Цели:
- познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
- развивать навыки синтаксического разбора предложений, аргументировать свои выводы.
Задачи урока:
- Личностные:
- учить грамотно выражать свои мысли;
- Метапредметные:
- развивать навыки самоконтроля во время письма;
- развивать ассоциативное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций;
- формировать умение выслушивать мнение одноклассников.
- Предметные:
- развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применение правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
- развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение деятельности (Организационный момент)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (на карточках слова стихотворения)
Есть в осен.. первон..чальной
К..роткая, но дивная пора –
Весь день сто..т как бы хрустальный,
И лучезарны в..чера...
Где бодрый серп гулял и падал кол..с,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь п..утины тонкий вол..с
Бл..стит на праз..ной борозде.
Пусте..т воздух, птиц не слышно боле,
Но д..леко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая л..зурь
На отдыхающее поле...
– Знаете ли вы автора этих строк? (Ф.И. Тютчев)
1) Вставьте пропущенные орфограммы.
2) Выполните синтаксический разбор предложения,
определите части речи, которыми выражены все
члены предложения:
И льется чистая лазурь на отдыхающее поле.
– В определении какой части речи вы
затрудняетесь при разборе? Выпишите
словосочетание, в которое это слово входит. (Отдыхающее
поле).
– Возможно, новое слово имеет
морфологические признаки уже знакомых вам
частей речи? (Глагола и прилагательного).
– Часть речи, с которой сегодня мы будем
знакомиться, называется причастием и, как у
каждой части речи, у причастия есть свои
морфологические признаки. Это и будет
предметом сегодняшнего разговора.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Записываем на доске).
3. Открытие новых знаний
Владимир Иванович Даль сказал так: “Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.” Посмотрим, так ли это. Назовите постоянные признаки мяча:
- По форме? Круглый
- По величине? Маленький
- По назначению? Теннисный.
– Какой частью речи являются слова, которыми вы обозначали постоянные признаки мяча? (Прилагательные)
Попробуйте подобрать временные признаки мяча:
Летящий – падающий – упавший
– Выбранные нами слова являются причастиями.
– А теперь попробуйте заменить причастия
сочетанием «местоимение «который» + глагол: (летящий
– тот, который летит; падающий – тот, который
падает; упавший – тот, который упал).
– От каких же частей речи образуются
прилагательные и причастия?
– От какой части речи образуется прилагательное?
(От существительного) – небесный – небо
– Как изменяется прилагательное? (По родам,
числам, падежам)
– От какой части речи образуется причастие? (От
глагола: лететь – летящий)
– Как изменяется причастие? (По родам,
числам, падежам)
– Что же общего имеют прилагательное и
причастие?
– Они отвечают на одни и те же вопросы, одинаково
изменяются
– Чем они отличаются? (Прилагательные
образуются от существительных, а причастия – от
глаголов, прилагательные обозначают постоянный
признак, а причастия – временный.)
4. Первичное закрепление
– Найдите в предложенном тексте причастия:
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (упражнения учебника):
Упражнение 52. (Вывод: причастие
изменяется так же, как и прилагательное, и
зависит от существительного, к которому
относится).
Упражнение 53. (Вывод: причастия, как и глагол,
имеет формы настоящего и прошедшего времени).
6. Включение нового знания в систему знаний (повторение)
– работа с теоретическим материалом учебника.
– образуйте от прилагательных причастия,
составив новое словосочетание:
Тёмный лес – темнеющий лес; синий горизонт – синеющий горизонт; жёлтая кувшинка – желтеющая нива; шумный поток – шумящий поток.
7. Рефлексия деятельности
– С какой частью речи вы сегодня познакомились?
– Что нового узнали о причастии?
– По каким признакам вы определяли причастия?
– Какова их синтаксическая роль?
– В чём же главное отличие причастия от
прилагательного?
– В заключение урока выполним творческую
работу
Слайды с репродукциями картин: Левитан И.И.
«Октябрь». («Осень»), Поленов В.Д. «Золотая
осень», И. Левитан «Золотая осень», Поленов
В.Д. «Осень в Абрамцеве».
– Перед вами репродукции картин известных
живописцев. Как вы думаете, что увидели они в
осеннем лесу?
– Что может услышать и увидеть человек в осеннем
лесу? (Если у него чуткая душа, очень
многое. Он услышит музыку притихшего леса,
вальс кружащихся листьев, шуршание опавшей
листвы под ногами. Увидит утопающие в золоте
листьев деревья. Чарующая красота мира!
Чарующие звуки природы!)
– А настраивать на творческую работу вас будет
прекрасная мелодия П.И.Чайковского. (Звучит
«Осенняя песнь»)
– Напишите текст-миниатюру, используя причастия.
Домашнее задание: теоретические сведения о причастии в учебнике, упражнение 57.