Цель урока: закрепить умения анализировать глагол.
Задачи урока:
- Привести в систему имеющиеся у обучающихся знания о глаголе.
- Тренироваться в изменении глагольных форм.
- Работать над обогащением активного словаря обучащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола.
- Содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.
- Развивать орфографическую память и зоркость, внимание, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения.
- Формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: карточки- задания для работы в парах и группах; индивидуальные листы с тестами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня я вам предлагаю глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.
Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.
- Вы хотите узнать, что это за страна?
Учитель: Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам всегда рады. А кто же сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.
II. Чистописание с орфографическим заданием.
Учитель: Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную буквы на строке.
- Бе..., п..нять, ло..кий, ..сина, Рома, л..цо, лес..ница, стричь.
В результате на доске запись:
Гг | Оо | Вв | Оо | Рр | Ии | Тт | ь |
Учитель: Догадались, какое слово получилось? Говорить.
Назовите орфограммы в слове. Запишите его на новой строке с большой буквы.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Проанализируйте это слово, как часть речи.
Дети: Слово говорить отвечает на вопрос что делать?. Это глагол в неопределенной форме.
Учитель: Поставьте глагол в форму прош. в., ед. ч., ж. р.
Дети: Что делала? Говорила.
(Ученик записывает слово на доске.)
Образуйте и запишите однокоренные слова с глаголом «говорить» слова. Определите часть речи. Покажите строение слова.
Учитель: Слово «говорить» будет сопровождать нас на уроке. Объясните смысл этого слова. Что значит «говорить»?
Дети: Владеть речью, выражать свои мысли.
Учитель: В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголешь!» Как вы ее понимаете?
Устаревшее слово «глаголеть» – «говорить», родственно слову... Догадались?
Дети: «Глагол».
Учитель: Верно. Устаревшее слово «глагол» означает «слово», «речь». И буква Г называлась «глаголь».
Сегодня на уроке мы продолжим определять формы глагола, как часть речи. Вспомните, что такое глагол?
Тест по теме «Глагол».
1. Что такое глагол?
А) Часть слова. Б) Часть речи. В) Часть предложения.
2. Глагол обозначает ...:
А) признак предмета; Б) действие ; В) предмет.
3. Глагол изменяется ...:
А) по падежам; Б) по родам; В) по временам.
4. Выбери верное утверждение ...:
А) перед глаголами бывают предлоги;
Б) перед глаголами не бывает предлогов.
5. Выбери верное утверждение ...:
А) глаголы в неопределённой форме имеют время и число;
Б) глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа.
IV. Физкультурная минутка.
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Пальцы в замок соединили,
За головою их поместили.
Влево сделать поворот,
Вправо сделать поворот.
Влево, вправо...
Влево, вправо...
Не начать ли все сначала?
V. Лингвистическая работа.
Учитель: Подберите синонимы к слову говорить.
Дети: «Болтать», «разговаривать», «сказать».
Учитель: Что общего у этих слов?
- Поставьте слово сказать в форму (на доске):
- Наст. вр., ед. ч., 1 л. (скажу).
- Прош. в., ед.ч., ж.р. (сказала).
- Буд.в., мн.ч. (скажут).
Учитель: Вы искали в словаре толкование некоторых слов :
СУДАЧИТЬ – сплетничать, говорить о чужих делах. Например: «Кумушки судачат».
ТРЕЗВОНИТЬ – распускать слухи, сплетни. Например в сказке А.С. Пушкина: «...И
молва трезвонить стала, дочка царская пропала...».
БОЛТАТЬ – говорить, разговаривать, беседовать. Например: «Мало ли что болтают?».
ГУТОРИТЬ – говорить.
МОЛВИТЬ – сказать.
СКАЗЫВАТЬ – говорить, молвить.
Учитель: Можно ли в наш ряд синонимов поставить слово «калякать»? Что обозначает это слово?
Дети: Мулевать, рисовать.
Учитель: В толковом словаре Даля КАЛЯКАТЬ – беседовать, разговаривать. «А помнишь ночи напролёт калякали мы с тобою?»
Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова... Это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в речи. Запишите любое слово, которое вам понравилось, а запомнить постарайтесь все.
Работа в парах.
Составьте словосочетания, со словом говорить.
- Говорить как?...
- Говорить с кем?...
- Говорить о чем?...
- Говорить что?...
Учитель: Составьте предложение со словом «говорить». Дайте анализ глаголу.
Объясните смысл поговорки: «Меньше говори, больше делай».
Работа в группах.
Глаголы поставить в указанную форму:
ЛЕЗТЬ | Наст. в., ед. ч., 1л. | ЛЕЗУ |
ОТНЕСТИ | Буд. в., ед.ч., 1л. | ОТНЕСУ |
ПОЛЗТИ | Наст. в., ед. ч., 3л. | ПОЛЗЕТ |
СГРЫЗТЬ | Прош. в., мн.ч. | СГРЫЗЛИ |
ЛЕТЕТЬ | Прош. в., ед. ч., м. р. | ЛЕТЕЛ |
Учитель: Какие ещё пословицы со словом «говорить» вы узнали ?
Дети:
- Говорил день до вечера, а слушать нечего.
- Говорит бело, а делает черно.
- Больше слушай, меньше говори.
- Говори меньше, умнее будет.
- Ему говорить, что об стенку горох лепить.
- Знаючи – говори, а не знаючи – молчи.
- Знай больше, да говори меньше.
- У кого что болит, тот о том и говорит.
- Красно говорит, а слушать нечего.
VI. Фразеологизмы.
Учитель: Что лучше: «Молоть языком» или «Держать язык за зубами»? Каков смысл пословицы?
- Говорит по секрету, а выйдет всему свету.
- Выпишите глаголы и укажите их форму (на доске).
VII. Самостоятельная работа (вставь пропущенные глаголы, определи форму).
... она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты ... чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (Книга.)
Слова для справок: говорить, толковать, беседовать, болтать, трезвонить.
VIII. Итог урока.
- Говорить нам – не устать, было бы что сказать.
- Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?
- О глаголе.
- Что важного повторили? Нового узнали?
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык... Обращайтесь почтительно с
этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.»
(И. Тургенев)