Цель игровой формы «Муравейник», как методического приема, заключается, в частности, в том, чтобы школьники, зная требования преподавателя, хорошо осмысливали о ходе и способы выполнения изучаемых физических упражнений. «Муравейник» в учебно-тренировочном процессе стимулирует двигательную активность учащихся, приучая их, в меру своей подготовленности, самостоятельно справляться с выбранными физическими упражнениями. Предоставив школьникам возможность самостоятельно, по своему выбору, выполнять то или иное разученное упражнение, преподаватель получает дополнительную возможность вести наблюдения за развитием интересов занимающихся, педагогически продуманно корректировать формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, прогнозировать объем и содержание домашних заданий, определять достоверность их выполнения. Таким образом, преподаватель в короткие минуты «муравейника» проводит большую по методическим меркам работу, а чтобы учет ее был систематическим, привлекает в качестве помощников ребят, освобожденных от уроков по болезни. Одним из них доверено вести учет количества подходов, другим - следить за качеством выполнения упражнений.
«Муравейник» можно планировать в подготовительной, основной или заключительной частях урока, а иногда и просто посвятить данной форме организации весь урок. Количество участников не ограничено.
Как же организовать занятие «Муравейник?». Преподаватель изготавливает из картона карточки, на которых схематически изображено задание, его название и стоимость. Стоимость каждого упражнения разная. По периметру зала раскладываются карточки с заданиями. Выполнение упражнения оценивается разными но цвету жетонами, которые лежат в центре зала на возвышении. Преподаватель сам определяет значимость каждого приема. Например, один красный жетон - ударное движение по мячу в стену; один синий - набивание мяча двумя руками снизу (сверху); один желтый - разбег 3 шага, скачок, выпрыгивание, отталкиваясь двумя ногами одновременно, коснуться верхнего края сетки двумя руками; один зеленый - поставить одну ногу на гимнастическую скамейку, отталкивание вверх. В безопорном положении, в воздухе, смена положения ног. Кто в течение 5-10 (можно и больше) минут наберет большее количество высокозначимых жетонов, тот и выиграл.
Особо в этих условиях оценивается недавно изученное упражнение, игровой прием. Если изученный прием на уроке как следует, не усвоен, вряд ли ученик применит его при самостоятельной работе. Два ученика не могут выполнять одно и то же упражнение одновременно. Нельзя также дважды подряд проделывать полюбившееся упражнение. К нему можно вернуться через несколько упражнений. Не разрешается и делать подряд упражнения на одну и ту же группу мышц. Поэтому надо распределить станции так, чтобы на них были разноплановые упражнения на все группы мышц, причем разной стоимости «Рисунок 1».
Для успешного овладения подачей даём рекомендации:
- Каждый занимающийся должен последовательно и основательно изучить несколько способов подач и иметь одну «коронную» подачу.
- Не должно быть подач второстепенных или очень важных. Сама по себе такая постановка вопроса вредна.
- По правилам в пределах 8 секунд игрок выполняет подачу без помех со стороны соперника. Это обстоятельство игроки не всегда используют для достижения точности действий – нередко спешат выполнить подачу, а в результате скороспелого действия снижается ее результативность, а то и теряется право на подачу.
Итак, точность выполнения подач - главная забота игрока. При этом условии возможна трансформация техники в тактическое умение.
При обучении подачам необходимо учитывать индивидуальные исполнительские способности каждого, его успеваемость. Непринципиальные отклонения от общепринятой манеры исполнения должны рассматриваться как естественные, индивидуальные особенности волейболиста. В таких случаях тренер должен уметь отличить оригинальность исполнения от погрешности и учитывать при определении специальной методики.
Вне зависимости от способностей того или иного занимающегося каждого необходимо настраивать на довольно длительную целеустремленную подготовку.
Процесс совершенствования - это непрерывная творческая тренировочная работа игрока под руководством тренера.
Необходимо, чтобы каждому направлению подачи соответствовало определенное исходное положение игрока. Так, если игрок подавал прямо перед собой, то его стойка должна быть удобной для выполнения удара по мячу именно в этом направлении (положение ступней, оси плеч). Если направление подачи необходимо поменять на диагональное, то и положение игрока должно быть изменено, т. е. должен быть выполнен небольшой поворот влево с соответствующим изменение положения ступней и оси плеч.
Упражнение 1. «Рисунок 2» И.п. - занимающиеся выстраиваются за боковыми линиями, площадки.
Партнеры стоят друг против друга на расстоянии 10-12 м. Дистанция между занимающимися в шеренге - не менее 2 м.
Игроки должны проявить умение направить мяч в соответствующую зону, меняя силу удара и траекторию полета мяча.
Упражнение 2. «Рисунок 3» И. п. - две группы по шесть игроков располагаются на площадке по ту и другую стороны сетки в одном и том же построении.
Упражнение начинают одновременно обе группы. Игроки, стоящие в месте подачи, выполняют серии подач из 10-12 попыток, делая между подачами паузы до 5 секунд. Мяч подачей направляют на трех игроков, которые стоят на противоположной стороне площадки в 5-6 м от сетки. Один из них, приняв мяч, передает его партнеру, стоящему у сетки в зоне 2 (в следующих занятиях – в зоне 4). Последний ловит мяч и передает его игроку, который стоит за пределами площадки. Этот игрок незамедлительно пересылает мяч исполнителю серийных подач, и упражнение повторяется. После завершения серии подач в группах игроки перемещаются на одну позицию по ходу часовой стрелки. И упражнение повторяется.
В процессе упражнения каждый занимающийся должен следить за качеством выполнения подачи и первой передачи мяча.