Ученик – факел, который надо зажечь…
Современный уровень развития общества требует огромного количества квалифицированных специалистов, использующих знания точных наук в своей профессиональной деятельности. Да и каждый человек в какой-то мере использует их в своей повседневной жизни. Математика и физика очень «удобные» предметы для развития интеллектуальных творческих способностей детей, являющихся надеждой и опорой всего человечества. Логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления, абстрактный язык математики, все это позволяет формировать у воспитанников такие качества, которые необходимы для успешной жизни – безошибочно принимать непростые решения, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, проявлять характер, трудолюбие, творчество.
Однако из года в год видим, с каким трудом идет обучение этим предметам, да и сам воспитательный процесс, в обычной общеобразовательной школе, каких по России немало. Значительная часть учеников не может освоить основы предмета, а программа увеличивается и усложняется с каждым годом. По данным психологов около 20 % учащихся, в принципе, не могут ладить с точными науками по своим способностям от рождения. Добавим сюда группу неуправляемых детей… Получается, что около половины учеников испытывают значительные трудности в обучении.
Хотелось бы обратить внимание, что за последние годы численность категории «трудных» детей катастрофически выросла. Как нам кажется, основная причина – дефицит родительской любви. Однако данный факт лишь следствие более острых проблем в обществе : снижение жизненного уровня, материально бытовые трудности, резкое расслоение общества по материальному признаку, страх потерять работу. Все это привело к тому, что большинство родителей находятся практически постоянно в состоянии психо-эмоционального напряжения, физической усталости, душевной пустоты и уныния. Отсутствие свободного времени лишь усугубляет ситуацию, что неизбежно сказывается на внутрисемейных отношениях, в первую очередь, на отношениях с детьми. Во многих семьях родители ссорятся друг с другом в присутствии детей, совершая эмоциональное насилие над детьми, не принимают мнение детей при решении семейных вопросов, не уделяют достаточно времени для простого человеческого общения. Большинство родителей не осознают, что именно это создает предпосылки для детской неуправляемости. Совсем не обязательно иметь пьющих родителей и подвергаться побоям, чтоб иметь «жажду мщения целому миру».
Подростковый возраст – дополнительный фактор риска. Особенности развития подросткового возраста, такие как любопытство и желание получить новые ощущения, желание показать свою независимость от взрослых, подверженность влиянию друзей-сверстников зачастую могут негативно отразиться на судьбе молодого человека. Возникающие проблемы личного плана воспринимаются наиболее остро, травмируя несформированную психику. Наличие свободного времени, доступность алкоголя и наркотиков – вообще взрывоопасная смесь. Следует заметить, что родители, особенно не заслужившие авторитет ребенка, вряд ли могут помочь разобраться своему чаду во всем этом сумбуре.
Являясь не сторонними наблюдателями, а людьми, которых эти проблемы касаются непосредственно, мучают и терзают, мы пытаемся практически помочь своим воспитанникам. В теперешней нашей школе эти проблемы стоят еще острее и тем более требуют немедленного решения, ведь большая часть наших учащихся как раз и есть те «трудные» дети. Но теперь они еще и преступники. Драки, хулиганства, разбои, кражи, неумышленные и умышленные убийства – вот лишь неполный перечень совершенных ими преступлений.
Как может рядовой учитель, главное, за счет чего изменить создавшееся положение?
Цель: Создание психологического комфорта, необходимого для успешного развития, обучения и воспитания каждого школьника любого возраста, который поможет личности познать себя и самоопределиться, наметить свой правильный жизненный путь, не противопоставляя себя обществу.
Задачи:
- Выявить внутренние психофизиологические особенности учащихся, позволяющие им в разной степени овладевать математикой, а также возможность учителю предвидеть различные варианты поведения учащихся в разных ситуациях.
- Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся, степень знакомства с культурой поведения, черты характера.
- Осуществлять дифференцированный индивидуальный подход на уроках, во внеклассных мероприятиях, при неформальном общении с учащимися.
- Соблюдать гигиенические принципы рациональной организации урока во избежание переутомления и перегрузок.
- Учить учащихся организовывать свою познавательную деятельность, поведение, эмоции, находить контакт с людьми.
- Внедрять в урок больше «изюминок», позволяющих сделать материал урока более понятным, усвояемым, интересным. Использовать занимательные задачи, исторические сведения, пословицы, поговорки, стихотворные приемы для запоминания формул и правил, крылатые фразы, игровые моменты для эмоциональных разрядок, снятия напряжения, повышая тем самым работоспособность школьников.
Диагностика обученности и обучаемости учащихся проводится на основании анкетных данных о семье, образовании – где, когда, сколько классов закончил, полученная профессия, место работы, что считает своими вредными привычками, а что хорошими, хобби. Проведение разноуровневых тестов по предмету, обмен впечатлениями с коллегами, тесная связь с психологами и начальниками отрядов, наконец, педагогическая наблюдательность при личном контакте позволяют получить достаточно полное представление о характере каждого подопечного, об индивидуальных особенностях и возможном темпе работы на уроке.
