Тип занятия: логопедический компьютерный практикум.
Группа обучающихся (2 ученика) 4 класса
Технологии:
1. Образовательные:
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
2. Педагогические:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения.
3. Информационные технологии:
- компьютерный продукт на базе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере": «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе" (авторы: Варченко В.И., Клетнов Л.И., Ларина О.Б., Назарова Г.А.., г. Калининград, 2005, www.logozavr.ru)
- специализированная компьютерная технология коррекции речи «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова, г. Пермь, 2004)
- Интернет-ресурсы: «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр www.logozavr.ru; viki.rdf.ru.
Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цели:
- Уточнить и сравнить артикуляцию звуков [с], [ш]; дать характеристику звуков [с], [ш] с опорой на артикуляционный уклад; закрепить правильное произношения звуков[с], [ш] в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навыки дифференциации букв с, ш в письменной речи..
- Развивать фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся (умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы);
- Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече-двигательного через выполнение заданий и упражнений;
- Воспитывать деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность
Оборудование: карточки с пословицами, плакат – «ракета» с мордочками тигрёнка и дракончика, карточки со стрелками, маршрутные листы от Логоши, мячик, картинки (мишка – миска, кашка – каска), шуточные удостоверения о прохождении логопедического компьютерного курса «В гостях у Тигрёнка и Логоши», аудиозапись звуков [с] (сдувание шарика), звука [ш] (шипение змеи), карандаши синего, зелёного цвета, слоговые таблицы, карточки с названиями «согласный», «глухой».
ИКТ – оборудование:
- компьютер;
- колонки, наушники, микрофон;
- ноутбук.
Подготовительная работа: сочинения по теме «Моя семья», фотографии семей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Пение песенки-чистоговорки «Кто хочет разговаривать».
Кто хочет разговаривать, | Мы будем разговаривать, | |
Тот должен выговаривать | И будем выговаривать | |
Все правильно и внятно, | Всё правильно и внятно, | |
Чтоб было всем понятно. | Чтоб было всем понятно. |
II. Новый материал.
1. Объявление темы урока.
Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы в гостях у наших друзей –Тигрёнка и дракончика, которого зовут Логоша. Они помогут нам провести логопедический компьютерный практикум. С помощью Тигрёнка и Логоши мы будем учиться различать звуки [с], [ш], читать слоги, слова, предложения с буквами с, ш.
2. Анализ артикуляции звуков [с], [ш] (работа у большого зеркала).Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно знать, какое положение принимают губы и язык.
Произнесите звук [с]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «сдувание шарика»)
Какое положение принимают губы и язык? (губы принимают положение «улыбки», язык за нижними зубами, занимает положение «горочки», воздушная струя холодная).
Произнесите звук [ш]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «шипение змеи»)
Что можно сказать об артикуляции звука ш? (губы вытянуты вперед,, занимают положение «трубочки», язычок находится вверху, в виде «чашечки», воздушная струя теплая.
Проверяем работу голосовых связок.
Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).
Итак, чем отличаются артикуляции этих звуков? (положением губ, языка)
Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание), “Маляр”, “Лошадки”.
3. Дифференциация звуков [с], [ш]. Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».
Мы замечательно поработали над артикуляцией звуков, поэтому идём в гости к Тигрёнку с его волшебным микрофоном.
Дети переходят к компьютеру, на котором установлена логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «просодика».
- Упражнение «Ветерок» – на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы закрутилась мельница;
- «Кораблики» – на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы кораблики переплыли озеро;
- «Одуванчики» – коротким выдыхом сдуть парашютики с каждого одуванчика, поочерёдно произнося звуки [с], [ш].
Тигрёнок приготовил вам задания:
1) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение языка). Стрелочка вверх – звук [Ш], стрелочка вниз – звук [С].
2) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение губ).
«Улыбка» – звук [С], « кружок» – звук [Ш].
