятся в тундре? (Волк, лиса, песец, заяц, лось)
  3. Какие птицы тундры меняют свой цвет зимой? (Куропатка, сова)
  4. Назовите хвойные породы деревьев, кустарников нашего округа. (Сосна, ель, лиственница, можжевельник, кедр)
  5. Что является любимым лакомством оленей? (Грибы)
  6. Назовите птиц, которые зимуют с нами. (Воробей, ворона, сорока)
  7. Назовите рыбу, которую используем в пищу из наших северных рек. (Осётр, муксун, нельма, сырок, чир, пыжьян)
  8. Почему в тундре растут карликовые деревья? (Вечная мерзлота)
  9. Какую роль играет олень в жизни местных жителей. (За каждый ответ бал)
  10. Основные занятия народов Севера? (Оленеводство, рыболовство, охотоводство, собирательство)
  11. Какие горючие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (Нефть, газ, торф, каменный уголь)

Станция «Природная» (3-4 класс)

  1. Как называется белый мех? (Ягель)
  2. Какие животные помогли человеку освоить тундру? (Олень, собака)
  3. В какой природной зоне даже малыш чувствует себя великаном? (Тундра)
  4. Какая ягода в тундре утоляет жажду и это отражено в её названии? (Водяника)
  5. Какие звери водятся в тундре? (Волк, лиса, песец, заяц)
  6. Какие птицы тундры меняют свой цвет зимой? (Куропатка, сова)
  7. Почему птица «глухарь» так называется? (Ничего не слышит во время токования, брачный период)
  8. Назовите самую хищную птицу, которая встречается на территории округа. (Орлан-белохвост)
  9. Назовите хвойные породы деревьев, кустарников нашего округа. (Сосна, ель, лиственница, можжевельник, кедр)
  10. Запах цветов этого кустарника затуманивает сознание и отгоняет моль (Багульник)
  11. Что является любимым лакомством оленей? (Грибы)
  12. Какой мох применяет коренное население как вату, подгузники, полотенце? (Сфагнум)
  13. Назовите птиц, которые зимуют с нами. (Воробей, ворона, сорока)
  14. Назовите рыбу, которую используем в пищу из наших северных рек. (осётр, муксун, нельма, сырок, чир, пыжьян)
  15. Почему в тундре растут карликовые деревья? (Вечная мерзлота)
  16. Какую роль играет олень в жизни местных жителей. (За каждый ответ бал)
  17. Какие горючие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (Нефть, газ, торф, каменный уголь)

Закрытие мероприятия в актовом зале.

Ведущий 1.

Подходят к окончанью состязанья,
Все буквы, цифры, факты – всё на месте.
Подведены итоги ваших притязаний,
И снова все мы в этом зале вместе!

Ведущий 2.

Сегодня юным гражданам Ямала
Для самоутвержденья нет преград!
А конкурсы, немного и немало,
Как в будущее драгоценный вклад.

Ведущий 1. Подошел к концу наш краеведческий марафон. Он пролетел как одно мгновение.

Ведущий 2. География и экология, флора и фауна Ямала, культурные традиции и достижения народов, живущих в этом суровом северном краю – все это входило в тематику заданий марафона.

Ведущий. Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри (ФИО)

(Награждение команд)

Литература:

1. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению./ Автор-составитель Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003.
2. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Л. А. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН,2001.
3. Северные родники. (Составитель Л. В. Фёдорова). – Сыктывкар, 1995.
4. Федорова Л. В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.
5. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия 5-7 классы / Составители Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.