"Поэтические дни" в начальной школе как ступенька к подростковому чтению

Разделы: Начальная школа


Ты играешь со мной в бисер:
Нижешь нити из слов – строчки,
Прячешь в каждой двойной смысл,
Замыкая узор точкой.
Е.Петров

С давних времен стихи для детей являются объектом внимания педагогов. Детские песенки, которые поет мама, потешки, рифмованные загадки и головоломки – все это отличный способ развития. Чтение детских стихов и совместная игра позволяют также развивать творческие способности. Активно работает детская память, поэтому запоминать малышам намного проще, чем взрослым. Приятный смысл стихов, четкий ритм и простые слова нравятся ребенку, он запоминает, развивая свою память и творческие способности. Одновременно происходит обогащение его словарного запаса, речи.

С приходом в начальную школу значение чтения стихов детьми трудно переоценить. И не только потому, что при изучении лирических произведений происходит развитие таких читательских качеств как воображение, мышление, память, развивается эмоциональная сфера. Поэзия оказывает сильное воспитательное воздействие на личность ребенка. С.Я.Маршак говорил, что для полноценного восприятия читатель “тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” и чем богаче и полнее эта работа, тем сильнее воздействие поэзии, тем больше он воспринимает – “в себя принимает” – тех ценностей, которыми делится с ним поэт.

Свои проблемы присущи каждому возрасту, и кризис подросткового возраста отличается от всех остальных. С одной стороны это бурная реакция, капризы, непредсказуемое поведение и мышление, романтические всплески и серьезное увлечение то одним, то другим и тут же – депрессия, пассивность, лень, замкнутость, переживания. Подростка начинают интересовать философские вопросы – проблемы происхождения мира, человека. С развитием мышления наступает активное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется внутренний мир и объективная действительность. Подростковый возраст отличается интенсивностью общения. Падает интерес к чтению. Это происходит уже в 4–5-м классах, что усугубляется переходом младшего подростка из начальной школы с среднюю, и сменой ведущей деятельности. Важно чтобы ребенок в этот момент мог найти точки соприкосновения его знакомой реальности с новой. Все дети школьного подросткового возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития?

Падение интереса подростков к досуговому чтению вызывает беспокойство по следующим причинам:

  • обедняются эмоциональная, интеллектуальная сферы развития школьника, что сказывается на формировании шкалы оценок, усиливается несоответствие тематики чтения, так как при падении объемов досугового чтения и сокращении времени, уделяемого ему исключаются темы общего и профориентационного развития.
  • отмечается связь навыка досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь влияет на успеваемость и общую культуру подростка.

Но “чтение – это вид общения”, говорит Марина Аромштам. Чтение поэтических произведений может помочь подростку открыть для себя иные горизонты, наполнить его внутренний мир самыми разнообразными интересами, тонкими переживаниями прекрасного, романтического. Взрослым нужно только помочь подростку раскрыть сокровища его внутреннего мира. И поэтические произведения могут оказать здесь неоценимую помощь. Ведь поэзия – это “необъяснимое чудо, которое меняет и преобразовывает внутренний мир и поэта, и читателя”. Но для того чтобы ребенок, в ситуации переживаемого подросткового кризиса, мог обратиться к поэзии необходимо сформировать его положительное отношение к этому литературному жанру. Читательский портрет подростка во многом определяется в 10-11 лет. Если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. И важно, чтобы наряду с прозаическими произведениями в его читательский круг интересов входили и поэтические. Вот почему так важно приобщение к поэзии в младшем школьном возрасте.

Одним из способов приобщения учащихся 3 – 4-х классов к поэтическому слову может стать проведение “Поэтических дней”. Тематика таких дней может быть различна – “О, весна, без конца и без края”, “Школьные годы чудесные”, “Поэзия С.Есенина” и т.п. За 2 – 3 недели учащимся объявляется тема и дается задание, в зависимости от уже сложившихся возможностей. Это или конкретный набор стихотворений, из которого каждый может выбрать себе то, которое понравилось, или возможность подобрать стихи по теме самостоятельно. Поэтический день начинается с урока полностью посвященного данной теме. При изучении поэзии на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического текста зависит от множества факторов поэтому так важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая атмосфера” урока: расстановка парт (лучше только стульев) по кругу, в кабинете возможные элементы темы (эпохи) – горящая свечка. перо, портрет поэта и др. В течение всего дня, в содержание других уроков учитель включает, как эпиграф к уроку или заданию, стихотворение или его часть связанную с темой урока и не прозвучавших на первом уроке. В кабинете организуется Поэтическая полочка, где каждый ученик, в течение следующей недели может прочитать понравившиеся или запомнившиеся стихи Поэтического дня.

В настоящее время происходит влияние электронной культуры на чтение подростков. Оно проявляется в более поверхностном и фрагментарном восприятие печатного текста и информации, ребенок всё труднее концентрирует внимание на многостраничном тексте; меняется мотивация чтения и содержание читательских предпочтений, усиливается интерес к темам и жанрам, которые представлены на телеэкране: детективам, триллерам, “фэнтези”, “ужасам”, “кинороманам”; отдается предпочтение печатной продукции с широко представленным видеорядом; происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не владеют языком классического наследи. Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия управления этим процессом играет свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения.

Литературные пристрастия и интересы подростков разные, и важно, чтобы подросток всегда помнил: настоящая книга – это не просто стопка страниц в обложке. Это маленькая путеводная звезда, способная наполнить душу и сердце.

Как хорошо в усердье кропотливом
Перебирать блестящий бисер слов,
Чтобы видения своих заветных снов
Запечатлеть в узоре прихотливом.
Как Золушка, размеренным движеньем
Я разгребаю пепел и песок,
И Феи еле слышный голосок
Пророчит чудо и преображенье.
Алхимии прилежный тихий труд
Рождает истин философский камень,
И гравия обломки под ногами
Вдруг золотыми гранями блеснут.
Забудутся смятенье и позор,
Истают неприступные преграды,
И мне останется негаданной наградой
Моих стихов запутанный узор.
(“Игра в бисер”, Вадим Ац-н)

Литература:

  1. Лазхарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе, “Первое сентября. Начальная школа” № 20, 2005.
  2. Марина Аромштам “Ты не можешь требовать от ребенка, чтобы он полюбил читать”.
  3. Мухина В.С. “Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество”.
  4. Сборник стихов “Вечернее освещение” (самиздат,1999).
  5. Сикирич Е. “Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека”, журнал “Человек без границ”.
  6. Стасюк Л.В. Особенности чтения подростков http://www.uraledu.ru/node/26653
  7. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. “Недетские проблемы детского чтения” / www. fio. ru //2004 год Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. , “Недетские проблемы детского чтения” / www.fio.ru //2004 год
  8. Шошанни Н. Психология поэзии и немой язык.