От ОУУН к УУД

Разделы: Начальная школа


В 2011/2012 учебном году все школы страны в обязательном порядке перешли на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

Большинство учителей в начале работы над стандартами и написанием общеобразовательной программы были в растерянности: большой объем информации, отсутствие разделения планируемых результатов по классам (Приложение 1, Приложение 2), не учитывался контингент обучающихся в конкретной школе.

В нашей школе были созданы творческие группы учителей начальных классов по изучению стандартов II поколения. Наша группа работала над изучением УУД (теория) и написанием программы по формированию УУД у обучающихся.

На первом этапе своей работы мы изучили теоретический материал и систематизировали его в таблицу. (Подробнее смотреть Приложение 3)

ФГОС (УУД) ГОС 2004 года (ОУУН)
Личностные
У выпускника будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца “хорошего ученика”;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
 
Регулятивные Организация деятельности (организационные умения)
Выпускник научится:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и залачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
  • Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам
  • Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы “Зачем и как это делать?”, “Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей?”)
  • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы “Такой ли получен результат?”, “Правильно ли это делается?”)
  • Определение причин возникающих трудностей, путей устранения, предвидения трудностей (ответ на вопрос “Какие трудности могут возникнуть и почему?”)
  • Нахождение ошибок в работе и исправления
Познавательные
Выпускник научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

(Интеллектуальные)

  • Наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов работы с информацией)
  • Устное описание объекта наблюдения
  • Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос “Удалось ли достичь поставленной цели?”)
  • Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы “Чем похожи?”, “Чем не похожи?”)
  • Объединение предметов по общему признаку (“Что лишнее”, “Кто лишний”, “Такие же, как…”, “Такой же, как…”)
  • Различие целого и части
  • Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач
  • Работа с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи
  • Создавать творческие работы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы, разыгрывать воображаемые ситуации
  •  

Речевая деятельность и работа с информацией

  • Использование простейших логических выражений типа: “…и/или…”, “если …, то…”, “не только …, но и …”
  • Элементарное обоснование высказанного суждения
Коммуникативные Организация деятельности (учебно-коммуникативные умения)
Выпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности
  • Умение слушать
  • Читать задание и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом
  • Литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в учебном предмете
  • Выступать пред аудиторией
  • Составлять план выступления
  • Вести полемику, участвовать в дискуссии
  • Задавать уточняющие вопросы, аргументировать, даказывать
Чтение и работа с текстом Речевая деятельность и работа с информацией (учебно-информационные)
Поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять обший признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знании, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  • Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками
  • Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя
  • Определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении
  • Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу)
  • Участие в диалоге (построение вопросов и ответов)
  • Использование простейших логических выражений типа: “…и/или…”, “если …, то…”, “не только …, но и …”
  • Элементарное обоснование высказанного суждения
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера
  • Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоги библиотеки
  • Представление материала в табличном виде
  • Упорядочивание информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)

После анализа таблицы пришли к выводу, что УУД не абсолютно новое понятие, а более расширенное, синонимичное общеучебным (общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины)).

умениям и навыкам и способам деятельности.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов “Русский язык”, “Литературное чтение”, “Математика”, “Окружающий мир”, “Технология”, “Иностранный язык”, “Изобразительное искусство”, “Физическая культура” в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Программа формирования УУД нашла своё отражение и во внеурочной деятельности. Для этого школа заключила договор с центрами дополнительного образования.

Ключевая идея — обеспечить ребёнка запасом универсальных действий, применимых в образовательном процессе и жизненных ситуациях.

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  1. Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
  2. Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Результаты сформированности УУД нашли своё отражение в портрете выпускника начальной школы, где прописаны личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, а также умение работать с текстом. Все УУД формируются на каждом учебном предмете, а так же во внеурочной деятельности.