Сейчас учителю приходится работать в очень сложной обстановке. Мы должны научить математике всех: желающих и нежелающих, могущих и немогущих. Поэтому очень важно владеть не только знаниями по предмету, но и хотя бы основами психологии, про которую мы потихоньку забываем, закончив институт. По большому счету, с каждым классом должен работать психолог, но в лучшем случае, он один на всю школу. Психологические аспекты ведения урока и общения с учащимися, именно в них надо искать ответы на интересующие вопросы.
Львиная доля учительского труда связана с воздействием словом, поэтому умение ориентироваться в интонационном многообразии человеческой речи очень ценно для педагога. Именно, слово, воздействуя на сознание ученика, влияет на его деятельность, на его поведение.
В психологии выделяют шесть разделов человеческой психики: внимание, мышление, память, чувства, воображение, воля. Рассмотрим, как интонация, c которой мы обращаемся к воспитанникам, воздействует на каждую из этих способностей.
Каждый человек во время общения с другим человеком или группой людей желает каких-то изменений в их сознании или в поведении. Бессознательно или осознанно, выбирая ту или иную направленность своих усилий и аргументов, он совершает простые и сложные словесные действия. Большое значение имеет не только что говориться, но и как говориться. Манера разговора у одних людей обаятельна и приятна, у других – скучна и монотонна, у третьих – просто невыносима, так, что самые хорошие слова не дают должного эффекта. Часто разбирая сложную педагогическую ситуацию, один учитель советует другому сказать так и так, ссылаясь на свой положительный результат. Но действие бывает, донельзя, наоборот. Почему? Потому, что слова сами по себе без конкретизации способов воздействия при произношении – это все равно, что ключ неизвестно от какого замка.
Психологом П.М. Ершовым предложены следующие группы воздействия словом на составляющие психики:
на внимание – “звать”,
на мышление – “объяснять”, “отделываться”,
на память – “узнавать”, “утверждать”,
на чувства – “упрекать”, “ободрять”,
на воображение – “удивлять”, “предупреждать”,
на волю – “просить”, “приказывать”.
Отметим, что строго локальное воздействие на каждый раздел психики встречается редко, однако знание “чистых” способов словесных воздействий позволяет понимать сложные по способу воздействия.
Работа над вниманием – злободневная тема для всех. На уроках мы то и дело призываем учеников быть внимательными, применяем разные хитрости (звоним в колокольчик, хлопаем в ладоши, стучим по столу, начинаем петь и т.д.). все это если и дает результат, то не на долго и не всегда. Все призывы тщетны, если дети устали донельзя, или просто не настроены слушать. Нужно поменять направленность своего воздействия, например, переключиться на другой отдел сознания (благо их еще пять), ведь на другие отделы другие – свои способы воздействия. Также ускоряет процесс притупления внимания “базарный” тон “зовущего”. Когда к вам обращаются грубо, неуважительно, громко; вам неприятно, обидно и вы уже даже не слышите сути, что вам говорят. Регулярно используя действие “звать”, и с неприятным тоном, мы привыкаем говорить громко, а потом не замечаем как переходим на крик, независимо от того где и с кем общаемся (в школе или дома, говоря приятно или нет). Человек, уверенный, что его информация заслуживает внимания, да еще и имеющий приятную манеру говорить, не будет тратить усилий на громкую речь.
Воздействуя на мышление собеседника, люди обычно полагаются на логику высказываемого, однако, сами слушающие большее значение придают особой терпеливо-разъясняющей интонации, которая помогает непонятному проясниться и стать понятным. Словесные действия “объяснять” и “отделываться” адресованы мышлению собеседника. Человек “объясняет”, если наведение порядка в голове собеседника нужно ему для осуществления каких-то своих намерений. А “отделываться” человек начинает, когда наведение порядка в голове слушателя – только средство, чтобы как можно быстрее избавиться от его притязаний. Все мы, обращаясь к иностранцу, плохо владеющему нашим языком, начинаем старательно произносить слова, жестами и мимикой помогаем ему ориентироваться в связях между этими словами, понятиями. Это и есть наиболее “чистое” использование способов воздействия, обозначаемых термином “объяснять”. Но часто, для нас противоестественно пользоваться этим термином при обращении к человеку, от которого ждем быстрого понимания. “Что же тут непонятного?” – раздражаемся мы, хотя знаем, что являемся носителями информации ценной и трудной. А если еще и многозначительно покажем мимикой лица свое негодование… Учитель должен помнить о трудности излагаемого материала, быть терпеливым и внимательным к затруднениям слушающих (помня “иностранцев”).
Нужно стараться чаще использовать “чистые” способы словесного воздействия “объяснять”. Но бывает, что житейские и бытовые обстоятельства заставляют нас “отделываться”, показывая своим видом “пойми и отстань”. Учащихся это оскорбляет, обижает, нервирует, как и любого другого человека в схожей ситуации. Кстати, избалованным, невоспитанным детям характерен именно такой способ ответа на вопросы взрослых. Что, в свою очередь, ведет к возникновению конфликтов. “Да как ты со мной разговариваешь!?” Это происходит потому, что “чистый” способ “отделываться” предполагает, что говорящий не признает единства своих интересов с интересами своего собеседника, а это всегда задевает за живое, даже взрослых. Но бывает “задеть за живое” (т.е. “отделаться”) полезно, например, от назойливых “подлиз” и “ябед”, или поставить излишне заносчивых детей на место, или чтобы избежать преждевременных страхов и “впадение в ученическую кому”. Однако часто это воздействие использовать нельзя, потеряет эффект.
Воздействующий на память или достает из “копилки” какие-то знания, сведения (т.е. прослеживается словесное действие “узнавать”) или, наоборот, укладывает знания в “копилку” (воздействие “утверждать”). Важно задать “чистый” вопрос, т.е. вопрос без подсказываемого ответа, чтоб учащийся перебирал в голове знания в поисках правильного ответа. Если он этого не может сделать, то особенно важно для отвечающего услышать верное решение, и оно тем более сохранится на долго в “копилке”. Трудно учителю удержаться от подигрывания и подталкивания подопечного на произнесение правильного ответа. Однако, наибольший эффект дает именно самостоятельный поиск в базе данных своей головы.
Противоположный способ воздействия на память “утверждать”, является демонстрацией знаний. Учитель, уверенный в актуальности и универсальности своего запаса знаний, считает это достаточным основанием, чтобы его слышали и подчинялись. Часто диалог между двумя собеседниками не складывается именно потому, что оба действуют исключительно способом “утверждать”. Такое характерно для двух педагогов, это у нас профессиональное, в крови.
В каждый момент жизни человек что-то чувствует, он бодр или весел, грустен или спокоен. Эмоциональное самочувствие – это результат соответствия или несоответствия происходящего интересам этого человека. Говорим о воздействии на чувства словесными понятиями “упрекать” и “ободрять”. Если видим, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно быть и не идет ему на пользу – мы “упрекаем” (стыдим, корим), настроение собеседника портится, активность затухает или даже меняется ее направление. Наоборот, если какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит, потому неактивен, действует робко, мы “ободряем” его (сочувствуем, хвалим). Этими воздействиями мы хотим самочувствие человека изменить: либо в сторону улучшения, либо – ухудшения. Если педагог постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с реальностью, явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя.
Способы воздействия на воображение – “удивлять” и “предупреждать”, они рассчитаны на догадливость собеседника. Оба связаны с представлением партнеру времени на то, чтобы он дорисовал, довообразил сообщенные сведения и начал действовать соответствующим образом. Воздействующий, как бы интригует, томит слушателя. Действие “удивлять” читается в возвратном движении головы, после ее движения вперед, а также в прямом открытом взгляде и в ожидании потрясения партнера. Действие “предупреждать” обязательно сопровождается прищуренным косым взглядом, настороженностью. При тяжелом взгляде “предупреждение” становится близким к угрозе, а при легком – к озорству, веселому кокетству. Ехидный голос при действии “предупреждать” отравит любое общение. Учитель, воздействующий на воображение, должен быть доброжелательным. Знания, выдаваемые с помощью “удивлять” становятся подарком. Этот способ речевого воздействия пробуждает таланты и способности учащихся.
Воздействующий на волю стремится к немедленному или скорому изменению поведения собеседника. “Просить” и “приказывать” два противоположных действия. Надо помнить, что если к повелительной форме глагола добавить слово “пожалуйста”, то это вовсе не будет просьбой. Просьба выражается полными ожидания глазами, устремленными на собеседника, вся фигура вытянулась в ожидании, будто хочет взлететь. Если к поручениям, заданиям и требованиям, учитель добавит хоть немного настоящего действия “просить”, то ученикам бывает легче соглашать на послушание. Учитель, прибегающий к действию “приказывать”, считает, что всем всего не объяснишь или что понимание в принципе невозможно, поэтому в совместной работе можно только приказывать и повиноваться. Но каждый по опыту знает, что слушаемся тех, кому добровольно отдали бразды правления, или тех, за кем сила, способная подавить непослушание. Все остальные приказы вызывают желание сделать “наперекор”.
Перечисленные составляющие психики и все способы словесных действий не следует отождествлять с бытовым значением этих слов.
При умелом использовании действий можно много чего добиться, и мечта великого педагога А.С. Макаренко, о том, чтобы каждый педагог умел произносить фразу “иди сюда” двадцатью шестью способами, конечно сбудется. А это значит, “общение” учителя с учеником будет приятно и полезно, что, в свою очередь, сохранит психическое здоровье обеих сторон. Желаем удачи! Действуйте!