Исходя из диагностики строится дифференцированное обучение с постановкой разноуровневых задач в изучении каждой темы. Чтоб «сильный» ученик не заскучал от недозагруженности, а «слабый» имел возможность личностного роста. Индивидуальный подход к ребятам позволяет учителю управлять учебно-познавательной деятельностью. Сложные задания, требующие хорошей математической подготовки, выполняют одни учащиеся, а в решении одношаговых типичных заданий участвуют другие. При этом учитывается желание работать у доски или самостоятельно на месте с последующей проверкой. Приветствуется желание оказать помощь отставшему ученику. Поощряется любая познавательная и образовательная деятельность ребят – создается ситуация успеха.
Деятельный подход в обучении, который предполагает активное получение знаний самими учащимися – работа в парах, группах, где более успешный ученик помогает менее успешному; защита нескольких вариантов предложенных ребятами решений; самостоятельный поиск ответа на вопрос из учебника; составление таблиц и планов. Нельзя учиться, наблюдая, как это делает сосед. Активность ученика заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Учитель же направляет, учит поэтапно двигаться к цели. Ученик имеет возможность сравнить свои результаты в начале темы и после ее изучения итоговой зачетной работой, объективно оценить себя, наметить собственную коррекцию.
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Отсутствие мотивов обучения вызывает интеллектуальную пассивность. Формирование устойчивой учебной мотивации учащихся – следующий момент, на который надо обратить внимание. На первых этапах знакомства с учащимися необходимо привлечь внимание. Вызвать интерес к предмету можно нестандартным ведением урока, добрым отношением, историческими фактами из математики, занимательными задачами, личной персоной. На следующем этапе – подкрепить интерес: умелым изложением материала – доступно, посильно для понимания, используя различные «изюминки» – находки, наглядность. Необходимо использовать различного рода поощрения добрым словом, кивком головы, удивленным взглядом, улыбкой, «авансовой» отметкой. Ученики особенно чувствительны, когда учитель действительно сопереживает. Когда процесс уже «пошел», учащиеся испытывают моральное удовлетворение от понимания содержания урока, от решенной задачи, умело заданного вопроса, и хочется испытать это чувство снова и снова. Самолюбие человека не дает снизить темп работы, подорвать доверие учителя, выглядеть хуже, чем был. Входит в привычку хорошо учиться и правильно поступать.
На уроке могут возникнуть разные поведенческие ситуации, ведь учим не «ангелов». Необходимо соблюдать тактичность и терпение, одним сделать замечание мягко в виде дружеского совета, другим – жестко, ультимативно. Учить молодых людей понимать других, быть снисходительными – наша задача.
Иногда учащиеся даже не знают с чего начать выполнение задания. В данном случае целесообразно посоветовать заменить вопрос знакомыми понятиями, посмотреть на задание с другой стороны, помочь наметить план поэтапного хода решения, вспомнить алгоритм, посмотреть в тетради или учебнике похожую ситуацию, т.е. учить думать и находить решение.
Очень важный момент для сохранения работоспособности учащихся на уроке – соблюдение гигиенических норм построения рационального урока, эффективность применения которых приведена в таблице.
Таблица – Гигиенические требования к уроку
№ п/п | Фактор урока | Уровень гигиенической рациональности урока | |
Рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока, % (доля времени, затраченного учениками на учебную работу) | Не менее 60 и не более 80 | Более 90 |
2 | Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, работа с книгой…) | 4 – 7 | 1 – 2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин | Более 15 мин |
4 | Частота чередования различных видов деятельности | Не более чем через 7 – 10 мин |
Через 15 – 20 мин |
5 | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2 – 3 | Нет |
6 | Место и длительность применения ТСО | 1 – 4 классы до 20 мин5 – 11 классы до 30 мин | В произвольной форме |
7 | Чередование позы | Учитель следит за посадкой учащихся | Поза не контролируется учителем |
8 | Наличие места физкультминуток | На 20-й и 35-й минуте урока по 1 мин из трех легких упражнений | Отсутствует |
9 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Преобладают отрицательные эмоции |
10 | Момент наступления утомления учащихся | Не ранее 40 мин | До 30 мин |
Из таблицы видим, как продуктивно можно использовать все время урока, получая максимальную работоспособность учащихся.
В психологии есть понятие «Я – концепция» – это представление человека о себе самом, сложившееся на основе отношений к нему окружающих.
Вспомним поговорку: «Говори человеку, что он – свинья и он захрюкает», т.е. все мы формируем своим отношением к человеку его восприятие себя и мира, его энергетику. Какова будет эта энергетика зависит от нас. Если все мы будем давать заряд негативной отрицательной энергии на конкретного человека, то естественно его личность будет скоплением негатива. Если же мы будем заряжать позитивной энергией, то этот человек станет иметь положительное «Я». Современные исследователи утверждают, и мы с ними абсолютно согласны, что эффективное взаимодействие способен осуществлять только учитель с позитивной «Я - концепцией».
