Цель урока: организация работы по формированию понятия «растение».
Планируемые результаты (предметные):
- обучающийся научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение»;
- различать и называть основные части растений, использовать иллюстративный материал;
- обучающийся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, коллективная. индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.
Основное содержание темы, понятия и термины:
- Растения: деревья, кустарники, травы.
- Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Образовательные ресурсы:
- Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: в 2 частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
- Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 56с.
- Гербарий травянистых растений, рисунки с изображением растений. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zankov.ru.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Формируемые УУД | ||||||
1. Организационный этап. |
Есть просто храм, есть храм науки, С.Смирнов - Проверим готовность к уроку. |
Личностные: интерес к учебному
материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
||||||
2. Проверка домашнего задания. | (Звучит музыка «Времена года»
П.И.Чайковского.) Учащиеся рассказывают о погоде сегодняшнего дня. Называют основные признаки осени. Как эти изменения в неживой природе влияют на живую природу. (О растениях, животных, человеке.) - Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть? (Делать утреннюю зарядку, обтираться или обливаться водой, проветривать комнату, пить травяные чаи, соки, гулять на свежем воздухе.) |
Личностные: формирование
здоровьесберегающего поведения. Познавательные: находить несколько вариантов решения поставленной задачи. |
||||||
3. Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята подготовили загадки к уроку:
- Как можно назвать все отгадки одним словом? (Растения.) |
Личностные: положительное отношение к
познавательной деятельности. Регулятивные: формирование учебной задачи. Познавательные: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ. Коммуникативные: формирование собственного мнения. |
||||||
4. Подготовка к работе на основном этапе. | Работа с гербариями в группах. Задача: внимательно рассмотреть растение, описать внешний вид, рассказать, что знают об этом растении. Выделить общие части всех травянистых растений: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена. |
Познавательные: анализ изучаемых
объектов окружающего мира (растений) с выделением их частей. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: умение контролировать действия партнёра. |
||||||
5. Усвоение новых знаний и способов действий. | Работа с учебником с.22. - Давайте проверим, правильно мы выделили части растений? - Найдите и назовите на рисунке части растений. - Какие части растения расположены над землёй? - Зачем растению корень? - Объясните народные приметы. - Как природные явления влияют на жизнь растений. Игра «Не ошибись». |
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации в учебнике,
использование знаково-символических средств, установление
причинно-следственных связей. Регулятивные: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. Коммуникативные: учёт разных мнений, выработка единого решения. |
||||||
Физкультурная минутка. |
На холме стоит рябинка |
Личностные: формирование здоровьесберегающих технологий. | ||||||
6. Реализация построенного проекта. | Игра «Угадай растение»
(используются картинки на доске). - У него зелёные листья. Что это? - У него есть листья и корень. О чём речь? - У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? - Какой существенный признак помог определить растение? - Какие признаки относятся ко всем трём группам растений? - Назовите существенный признак, который поможет определить кустарник, травянистое растение? Работа с учебником с.23 (в парах). |
Личностные: положительное
отношение к исследовательской деятельности. Познавательные: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: договариваться с партнёром, использовать в общении правила вежливости. |
||||||
7. Первичное закрепление во внешней речи. | Представленные рисунки
растений классифицировать по критериям в таблицу:
Задание выполняется по цепочке. Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку в нужный столбик. |
Личностные: формирование
представления о природоохране и ЗОЖ. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, синтеза. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
||||||
Физкультурная минутка. |
|
|||||||
8. Самостоятельная работа. | Выполнить задание №19 в
рабочей тетради. Задача: дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом – понятием. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. | ||||||
9. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение учебного
содержания организуется при выполнении задания №20 в рабочей тетради
(непрерывность учебного содержания). - На какие группы можно распределить объекты природы. - Назовите растения для каждого понятия. Наклеить изображение в соответствующий квадрат таблицы. |
Личностные: иметь
представление о границах собственного знания и «незнания». Познавательные: использование знаково – символических средств для решения задачи. Регулятивные: прогнозирование. |
||||||
10. Рефлексия учебной деятельности. | Урок:
|
Познавательные: умения
структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: осознание того, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению. |