Урок литературного чтения по теме "Саша Черный "Слон"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Черного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать; закреплять умение читать в лицах;
  • расширять и активизировать словарь; воспитывать познавательный интерес, любовь и уважение к братьям нашим меньшим.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему.

1. Игра «Доскажи словечко».

Название стихотворения Саши Чёрного состоит из одного слова. Надо добавить это слово в «крылатое» выражение из басни И. Крылова и закончить этим словом поговорку:

– «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на …»;
– «Делать из мухи…»

2. Работа над фразеологическим оборотом.

Как вы понимаете «Делать из мухи слона?» (Сильно преувеличивать, придавать чему-нибудь незначительному большое значение.)

IV. Изучение нового материала

1. Словарная работа перед прочтением стихотворения Саши Чёрного «Слон».

– Как понимаете выражение «бархатный слон»?

– Замените прилагательное существительным с предлогом «слон из …». (Бархат – плотная шёлковая ткань с гладким и густым ворсом).

– Какие части слова помогают образовать новые слова? (приставки и суффиксы)

– Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик; -ок; -ушк-, образуйте однокоренные слова от слов: слон (слоник), друг (дружок), клетка (клетушка)

– Используя приставку по-, образуйте новые слова от слов: скорее (поскорее); таскать (потаскать).

– Что обозначает слово «потаскать»?

– Слово «потаскать» имеет много значений. А слова, имеющие много значений, называются … (многозначными)

– Выберите правильное толкование для выражения: Дали б лучше брёвна потаскать:

  • Подёргать до боли за что-нибудь (нос, уши, и т.д.) в наказание;
  • Носить с собой, постоянно иметь при себе;
  • То же, что и тащить, но не за один приём, а многократно;
  • Носить долго, не стараясь сберечь (одежду, обувь);
  • Ходить с трудом из-за усталости или болезни. Еле ноги таскать (разг.)

V. Физкультминутка. Игра «Большой – маленький»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет короткое имя, ребёнок возвращает мяч учителю, называя полное имя.

VI. Продолжение темы урока

1. Рассказ о жизни и творчестве Саши Черного.

Саша Черный (настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг) (1880-1932 гг.) – поэт, прозаик, переводчик. (Выяснить значение выделенных слов) Он родился и рос в семье аптекаря. Детские годы провел на Украине в городе Белая Церковь.

Семья несколько раз переезжала, сначала в Одессу, затем в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии, но не закончил и без разрешения родителей в 15 лет уехал в Петербург.

Образования не получил, но, благодаря своему писательскому таланту, стал постоянным автором известного в то время журнала «Сатирикон» и многих других.

Саша Черный очень любил детей.

К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» – и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел в лодке. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.

Все это были дети из прибрежных дворов, незнакомые дети, которых он прежде никогда не видел, да и они знали про него лишь одно: что он – Саша. Обычно они околачивались на берегу целый день и безнадежно кричали каждому из проплывающих в лодке: «Дяденька, прокати!» Но те даже не глядели в их сторону. На этот раз мальчишкам посчастливилось...»

Саша Черный много писал для детей (сборники «Голубая книжка», «Детский остров», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука». В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.

2. Проверка восприятия

Что запомнили?
Почему взял себе другое имя?
Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели артисты – это псевдоним.

3. Чтение стихотворения учителем.

Сколько действующих лиц надо для того, чтобы прочитать это стихотворение?
Определите шутливым или серьёзным тоном надо читать стихотворение?

4. Чтение в лицах стихотворения «Слон».

5. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

VII. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание

Научиться читать в лицах стихотворение «Слон».