Для него психологическая внутренняя сторона дела важней внешней, он пытается понять другого человека, а уж потом действует на основе своего понимания; люди, их реакции для него более значимы, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям, ждет и от них дружелюбия; для него человек всегда личность, обладающая достоинством. Для этого учителя приемлем демократический, партнерский стиль общения, в котором сами школьники ставят задачи и принимают участие в их решении. Но это возможно только в творческих ученических коллективах, с отлаженным и стабильным педагогическим процессом в классе. В сложных ситуациях, когда надо проявить власть и держать четкую дисциплину, эффективен административный стиль, но увлекаться им не стоит. Поведение учителя в классе – это продолжение его поведения вне стен школы, т.к. отношение к обучению и к учащимся отражает его подход к людям и к разным жизненным ситуациям в целом. Вклад учителя в отношения определяется его мировоззрением и жизненной позицией. Пожалуй, самыми важными являются личностные качества учителя как человека – это эмоциональная стабильность, дающая уверенность в себе и стремление к активному общению с другими людьми, которая как цепная реакция передается учащимся, и они начинают проявлять свои возможности в полной мере, обретая ощущение собственной значимости. Учитель должен быть порядочным, гуманным, принципиальным, духовно богатым человеком.
Однозначно, педагогу необходимы и специальные педагогические способности. Педагогический такт – уважение и требовательность к учащимся, развитие самостоятельности, разумность и последовательность в требованиях, деловой и эмоциональный характер отношений – также является необходимой составляющей в педагогической деятельности. Без педагогической наблюдательности, умения подмечать даже незначительные особенности воспитанника, также не может быть хорошего педагога. Организаторские способности, простота и убедительности в речи, потребность в передаче знаний, несомненно, важные качества учителя.
Однако, несмотря на все выше перечисленные составляющие, любовь к детям является первостепенной в стремлении быть педагогом, ведь подлинное учение захватывает всю личность человека в целом и не может быть сведено просто к сообщению сведений, которые необходимо запомнить. Каждый учитель отдает сердце детям. В гуманистической педагогике решающую роль играют межличностные отношения, а они, в свою очередь, зависят от личностных качеств учителя.
За годы работы с классами, видим, как теплеют отношения между одноклассниками, зарождается уважение у юношей и девушек, уменьшаются трения «отцов и детей», крепнет деловое сотрудничество педагогов и учеников, растет доверие к школе. Есть, конечно, досадные исключения, но их гораздо меньше, чем у педагогов, ставящих на другие приоритеты. Встречаясь с выпускниками разных лет (у нас не прекращается связь после выпускного вечера), радуемся их удачам и успехам в работе и личной жизни. Среди наших учеников много высококлассных инженеров, программистов и электронщиков, химиков-технологов и машиностроителей, экологов и военнослужащих, экономистов и бухгалтеров, парикмахеров и продавцов, есть даже свой хирург, много интересных людей и других профессий. Все они с трепетом вспоминают школьные годы и желают своим детям таких же педагогов, которые учили их. Но никто из них не выбрал профессию учителя, никто не решился положить свою жизнь на алтарь Российского образования.
Работая при исправительном учреждении, мы продолжаем придерживаться тех же принципов гуманистической педагогики. Отмечаем рост заинтересованности и активности на уроке наших новых учеников, нет равнодушных и скучающих, все в меру своих способностей работают, повысилась значимость отметок, чаще возникают просьбы объяснить еще раз какой-то материал, растет желание работать у доски, огорчаются при неудачах. Большинство учеников называют наши уроки одними из самых любимых.
Человеческая благодарность и признательность. Это ли не результат?
Сложность педагогической деятельности заключается в отдаленности результата во времени. Чтобы вырастить плодовое дерево и наслаждаться его прекрасными плодами долгие годы, нужно быть терпеливым и заботливым садовником не один год. Увлекшись красотой весеннего цветения, можно не получить хорошего урожая, если не учесть каких-то агротехнических моментов. Так и в педагогике, в погоне за сиюминутными показателями – результаты ЕМЭ и ЕГЭ, призеры и победители олимпиад на разных уровнях, качественный и абсолютный процент успеваемости, поступление в ВУЗы, количество посещений библиотек и кино, теряется значимость процесса обучения.
Стоп, не детали штампуем! Людей растим. Чтобы не стыдится надписям на стенах, не отворачиваться от сквернословия, не бояться вечером выходить на улицу, надо менять подход к образованию и в образовании. Мы видим, что именно за гуманистической педагогикой стоят большие возможности, а в ее основе заложен правильный подход к делу.
Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны…
Но что, если под поучительной чушью
В нас нету души?
Учитель – он доктор, а не поучитель,
И школа – роддом.
Сначала вы право учить получите –
Учите потом.
Должны мы бороться за детские души
Прививкой стыда,
Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче
Из них никогда.
И прежде чем лезть с поучительством грозным
И враться в бои
За детские души, пора бы, нам, взрослым,
Очистить свои.