Литературное чтение "Согласные звуки [П], [П'], буквы "П, п"". Повторение и обобщение. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В нашей современной действительности российская система образования претерпевает глубокое реформирование, направленное на поиск и разработку новых педагогических идей, которые соответствуют социальному заказу государства. В федеральном государственном стандарте второго поколения хорошо отражены перспективные потребности личности в сфере образования. Необходимость интеграции в мировую зкономическую систему требуют переосмысления задач перед современным учителем. Успешная адаптация и формирование целеустремленной личности во многом зависят от разнообразия образовательных услуг, которые существуют в начальной школе. Общеизвестно, что у детей младшего школьного возраста очень высокий интерес к происходящей вокруг него жизни. Поэтому вполне закономерен интерес к выбору будущей профессии. Естественно, что для ученика начальных классов это не является актуальной задачей, но в ходе профориентационных уроков и бесед происходит расширение представлений детей об окружающем мире. Через это познание происходит открытие своего собственного «Я». Считаю на уроках важным и актуальным затрагивать вопросы о выборе профессии, или каких - либо предпочтениях деятельности учащихся. Это помогает ребенку выявить свою жизненную позицию, оценить свои возможности, проявить индивидуальные способности.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний о звуках п и п’; буквах П, п.

Задачи:

Предметные: учить выделять новые звуки, давать им характеристику, а так же читать слова с новыми буквами и развивать речь.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уроке; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

Методы обучения:

  • По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
  • По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

  • В.Г. Горецкий: Учебник «Русская азбука» – М.: Просвещение, 2011.
  • Дидактические материалы к урокам обучения грамоте О.В. Жиренко. Л.Л. Обухова. – Москва «ВАКО» 2011.
  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос.акад.наук. Ин-т рус.яз.им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
  • компьютерная презентация;
  • раздаточный материал;
  • Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011.

Планируемые результаты:

Предметные: на уроке ученик будет выделять новые звуки, давать им характеристику, учиться читать слова с новыми буквами и развивать свою речь.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность добывать информацию из текста, таблиц; строить логическое рассуждение;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I. Организационный момент
Организация проверки рабочего места учащихся.
Создание положительного эмоционального настроя в классе.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно скажите, что вам приятно будет работать вместе.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Учащиеся желают друг другу удачи.
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде сигнальных карточек и конвертов со схемами и словами.
II. Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.
Организация фронтальной работы
Слайд 1.
На слайде тема урока.
– Назовите правильно эти звуки. Что мы уже знаем о них?
Что вы можете рассказать о букве П?


Дети читают и объявляют тему урока самостоятельно.
Учащиеся правильно называют изучаемые звуки, дают им характеристику. Говорят, чем звуки отличаются от букв. Вспоминают отличие согласных от гласных.
Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации.
III. Этап формирования задач.
Слайд 2.
– Давайте подумаем, что мы будем делать на сегодняшнем уроке.
Учащиеся анализируют содержание презентации, расшифровывают его.
Дети приходят к выводу, что на уроке будут продолжать работу по изучению звуков [П] и [П’] и буквы П. Будут читать и придумывать слова с этой буквой.
Вспомнят народные мудрости: пословицы и поговорки. Состоится разговор о профессиях.
 
IV. Этап упражнения в применении знаний умений и навыков.
1. Работа с презентацией.
Слайд 3.
– Посмотрите на картинки, которые обозначают слова, в которых встречаются изучаемые звуки.
Назовите слово, где твердый звук и слово где он мягкий. Докажите что оба звука согласные. Как называется правильно буква, которой обозначаются эти звуки.
Слайд 4.
– Сейчас я буду показывать на картинку и если в этом слове звук мягкий, то вы поднимаете карточку зеленого цвета, а если звук твердый, то синего цвета.




Дети говорят, что в слове повар звук твердый, а в слове пилот он мягкий.
Оба они согласные, потому что при произношении встречают преграду в виде губ и произносятся приглушенно.
Букву называют ПЭ.
Дети сигналят карточками синего цвета, если указаны картинки парта, подсолнух, помидор, водопад, репа, пчела. Карточки зеленого цвета относятся к словам: пилот, пирог.








