Открытый урок по теме "Диффузия"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
  • Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
  • Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы для учащихся:

  • Для 1 группы – 2 кружки, ложка, секундомер, емкость с водой, мензурка, 2 куска сахара.
  • Для 2 группы – 2 кружки, емкость с холодной и горячей водой, 2 куска сахара.
  • Для 3 группы – пробирка с ватой и пахучим веществом, лист бумаги (бумажные салфетки), холодная вода, пипетка, зеленка.
  • Для 4 группы – крупинки кофе, вода.
  • Для 5 группы – кристаллы марганцовки или краски, восковая пластина, нож для пластилина
  • Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.

Оборудование и материалы для учителя:

Для демонстрационных опытов: Емкость с водой, краска, кисточка.

Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультурная пауза.
  5. Работа в группах.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.
  8. Итоги урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.

II. Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему урока, разгадаем кроссворд:

  1. Один из этапов научного метода познания.
  2. Прибор для измерения длины или расстояния.
  3. Наука о явлениях природы.
  4. Одна из основных характеристик тела.
  5. Наименьшая частица вещества, сохраняющая все его свойства.
  6. Процесс экспериментального определения физической величины.
  7. Единица измерения массы.
  8. Наука о строении и свойствах вещества.
1 н а б л ю д е н и е      
         2 л и н е й к а    
          3 ф и з и к а    
          4 ф о р м а      
5 м о л е к у л а          
         6 и з м е р е н и е
         7 к и л о г р а м м
  8 х и м и я              

Итак, тема нашего урока – диффузия (пишем в тетрадь).

III. Изучение нового материала.

Проведем небольшой эксперимент (постановка проблемы). Возьмем стакан с чистой водой и капнем в него краской. Что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом).

Происходит окрашивание чистой воды.

Почему происходит это явление?

Вода и краска состоят из молекул. Молекулы меняются местами.

Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?

Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.

Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.

А теперь посмотрим на экран [4].

В комнату внесли пахучее вещество (духи). Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?

Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.

Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?

Нет, они делают это сами.

Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь:

  1. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
  2. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул.

IV. Физкультурная пауза.

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.

V. Работа в группах.

А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке (приложение 1), в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, также записываются на карточке для записи результатов (приложение 2).

Задание

Описание.

Вывод.

1 Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. Возьмите две кружки, налейте в них одинаковое количество холодной воды. В каждую кружку поместите одновременно по куску сахара. Включите секундомер в момент начала перемешивания.

В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки.

Измерьте время растворения сахара в кружках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.

При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.
2 Выясните, при какой температу-ре диффузия происходит быстрее. Возьмите 2 кружки. Налейте в одну кружку холодную воду, во вторую – столько же горячей.

Одновременно опустите в каждый стакан по одному куску сахара. Включите секундомер в момент начала опыта.

Измерьте время растворения сахара в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.

Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
3 Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? Задание №1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом. Закройте пробирку.

Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха?

Задание №2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из кружки и в середину образовавшейся капли поместите маленькую капельку зеленки?

Какое явление вы наблюдаете?

Сделайте вывод: в каком из двух опытов диффузия протекала быстрее?

 Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы пахучего вещества движутся, молекулы на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.
4 Наблюде- ние диффузии. Возьмите крупинки кофе, насыпьте в воду. Какое явление вы наблюдаете? Что является причиной, а что результатом данного явления?

 

Мы наблюдаем диффузию. Причина – движение молекул, результат – смешивание веществ и окрашивание воды.
5 Наблюде-ние диффузии в твердых телах. Положите кусочки краски на парафиновую (восковую) пластинку. Через некоторое время снимите краску. Что произошло?

Объясните наблюдаемое явление.

 

Это диффузия красящего вещества и парафина – двух твердых тел. Значит, диффузия может идти и в твердых телах.

Ребята, вы молодцы. По результатам своих опытов сделайте вывод – в каких веществах может происходить диффузия?

Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.

Запишите этот вывод в тетрадь.

Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?

Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.

VI. Закрепление.

№1. Если в чайник с холодной водой незаметно опустить протекающую авторучку, то через некоторое время можно потчевать гостей слабым чернильным чаем. Что доказывает это явление? Станет ли чай крепче, если в чайнике с авторучкой окажется горячая вода?

№2. Четырёхлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной догадалась о случившемся?

№3. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

№4. Почему не рекомендуется мокрую окрашенную ткань оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

№5. При разборке старых, простоявших добрую сотню лет строений, части которых скреплялись железными болтами, обнаружилось, что гайки невозможно открутить, так как они срослись с болтами и стали одним целым. Не заржавели, а именно срослись. Объясните явление.

№6. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

№7. Где лучше сохранить надутый резиновый шарик, наполненный водородом – в холодном или теплом помещении? Почему?

№8. Найдите ошибку в высказываниях:

  • Диффузия не может протекать в газах.
  • В твёрдых веществах диффузия происходит быстрее.
  • При склеивании деревянных изделий клей проникает только в верхнее тело?
  • Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают очень холодным рассолом.
  • Диффузия – это смешивание веществ при их непрерывном помешивании .
  • В чай положили кусочек сахара. Без применения ложки нельзя сделать чай сладким.

VII. Итоги урока.

Наш урок подходит к концу. Какое новое явление мы сегодня изучили? Почему оно происходит?

VIII. Домашнее задание:

  • Стр. 24, 25 – чтение и пересказ.
  • № 1 – 3, стр. 25 – устно ответить на вопросы.

Используемые источники:

  1. Гуревич А. Е. Основы физики и химии. 5-6 класс. Учебник для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. – М.: Дрофа, 2010 г.
  3. Генденштейн Л. Э. Учебник физики для 7 класса. – М.: Мнемозина, 2010 г.
  4. http://school-collection.edu.ru/ Физика. 7-9 классы/ Часть 1, пункт 2, урок 4.
  5. http://1sept.ru
  6. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2003 г.

Приложения 1-2