Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова на тему "Растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: организация работы по формированию понятия «растение».

Планируемые результаты (предметные):

  • обучающийся научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение»;
  • различать и называть основные части растений, использовать иллюстративный материал;
  • обучающийся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, коллективная. индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Основное содержание темы, понятия и термины:

  1. Растения: деревья, кустарники, травы.
  2. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Образовательные ресурсы:

  1. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: в 2 частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
  2. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 56с.
  3. Гербарий травянистых растений, рисунки с изображением растений. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zankov.ru.

Ход урока

Этап урока Содержание Формируемые УУД
1. Организационный этап.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

С.Смирнов

- Проверим готовность к уроку.

Личностные: интерес к учебному материалу.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
2. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковского.)
Учащиеся рассказывают о погоде сегодняшнего дня. Называют основные признаки осени. Как эти изменения в неживой природе влияют на живую природу. (О растениях, животных, человеке.)
- Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть? (Делать утреннюю зарядку, обтираться или обливаться водой, проветривать комнату, пить травяные чаи, соки, гулять на свежем воздухе.)
Личностные: формирование здоровьесберегающего поведения.
Познавательные: находить несколько вариантов решения поставленной задачи.
3. Мотивация к учебной деятельности. - Ребята подготовили загадки к уроку:

Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок – белые реснички. (Ответ: ромашки.)

В шубе летом,
А зимой — раздеты
Их весной и летом
Видим мы одетыми.
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха их разодели. (Ответ: деревья.)

Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Ответ: смородина.)

- Как можно назвать все отгадки одним словом? (Растения.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Познакомимся с видами растений, узнаем, из каких частей они состоят.

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.
Регулятивные:
формирование учебной задачи.
Познавательные: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.
Коммуникативные: формирование собственного мнения.
4. Подготовка к работе на основном этапе. Работа с гербариями в группах.
Задача: внимательно рассмотреть растение, описать внешний вид, рассказать, что знают об этом растении. Выделить общие части всех травянистых растений: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.
Познавательные: анализ изучаемых объектов окружающего мира (растений) с выделением их частей.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: умение контролировать действия партнёра.
5. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с учебником с.22.
- Давайте проверим, правильно мы выделили части растений?
- Найдите и назовите на рисунке части растений.
- Какие части растения расположены над землёй?
- Зачем растению корень?
- Объясните народные приметы.
- Как природные явления влияют на жизнь растений.

Игра «Не ошибись».
Ребятам нужно назвать части растений (на рисунках). Если ученик ошибается, то остальные хлопают в ладоши.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные:
учёт разных мнений, выработка единого решения.
Физкультурная минутка.
На холме стоит рябинка
Держит прямо, ровно спинку.
Ей непросто жить на свете:
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
Личностные: формирование здоровьесберегающих технологий.
6. Реализация построенного проекта. Игра «Угадай растение» (используются картинки на доске).
- У него зелёные листья. Что это?
- У него есть листья и корень. О чём речь?
- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?
- Какой существенный признак помог определить растение?
- Какие признаки относятся ко всем трём группам растений?
- Назовите существенный признак, который поможет определить кустарник, травянистое растение?

Работа с учебником с.23 (в парах).
Задача: определить, какому из растений на рисунке соответствует понятие «дерево», «кустарник», «травянистое растение». Назвать его части. Сравнить их.

Личностные: положительное отношение к исследовательской деятельности.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: договариваться с партнёром, использовать в общении правила вежливости.
7. Первичное закрепление во внешней речи. Представленные рисунки растений классифицировать по критериям в таблицу:
Деревья Кустарники Травянистые растения
Дуб
Ель
Шиповник
Калина
Тюльпан
Полынь

Задание выполняется по цепочке. Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку в нужный столбик.

Личностные: формирование представления о природоохране и ЗОЖ.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, синтеза.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Физкультурная минутка.

Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

 
8. Самостоятельная работа. Выполнить задание №19 в рабочей тетради.
Задача: дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом – понятием.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.
9. Включение в систему знаний и повторение. Повторение учебного содержания организуется при выполнении задания №20 в рабочей тетради (непрерывность учебного содержания).
- На какие группы можно распределить объекты природы.
- Назовите растения для каждого понятия.
Наклеить изображение в соответствующий квадрат таблицы.
Личностные: иметь представление о границах собственного знания и «незнания».
Познавательные:
использование знаково – символических средств для решения задачи.
Регулятивные: прогнозирование.
10. Рефлексия учебной деятельности. Урок:
  • привлек меня тем ...
  • показался интересным ...
  • взволновал ...
  • заставил задуматься ...
  • навел меня на размышления ...
Познавательные: умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: осознание того, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению.