Интегрированный урок "математика + окружающий мир" по теме "Дробные числа. Закрепление. Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (Система Л.В. Занкова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепить знания о дробных числах;
  • развивать умение решать задачи на производительность труда;
  • воспитывать патриотические качества.
Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Начнём урок с нашего девиза:

Бим-бом, Та-ра-ра.
В хороводе детвора
Руки к солнцу поднимаем,
Веселимся и играем.
Много радостных затей,
Для талантливых детей!

Сегодня у нас необычный урок. А необычен он потому что мы объединим наши знания по истории и математике в один урок. То есть наш урок с точки зрения педагогики будет называться интегрированным.

Посмотрите на запись, и скажите, по какому разделу мы будем закреплять наши знания? (Дробные числа)

1/12, 3/12, 4/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12, 12/12

– Как называется число над дробной чертой? (Числитель)
– Как называется число под дробной чертой? (Знаменатель) (Вывешивается табличка)
– Что показывает знаменатель? (На сколько частей разделили целый предмет)
– Что показывает числитель? (Сколько частей взяли)
Эти знания помогут выполнить вам следующее задание.
– Запишите в тетрадь дроби, которые я буду называть:

  • числитель 7, знаменатель 10;
  • знаменатель 8, числитель 3;
  • числитель 5, знаменатель в 2 раза больше;
  • знаменатель 10, числитель на 4 меньше;
  • числитель 10, знаменатель равен ему;
  • числитель 2, знаменатель на 8 больше, чем он;
  • числитель 9, знаменатель на 1 больше.

(Запись: 7/10, 3/8, 5/10, 6/10, 10/10, 2/10, 9/10)

– В данной записи выделите лишнюю дробь. (1) 3/8, т.к. она с другим знаменателем. 2) 10/10, т.к. она равна 1)

– Запишите все дроби с одинаковыми знаменателями в порядке уменьшения и узнаете, о каком историческом событии у нас пойдет речь на уроке. 10/10, 9/10, 7/10, 6/10, 5/10, 2/10.

2/10 10/10 5/10 7/10 9/10 6/10
А П Д Б О Е

– Скажите, пожалуйста, какую знаменательную дату готовится отмечать наша страна в ближайшее время? (Дети: 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне).

– В какие годы проходила война? (1941–1945)
– Какого числа напали фашисты на нашу землю? (22 июня 1941 года)
– В какое время суток? (утром)
– Сколько было времени? (4 часа)

Накануне в Советском союзе (именно так раньше называлась наша страна) проходили выпускные вечера. Мальчишки и девчонки мечтали о будущем: о выборе профессий.

Я предлагаю вам решить задачу об одних таких выпускниках того довоенного времени и узнать какие профессии они хотели выбрать в будущем.

Задача. Выпускники школы Юля, Надя, Сева и Лёня решили после окончания школы получить профессии педагога, врача, инженера, бухгалтера. Лёня и Юля, не инженеры. Сева и Лёня не хотели быть педагогами, а Юля не выбрала профессию педагога и врача. Кто какую профессию хотел получить после окончания школы?

Таблица

  Педагог Врач Инженер Бухгалтер
Юля ---- ---- ----- +
Надя + ---- ---- ----
Сева ---- ---- + ----
Лёня ---- + ----- ----

Но к сожалению не пришлось юношам и девушкам осуществлять свои мирные мечты. Их судьбу решила война. И так на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война (песня «Священная война»).

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

1) Фото (1) женщина провожает сына на фронт.

– Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?

Ответ: Старики, дети, женщины.

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

– А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

Учитель показывает фотографии детей военных лет.

2) На (2) фотографии изображен мальчик (ему лет 12–14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

3) На (3) фотографии мальчик стоит на табуретке.

– Ребята, мальчики работали на станках. Как вы думаете, какую бы задачу мы могли решить на эту тему. (Задача на производительность труда).

Диффиринцированный подход.

Работая на токарном станке в годы Великой Отечественной войны, взрослый за час изготавливал 128 деталей и работал 9 часов. Ребёнок за час изготавливал 93 детали и работал 7 часов. Сколько всего деталей изготовят за день взрослый и ребёнок?

1-я группа ребят получает краткую запись задачи и ход решения.

  Кол-во деталей за час Кол-во часов Всего деталей
Взрослый 128д. 9ч. ?
Ребёнок 93д. 7ч. ?

 •  =  (д.) – изготавливает взрослый.
 •  =  (д.) – изготавливает ребёнок.
 +  =  (д.)

2-я группа получает краткую запись без вписанных данных.

  Кол-во деталей за час Кол-во часов Всего деталей
Взрослый      
Ребёнок      

3-я группа выполняет решение задачи самостоятельно.

Ребята, которые справятся быстрее, получают задание: измените вопрос задачи так, чтобы последнее действие было вычитание.

Но не все дети могли работать на заводах.

– Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Учитель: Ребята, скажите, какой продукт питания был самым главным в годы Великой Отечественной войны? (Хлеб).

У войны свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Я помню хлеб.
Он чёрен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб…
Он к щам годился постным,
Раскрошенный он был не плох с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отлепляли языком.
Он кислым был, – ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки собирал после еды.

Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы определить, какая часть от булки хлеба досталась мальчику? (Нет.)

Учитель: Почему? (Мы не знаем, на сколько равных частей разрезали булку хлеба.)

Учитель: А теперь посмотрите на дроби. 1/2, 2/5, 6/7, 8/9, 10/11, 2/3. Можно ли, посмотрев на дроби, узнать, сколько человек было в семье.

Учитель: Можем ли мы сравнить эти дроби? (Нет, потому что у них разные знаменатели.)

Задание: Измените в дробях цифры так, чтобы их можно было сравнить. Сделайте как можно больше вариантов.

Учитель: Нелегко далась Победа нашим людям. Не было той семьи, которая бы не потеряла своего близкого на этой войне. Наше поколение благодарно тем людям, которые не щадили ни своих сил, ни своей жизни ради нашего мира на земле. Я предлагаю почтить их память минутой молчанья.

И 9 мая мы будем отмечать 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. (Звучит музыка «День победы»).

Итог урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Кому на уроке понравилось?