"Дециметр". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую,  может стать деятельностный метод обучения.

Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Задачу по формированию  учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

  • Образовательные:  учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
  • Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование урока:

Учащиеся:

– учебник «Математика» 1 класс,  М.И.Моро, С.В.Степанова и др.;
–  тетрадь «Математика и конструирование» 1 класс, С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина;
– деревянные брусочки (мерки) длиной 1см и 1 дм;
– линейка;
– карточки;
– ПК Macbook, программа ПервоЛого.

Учитель:

– магнитный плакат «Сотенный квадрат» и карточки с буквами;
– таблички с названием величин;
– ПК  Macbook, экран, проектор;
– задание в ПервоЛого (Приложение 2);
– электронная игра «Найди соответствие» (Приложение 1);
– фрагмент м/ф «38 попугаев».

ХОД УРОКА

Этапы урока, технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объясняет, для чего нужно соблюдать эти правила. Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Организация рабочего места.
II. Актуализация знаний.
 (устные упражнения)
Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.
Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда проводим разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка!

1. Учитель загадывает число, учащиеся его называют, записывают. Учитель выставляет на доску соответствующую карточку с буквой.




– Число, предыдущее числу 13;
– Число, следующее за числом 20;
– В этом числе 6 десятков и столько же единиц;
– Число больше 30 на 5;
– Число показывает, на сколько 40 меньше 90;
– Я задумала число. Из него вычла 40 и получила 5. Какое число я задумала?
– Какое число стоит между числами 85 и 87?
– Это число равно сумме 50 и 8.
Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово.

– Что такое величина?

2. Повторим известные величины. Соедините величины и единицы их измерения.
Игра «Найди соответствие» (Приложение 1)

Работа с магнитным плакатом «Сотенный квадрат»

Дети повторяют знание нумерации в пределах 100. Называют последующее и предыдущее число.
Высказывание предположений, актуализация опыта.
Дети записывают числа:
(12 – В);
(21 – Е);
(66 – Н);
(35 – Л);
(50 – Ч);
(45 – И);

(86 – А);
(58 – И);

12, 21, 35, 45, 50, 58, 66, 86;
ВЕЛИЧИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина – это признак, который можно измерить.

Дети повторяют известные величины и единицы измерения.

III. Подведение к проблеме Введение в тему урока.
Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».
– Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения.

Фрагмент м\ф.

– Ребята, что делали зверята?
Как? При помощи кого?
– Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?
– Какой единицей измерения вы предпочли бы измерить удава?

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.
(Измерять нужно одной меркой)

 

 

У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения.

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Проведём практическую работу.
– У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)

– Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)

– Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)
Значит, большая мерка равна 10 см.

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.
На доске появляется карточка с названием единицы измерения.

– Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10 см)
– Какова длина парты?

Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину парты.  Фиксируют индивидуальное затруднение.
Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Учащиеся записывают длину парты в дециметрах, а затем переводят в сантиметры.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. – Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя (удава), поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним поработать.
Изучение нового материала.
Тетрадь «Математика и конструирование»
Стр. 68 задание №1
Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр.
Дети линейкой измеряют длину полоски. По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы.
VI. Включение в систему знаний.

 

Физкультминутка.

Организует закрепление новых знаний. Тетрадь «Математика и конструирование»
1)  стр.69 задание №2;
2) стр. 70 задание №4;

Работа по учебнику.
Стр. 51 задание №2
(у доски с пояснением)

По алгоритму учащиеся чертят отрезки, преобразуют величины.
Учащиеся читают, анализируют и решают задачи.
VII. Самостоятельная работа. Организует работу в парах. Организует самопроверку. – Наши гости подготовили для вас ещё одно задание. 
Задание в программе ПервоЛого (Приложение 2)
Учащиеся в парах выполняют задания в ПервоЛого.

Учащиеся измеряют удава, обсуждают результаты измерений и фиксируют в тетради результаты:
16см = 1дм 6см
22см = 2дм2см

Учащиеся рисуют удава, измеряют его длину, фиксируют результат измерения и сохраняют картинку выполненного задания. (Приложение 3)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Благодарит за работу на уроке.
– Какую цель ставили? Достигли цели?
– Какая тема урока была?
– О какой новой единице измерения длины узнали?
– Когда ей удобно пользоваться?
– Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом:
– жёлтый (не было ошибок);
– зелёный (были ошибки);
– красный (не смог выполнить ни одного задания).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке.