Тема урока: "Отношения, пропорции, пропорциональные зависимости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

1. Обучающая:

  • проверка знаний, умений и навыков по данной теме;
  • повторение и систематизация материала.

2. Развивающая:

  • развитие творческой активности учащихся;
  • развитие умения слушать.

3. Воспитывающая:

  • повышение интереса к изучению предмета;
  • коллективная работа в микрогруппах;
  • ответственность за коллективное решение.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Задачи урока:

  1. четкая организация работы в микрогруппах;
  2. обобщение ЗУН в игровой форме.

Знать:

  1. Понятие отношений.
  2. Понятие пропорции.
  3. Основное свойство пропорции.
  4. Понятие прямой и обратной пропорциональной зависимостей.

Уметь:

  1. Составлять отношения.
  2. Находить неизвестный член пропорции.
  3. Применять основное свойство пропорции.
  4. Решать задачи на пропорциональные зависимости.

Методы: игровой, наглядный, иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: доска, раздаточный материал, наглядность.

Этапы урока:

  1. Мобилизующее начало.
  2. Старт.
  3. Проверим местность.
  4. Составим карту гонки.
  5. Гонка по пересеченной местности.
  6. Привал.
  7. Финиш.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Мобилизующее начало (3 минуты).

Класс делится на 3 группы, составленные случайным образом (ребята вытягивают цифры с номерами 1, 2 и 3, соответственно, организуется 3 группы, каждая рассаживается за свой стол).

Затем ребятам предлагается поднять смайлик, характеризующий их настроение перед началом урока:

– хорошее
– среднее
– плохое

Актуализация деятельности учащихся (постановка целей урока – ребята стараются сами формулировать цели, объяснение хода проведения игры, выбор капитанов в группах).

Каждой группе выдается оценочный лист, куда капитаны команд записывают фамилии участников, учащиеся оценивают свою работу в конце игры по пятибалльной системе.

Ребятам предлагается придумать и записать на листочке правила работы в группе.

На доске – карта гонки, с изображением этапов. На старте 3 команды. Каждое правильное задание, приносит команде продвижение вперед к финишу на 1 деление.

2. Старт (4 минуты).

На старте командам предлагается ответить на теоретические вопросы (Приложение 1). За каждый правильный ответ – продвижение на 1 деление гонки:

Проверяем следующим образом: представитель 1 команды читает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл.

3. Проверим местность. «Ромашки» (5 минут).

Командам предлагается восстановить запись примеров на лепестках «Ромашки» (Приложение 2).

 

Проверяем следующим образом: представитель 2 команды на доске записывает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).

4. Составим карту гонки (8 минут).

Решить примеры, отгадать слово, означающее направление движения гонки.

 

Проверяем следующим образом: представитель 3 команды на доске записывает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).

Разминка (1 минута).

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

5. Гонка по пересеченной местности (4 минуты).

Математический диктант. Команды стараются записать математические термины без орфографических ошибок.

Вычитание, единица, коэффициент, множитель, переместительный, процент.

Проверяем следующим образом: на доске записаны правильные ответы, команды проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).

6. Привал (10 минут).

Командам предлагается решить текстовую задачу.

Из 25 килограммов молока получается 3,5 килограммов творога. Сколько молока требуется для получения 5, 6 кг. творога? Составьте пропорцию.

25 кг. 3,5 кг. творога Чем больше молока, тем больше творога.
Прямая пропорциональная зависимость.
х кг 5,6 кг.

Проверяем следующим образом: представитель 1 команды на доске записывает пропорцию, остальные проверяют, затем сообщают результат. Правильная пропорция – 2 балла + правильный ответ 3 балла.

Поезд путь от одной станции до другой прошел за 2,5 ч. со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью должен был идти поезд, чтобы пройти этот путь за 3 часа? Составьте пропорцию.

2,5 ч. 60 км/ч Чем больше время, тем меньше скорость.
Обратная пропорциональная зависимость.
3 ч. x км/ч

Проверяем следующим образом: представитель 2 команды на доске записывает пропорцию, остальные проверяют, затем сообщают результат. Правильная пропорция – 2 балла + правильный ответ 3 балла.

7. Финиш (3 минуты).

Соедините стрелками числа в порядке возрастания.

Проверяем следующим образом: представитель 3 команды на доске рисует ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл.

8. Подведение итогов в группах (2 минуты).

Затем ребятам предлагается заполнить оценочный лист, сказать, чему они сегодня научились, поднять смайлик, характеризующий их настроение в конце урока:

– хорошее
– среднее
– плохое

Самоанализ урока (Приложение 3).