Учебно-деловая игра как средство предпрофильной подготовки

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Вот уже несколько лет в нашей школе стало традицией начинать учебный год в 8–9-х классах с учебно-деловых игр, имеющих профориентационную направленность. В настоящее время отмечается следующая тенденция: в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание труда, он выбирает определенный образ жизни, где профессия – лишь одно из средств построения счастья. Этим-то и объясняется выбор профессий типа юрист или экономист. Однако со временем престижность профессий меняется. Вот именно осознание этого учащимися и является целью проводимых игр.

На этот раз учебные кабинеты превратились в своеобразную «биржу труда», где были свои работодатели – «совет директоров», в состав которых полностью вошли родители, представлявшие разные профессиональные сферы, а обучающиеся 9-х классов взяли на себя роль хедхандеров – «сотрудников кадрового агентства» , которые ищут нужных специалистов в разных сферах деятельности. Перед «сотрудниками кадрового агентства» стояла задача найти специалистов управленческой, гуманитарной, социальной и исследовательской сферы и доказать, что именно они должны занять вакантные места – поэтому все учащиеся были поделены на четыре группы. А «совет директоров» должен оценить по пятибальной системе компетентность «кадровиков». Игра началась с музыкального клипа, снятого самими учащимися, на тему «Каждому своя сфера» и презентации «Какие профессии самые популярные» и «У кого какая зарплата». Здесь школьники узнали, что большинство россиян рвутся в менеджеры и пиарщики, однако на рынке труда настало золотое время технарей. Топ-лист дефицитных профессий пестрит вакансиями программистов, инженеров, прорабов. Найти таких специалистов непросто, потому что долгое время инженерные профессии были непрестижными и невостребованными.

По сценарию участникам игры предлагалось три конкурса, содержание которых было им заранее известно, так как для их выполнения требовалась определенная подготовка. «Совет директоров» обратил внимание учащихся на то, что в настоящее время профессиональный навык сам по себе не обеспечивает работы и построение карьеры. Для этого необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда, расположить к себе людей, создать свой неповторимый имидж. Сейчас мало знать что делать, важнее знать как!

«Как достичь успеха при помощи имиджа?» Ответ на этот вопрос и заключался в первом конкурсе «Имидж-картинка». Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни. Чтобы создать свой имидж, необязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело использовать то, что у вас есть. Поэтому «управленческая» группа обыграла имидж-картинку Кота в сапогах в качестве администратора, «гуманитарная» – Лису– журналиста, «социальная» – Принцессу как учителя начальных классов, а группа «сайентистов» – рыбку Немо в качестве океанолога.

На втором конкурсе группы представляли резюме своего специалиста, целью которого было привлечь внимание к нему при первом заочном знакомстве, произвести впечатление на работодателей. Если внимание привлечь не удалось, значит резюме не сработало. Но «сотрудники кадрового агентства» успешно прорекламировали способности своих подопечных. Правда, восьмиклассники переживали за Принцессу: будет ли она востребована на рынке труда?

И вот решающий конкурс – конкурс вакансий на «бирже труда». На экране высвечивается список новых специальностей (логистик, имиджмейкер, пиар-менеджер, маркетолог, мерчендайзер), незнакомых для многих, но только не для наших «кадровиков». Все убедились, насколько компетентны «агенты». Они не только объяснили, чем занимается человек данной специальности, но и какими личностными качествами он должен обладать, чтобы быть успешным, а также попытались «пристроить» своих специалистов на эти должности. Однако у «работодателей» вызвало сомнение, насколько Принцесса со своим педагогическим образованием справится с обязанностями меркетолога, поэтому посоветовали ей получить дополнительное образование.

Такие учебно-деловые игры дают возможность обучающимся еще раз проанализировать: являются ли представления о будущей профессии достаточными и правильными; оценить уровень своей психологической подготовки к построению профессиональной карьеры. Результатом учебно-деловых игр является понимание учащимися того, что если при выборе профессии ориентируешься на престиж, то есть риск оказаться среди невостребованных специалистов, которые еще совсем недавно были «нарасхват».

В конце учебно-деловой игры каждый участник получил сертификат, удостоверяющий факт успешного прохождения профпробы (сотрудник кадрового агентства) в профориентационной игре «Хочу быть успешным», подписанный «Советом директоров».