"Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
  • развивать навыки синтаксического разбора предложений, аргументировать свои выводы.

Задачи урока:

  • Личностные:
    • учить грамотно выражать свои мысли;
  • Метапредметные:
    • развивать навыки самоконтроля во время письма;
    • развивать ассоциативное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций;
    • формировать умение выслушивать мнение одноклассников.
  • Предметные:
    • развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применение правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
    • развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение деятельности (Организационный момент)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний (на карточках слова стихотворения)

Есть в осен.. первон..чальной
К..роткая, но дивная пора –
Весь день сто..т как бы хрустальный,
И лучезарны в..чера...
Где бодрый серп гулял и падал кол..с,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь п..утины тонкий вол..с
Бл..стит на праз..ной борозде.
Пусте..т воздух, птиц не слышно боле,
Но д..леко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая л..зурь
На отдыхающее поле...

– Знаете ли вы автора этих строк? (Ф.И. Тютчев)

1) Вставьте пропущенные орфограммы.
2) Выполните синтаксический разбор предложения, определите части речи, которыми выражены все члены предложения:

И льется чистая лазурь на отдыхающее поле.

– В определении какой части речи вы затрудняетесь при разборе?  Выпишите словосочетание, в которое это слово входит. (Отдыхающее поле).
Возможно, новое слово имеет морфологические признаки уже знакомых вам частей речи? (Глагола и прилагательного).
– Часть речи, с которой сегодня мы будем знакомиться, называется причастием и, как у каждой части речи, у причастия есть свои морфологические признаки.  Это и будет предметом сегодняшнего разговора.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Записываем на доске).

3. Открытие новых знаний

Владимир Иванович Даль сказал так: “Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.” Посмотрим, так ли это. Назовите постоянные признаки  мяча:

  • По форме? Круглый
  • По величине? Маленький
  • По назначению? Теннисный.

– Какой частью речи являются слова, которыми вы обозначали постоянные признаки мяча? (Прилагательные)

Попробуйте подобрать временные признаки  мяча:

Летящий – падающий – упавший

– Выбранные нами слова являются причастиями.

– А теперь попробуйте заменить причастия  сочетанием «местоимение «который» + глагол: (летящий – тот, который летит; падающий – тот, который падает;  упавший – тот, который упал).
– От каких же  частей речи образуются прилагательные и причастия?
– От какой части речи образуется прилагательное? (От существительного) – небесный – небо
– Как изменяется прилагательное? (По родам, числам, падежам)
– От какой части речи образуется причастие? (От глагола: лететь – летящий)
– Как изменяется причастие?  (По родам, числам, падежам)
– Что же общего имеют прилагательное и причастие?
– Они отвечают на одни и те же вопросы, одинаково изменяются
– Чем они отличаются? (Прилагательные образуются от существительных, а причастия – от глаголов, прилагательные обозначают постоянный признак, а причастия – временный.)

4. Первичное  закрепление

– Найдите в предложенном тексте причастия:

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (упражнения учебника):

Упражнение 52.  (Вывод: причастие изменяется так же, как и прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится).
Упражнение 53. (Вывод: причастия, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени).

6. Включение нового знания в систему знаний (повторение)

– работа с теоретическим материалом учебника.
– образуйте от прилагательных причастия, составив новое словосочетание:

Тёмный лес  – темнеющий лес;  синий горизонт  – синеющий горизонт;  жёлтая кувшинка – желтеющая нива;  шумный поток – шумящий поток.

7. Рефлексия деятельности

– С какой частью речи вы сегодня познакомились?
– Что нового узнали о причастии?
– По каким признакам вы определяли причастия?
– Какова их синтаксическая роль?
– В чём же главное  отличие   причастия от прилагательного?
– В заключение урока выполним  творческую работу 
Слайды с репродукциями картин: Левитан И.И. «Октябрь». («Осень»),  Поленов В.Д. «Золотая осень»,  И. Левитан «Золотая осень», Поленов В.Д. «Осень в Абрамцеве».
– Перед  вами репродукции картин известных живописцев. Как вы думаете, что увидели они в осеннем лесу?
– Что может услышать и увидеть человек в осеннем лесу? (Если у него чуткая  душа,  очень многое. Он услышит музыку притихшего леса,  вальс кружащихся листьев, шуршание  опавшей листвы под ногами.  Увидит утопающие в золоте листьев деревья. Чарующая красота  мира!  Чарующие звуки природы!)
– А настраивать на творческую работу вас будет  прекрасная мелодия  П.И.Чайковского. (Звучит «Осенняя песнь»)
– Напишите текст-миниатюру, используя причастия.

Домашнее задание: теоретические сведения о причастии в учебнике, упражнение 57.