У каждого ученики приготовлены на парте два сигнальных квадратика. Один зеленого цвета, а другой синего.
Слайд 5.
– Назовите известные гласные, которые смягчают предшествующий согласный п.
– А теперь назовите гласные, которые делают согласный п твердым.
Давайте прочитаем слоги, которые у нас получились.
Слайд 6.
– Поиграем в игру «Доскажи словечко». Выигрывает ток, кто подберет наибольшее количество слов с данным слогом.
Слайд 7.
– Сейчас мы с вами попробуем проговорить быстро-быстро скороговорку «Петя пилил пилой пень». Самое интересное, что все слова в ней начинаются на букву П.
– Как вы думаете, какая профессия у Пети?
– Слайд 8.
– Посмотри на картинки назовите еще профессии, которые начинаются на букву П.
– Чем занимаются эти люди?
– Учитель предлагает рассказать ученикам кем работают их родители.
Слайд 9.
– Давайте подумаем, что же такое профессия. Где можно узнать точное определение этого слова?
Слайд 10.
– Прочитаем, совпали ли наши мнения.
Слайд 11.
– Учитель подводит учеников к мысли о том, что призадуматься о выборе профессии можно уже с детства. Читает выразительно стихотворение на экране.
Слайд 12.
– Посмотрите на эту схему и подумайте, почему нужно задуматься сейчас, кем захочешь стать когда вырастешь?
Слайд 13.
– Нам удалось самим сделать такой правильный вывод. В народной же мудрости всегда говорилось о труде и работе. Объясните смысл этой пословицы.
Слайд 14.
– Предлагает ответить на поставленный вопрос.

2. Звуко-буквенный анализ. Работа над правилами.
Ребята это все в будущем, а сейчас вы просто дети, у которых есть красивые имена. Давайте подумаем, у кого в имени есть буква, которую мы изучаем?
– Сделаем звуковой анализ этих слов.

– Теперь с этими словами подберем и составим предложения к предложенным схемам.
– Повторим, как пишутся имена собственные и начало предложения.
3. Физкульминутка.
Показать в действии названные профессии: шофера, швеи, плотника, тренера, артиста, пилота и т.д.



Дети читают хором: а,о,у, ы.

Учащиеся прочитывают хором: и,е.

Дети придумывают и произносят получившиеся слова. Затем самостоятельно оценивают, у кого их было составлено больше всего.

Эту разминку можно провести среди детей тоже в виде соревнования.


Дети определяют профессию плотника.

Дети узнают профессии: повара, пилота, парикмахера, портного, продавца.


Дети самостоятельно работают над составлением рассказов, опираясь на свой жизненный опыт.

Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу можно обращаться к словарям за справкой.

Ребята убеждаются, что думали правильно.

Дети получают образец правильного выразительного чтения.



Ребята анализируют схему. Делают вывод, что ученик должен хорошо учиться. Прикладывая большое трудолюбие, может найти хорошую работу и сделать в дальнейшем блестящую карьеру. К этому можно стремиться уже со школьной скамьи.

Ученики читают пословицу, объясняют ее смысл. Затем вспоминают самостоятельно другие пословицы и поговорки о труде и работе.
Рассказывают о своих планах на будущее. Кому какая профессия ближе и почему.




Встают дети в именах, которых есть буква П.


Определяют сколько букв, сколько звуков в словах.

Работают со схемами предложений устно

Повторяют правила устно..


Придумывают свои движения к другим профессиям.



Можно попросить детей посоревноваться в лучшем прочтении слогов по колонкам.

























На листках бумаги ребята могут составить свои подобные схемы









Запись имен на доске: Полина, Петр, Павел.


<Рисунок 1 (А)>
Составление схем слов на доске.

<Рисунок 1 (Б)>
V. Этап творческого применения знаний и умений.
1. Работа в парах.
Откройте пакеты, в них схемы слов и сами слова. Вы должны, работая в паре, соотнести слова к схемам и найти лишнюю схему слова, к которой нет слова.
– Затем мы проверим задание.

2. Работа с учебником.
На доске напечатан рассказ. Попробуйте прочитать его. Если не понимаете смысла, подумайте, что нужно сделать чтобы мы поняли, о чем идет речь.
– Теперь давайте проверим по образцу, правильно ли мы справились с заданием. Откройте стр.80 учебника и сравните.

3. Работа над текстом.
Теперь прочитайте самостоятельно рассказ на стр. 81 и попробуйте его пересказать.

Дети работают в парах над предложенным заданием. Поднимают, если справились, руки скрепленные вместе.




Ученики работают над текстом «Скоро конкурс». Работа проводится в творческих группах. Дети определяют, где заканчиваются предложения, какова главная тема и мысль данного текста. Зачитывают вслух.




Работают над пересказом. Пересказывают вслух.

На партах лежат конверты с заданием.
<Рисунок 2 (А)>
На доске в конце задания предложенный правильный вариант ответа.


На доске напечатан текст «Скоро конкурс» без знаков препинания.

Работа с учебником.



Работа с учебником.
VI. Этап подведения итогов урока
– Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок о профессиях? Послушайте в конце урока стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»
Что мы с вами повторите о буквах и звуках?
О каких конкретно? Что нового вы узнали? Какие важные выводы вы для себя сделали?
Выберете «смайлик» который соответствует оценке вашей работе на уроке.
Оценивание результатов деятельности на уроке. Учащиеся анализируют работу на уроке, выявляют причины успешности или неуспешности.
Учатся оценке своей деятельности на уроке. Выбирают самостоятельно «смайлик» показывающий их результат работы на уроке.

Стихотворение читает учитель.

На парте 3 «смайлика» разного цвета и с разными изображениями.
<Рисунок 2. (Б)>