Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.
Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Задачу по формированию учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
- Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
- Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
Учащиеся:
– учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро,
С.В.Степанова и др.;
– тетрадь «Математика и конструирование» 1
класс, С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина;
– деревянные брусочки (мерки) длиной 1см и 1 дм;
– линейка;
– карточки;
– ПК Macbook, программа ПервоЛого.
Учитель:
– магнитный плакат «Сотенный квадрат» и
карточки с буквами;
– таблички с названием величин;
– ПК Macbook, экран, проектор;
– задание в ПервоЛого (Приложение
2);
– электронная игра «Найди соответствие» (Приложение 1);
– фрагмент м/ф «38 попугаев».
ХОД УРОКА
Этапы урока, технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объясняет, для чего нужно соблюдать эти правила. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний. (устные упражнения) |
Организует работу по развитию умения
анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
Ребята, перед трудной работой мы с вами
всегда проводим разминку. Я предлагаю не
изменять этому правилу. Итак, разминка! 1. Учитель загадывает число, учащиеся его называют, записывают. Учитель выставляет на доску соответствующую карточку с буквой.
– Что такое величина? 2. Повторим известные величины. Соедините
величины и единицы их измерения. |
Работа с магнитным плакатом «Сотенный
квадрат» Дети повторяют знание нумерации в
пределах 100. Называют последующее и предыдущее
число. 12, 21, 35, 45, 50, 58, 66, 86;
Величина – это признак, который можно измерить. Дети повторяют известные величины и единицы измерения. |
III. Подведение к проблеме | Введение в тему урока. Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев». |
– Сегодня на уроке мы поговорим о
единицах измерения длины, поможем известным
героям мультфильма и познакомимся с новой
единицей измерения. Фрагмент м\ф. – Ребята, что делали зверята? |
Учащиеся анализируют ситуацию и делают
вывод. (Измерять нужно одной меркой)
У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход | Организует выполнение учащимися
пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. |
Проведём практическую работу. – У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет) – Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да) – Узнайте, сколько маленьких мерок
укладывается в большой. (10) Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.
– Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10 см) |
Учащиеся с помощью маленькой мерки
пробуют измерить длину парты. Фиксируют
индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Учащиеся проговаривают по
слогам название единицы измерения. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | – Итак, с чем будем работать на уроке
сегодня?... с новой единицей длины – дециметром.
Именно эта единица длины необходима нам для
измерения нашего гостя (удава), поэтому нам
предстоит разобраться, что такое дециметр, как он
выглядит и попробуем с ним поработать. Изучение нового материала. Тетрадь «Математика и конструирование» Стр. 68 задание №1 |
Работа в парах, учащиеся выясняют как
выглядит дециметр. Дети линейкой измеряют длину полоски. По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы. |
VI. Включение в систему знаний.
Физкультминутка. |
Организует закрепление новых знаний. | Тетрадь «Математика и конструирование» 1) стр.69 задание №2; 2) стр. 70 задание №4; Работа по учебнику. |
По алгоритму учащиеся чертят отрезки,
преобразуют величины. Учащиеся читают, анализируют и решают задачи. |
VII. Самостоятельная работа. | Организует работу в парах. Организует самопроверку. | – Наши гости подготовили для вас ещё
одно задание. Задание в программе ПервоЛого (Приложение 2) |
Учащиеся в парах выполняют задания в
ПервоЛого. Учащиеся измеряют удава, обсуждают
результаты измерений и фиксируют в тетради
результаты: Учащиеся рисуют удава, измеряют его длину, фиксируют результат измерения и сохраняют картинку выполненного задания. (Приложение 3) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует фиксирование нового
содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. |
– Какую цель ставили? Достигли цели? – Какая тема урока была? – О какой новой единице измерения длины узнали? – Когда ей удобно пользоваться? – Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом: – жёлтый (не было ошибок); – зелёный (были ошибки); – красный (не смог выполнить ни одного задания). |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке. |