III. Музыкальная ритмическая пауза (координация речи с движением с элементами психогимнастики).
Музыкальная скороговорка
(пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)
У оленя дом большой | (Дети показывают рога оленя) |
Он глядит в своё оконце | (Дети на уровне головы показывают «оконце») |
Зайка по лесу бежит, | (Ладошки приставляют к голове – «заячьи ушки») |
В дверь к нему стучится. | |
Тук, тук, дверь открой | (Имитируют стук в дверь) |
Там бежит охотник злой | (Изображают злого охотника с ружьём) |
Зайка, зайка, забегай! | (Машут ладошкой, приглашая войти) |
Лапку подавай. | (Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую ) |
А теперь мы отправляемся в гости к другу Тигрёнка –Логоше ( на доске –плакат –«ракета», в которой в иллюминаторах видны мордочки тигрёнка и дракончика).
IV. Логопедический практикум.
Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"
Дети садятся за парты с ноутбуками.
1. Анализ характеристики звуков.
Давайте расскажем Логоше, что мы знаем о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?( Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык)
Звуки [С], [Ш] звонкие или глухие? (глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают)
Что мы знаем о твёрдости – мягкости звуков [С], [Ш]? (звук [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый).
2. Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбивалочка».
Сейчас мы с вами поиграем в « выбивалочку».
Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком [С] или [Ш]. А вы должны вернуть мяч, меняя звук [С] на звук [Ш], или наоборот.
Крыса –крыша, миска – мишка, кашка – каска, каша – касса, нас – наш.
кры…а – кры…а | ми…ка– ми…ка |
Вывод: от одной буквы может зависеть значение слова..
Логоша засчитывает ваши ответы и выдаёт каждому из вас маршрутный лист, который допускает вас к полёту в ракете.
3. Развитие фонематического слуха.
- 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.
Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам:
распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик – со звуком [Ш], 2 столбик – со звуком [С].
[Ш] | [С] |
чашка машина лягушка шар карандаш шишки |
аист кактус оса лиса автобус лист |
4. Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
- 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24. Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).
- 3 задание «Выбери», № 39. Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.
Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.
Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.
4 задание: чтение слоговых таблиц.
Прочитайте слоги по табличкам: ша-са, са-ша, аш-ас, яш-яс, ос-ош, ис-иш, шо-со, со-шо, ош-ос, иш-ис, ус-уш, ес-еш, шу-су, су-шу, уш-ус, еш-ес, ыс-ыш, яс-яш
- 5 задание «Мостик», № 32. Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
- 6 задание «Стыковка», № 78. Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
шу | но |
фо | ба |
как | шок |
сти | ки |
шиш | тус |
страш | кус |
- 7 задание «Соедини», № 63. Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка
Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).
- 8 задание. Покажи картинку. (Сюрприз от Дракоши :Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтения слов и указанием соответствующей картинки).Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.
1 ученик – №1(8 слов из 3-4 букв);
2 ученик – №16 (16 слов из 4-8 букв)
- 9 задание: 1 ученику: «Секретные материалы», №39. Составить рассказ о семье.
Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники – (?) родители – (?) дети – (?). Обязанности каждого члена семьи – (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи. | забота люди любящие живущие братья и сёстры взаимопомощь бабушки и дедушки папа и мама |
Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи – взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи. |
Задание 2 ученику;
Восстановление пословиц по их началу и концу (работа по карточкам)
Логоша приготовил вам задание: соединить части предложений так, чтобы получились пословицы.
- Делу – время, а потехе – час.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
Задание: записать в тетрадь пословицы по теме «Семья». Обвести зелёным кружком согласный звук [сь] мягкий, синим цветом – согласные звуки [с], [ш] твёрдые.
Обучающиеся на нашем занятии – мальчики из многодетных семей. В семье Артёма – 7 детей, в семье Максима – 6 детей. Дети читают сочинения «Моя семья».
V. Итог занятия.
Мы и побывали в гостях у Тигрёнка и у Логоши.
Над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
Тигрёнок с Логошей благодарят вас за отличную работу и награждают удостоверением о том, что вы успешно прошли логопедический компьютерный практикум «В гостях у Тигры и Логоши». Логоша приглашает продолжить знакомство в интернете на сайте «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр www.logozavr.ru/
Какая пословица подходит к концу занятия? «Делу – время, а потехе – час».
Закончим наше занятие песенкой-чистоговоркой «Кто хочет разговаривать»
Кто хочет разговаривать, | Мы будем разговаривать, | |
Тот должен выговаривать | И будем выговаривать | |
Все правильно и внятно, | Всё правильно и внятно, | |
Чтоб было всем понятно. | Чтоб было всем понятно. |