Цели урока:
1. Обучающая:
- проверка знаний, умений и навыков по данной теме;
- повторение и систематизация материала.
2. Развивающая:
- развитие творческой активности учащихся;
- развитие умения слушать.
3. Воспитывающая:
- повышение интереса к изучению предмета;
- коллективная работа в микрогруппах;
- ответственность за коллективное решение.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Задачи урока:
- четкая организация работы в микрогруппах;
- обобщение ЗУН в игровой форме.
Знать:
- Понятие отношений.
- Понятие пропорции.
- Основное свойство пропорции.
- Понятие прямой и обратной пропорциональной зависимостей.
Уметь:
- Составлять отношения.
- Находить неизвестный член пропорции.
- Применять основное свойство пропорции.
- Решать задачи на пропорциональные зависимости.
Методы: игровой, наглядный, иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Оборудование: доска, раздаточный материал, наглядность.
Этапы урока:
- Мобилизующее начало.
- Старт.
- Проверим местность.
- Составим карту гонки.
- Гонка по пересеченной местности.
- Привал.
- Финиш.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Мобилизующее начало (3 минуты).
Класс делится на 3 группы, составленные случайным образом (ребята вытягивают цифры с номерами 1, 2 и 3, соответственно, организуется 3 группы, каждая рассаживается за свой стол).
Затем ребятам предлагается поднять смайлик, характеризующий их настроение перед началом урока:
– хорошее | |
– среднее | |
– плохое |
Актуализация деятельности учащихся (постановка целей урока – ребята стараются сами формулировать цели, объяснение хода проведения игры, выбор капитанов в группах).
Каждой группе выдается оценочный лист, куда капитаны команд записывают фамилии участников, учащиеся оценивают свою работу в конце игры по пятибалльной системе.
Ребятам предлагается придумать и записать на листочке правила работы в группе.
На доске – карта гонки, с изображением этапов. На старте 3 команды. Каждое правильное задание, приносит команде продвижение вперед к финишу на 1 деление.
2. Старт (4 минуты).
На старте командам предлагается ответить на теоретические вопросы (Приложение 1). За каждый правильный ответ – продвижение на 1 деление гонки:
Проверяем следующим образом: представитель 1 команды читает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл.
3. Проверим местность. «Ромашки» (5 минут).
Командам предлагается восстановить запись примеров на лепестках «Ромашки» (Приложение 2).
Проверяем следующим образом: представитель 2 команды на доске записывает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).
4. Составим карту гонки (8 минут).
Решить примеры, отгадать слово, означающее направление движения гонки.
Проверяем следующим образом: представитель 3 команды на доске записывает ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).
Разминка (1 минута).
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Гонка по пересеченной местности (4 минуты).
Математический диктант. Команды стараются записать математические термины без орфографических ошибок.
Вычитание, единица, коэффициент, множитель, переместительный, процент.
Проверяем следующим образом: на доске записаны правильные ответы, команды проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 2).
6. Привал (10 минут).
Командам предлагается решить текстовую задачу.
Из 25 килограммов молока получается 3,5 килограммов творога. Сколько молока требуется для получения 5, 6 кг. творога? Составьте пропорцию.
25 кг. | – | 3,5 кг. творога | Чем больше молока, тем
больше творога. Прямая пропорциональная зависимость. |
||
х кг | – | 5,6 кг. |
Проверяем следующим образом: представитель 1 команды на доске записывает пропорцию, остальные проверяют, затем сообщают результат. Правильная пропорция – 2 балла + правильный ответ 3 балла.
Поезд путь от одной станции до другой прошел за 2,5 ч. со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью должен был идти поезд, чтобы пройти этот путь за 3 часа? Составьте пропорцию.
2,5 ч. | – | 60 км/ч | Чем больше время, тем
меньше скорость. Обратная пропорциональная зависимость. |
||
3 ч. | – | x км/ч |
Проверяем следующим образом: представитель 2 команды на доске записывает пропорцию, остальные проверяют, затем сообщают результат. Правильная пропорция – 2 балла + правильный ответ 3 балла.
7. Финиш (3 минуты).
Соедините стрелками числа в порядке возрастания.
Проверяем следующим образом: представитель 3 команды на доске рисует ответы, остальные проверяют, затем сообщают результат. Каждый правильный ответ 1 балл.
8. Подведение итогов в группах (2 минуты).
Затем ребятам предлагается заполнить оценочный лист, сказать, чему они сегодня научились, поднять смайлик, характеризующий их настроение в конце урока:
– хорошее | |
– среднее | |
– плохое |
Самоанализ урока (Приложение 3).