Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении.
Задачи:
- развивать логическое мышление, словарный запас, внимание, память, развивать устную речь;
- уметь действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем;
- воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала.
Оборудование:
- задания на карточках;
- карточки с корнем -лес- и окончаниями;
- экран, проектор, слайды;
- смайлик с улыбкой.
Ход урока
1. Организационный момент
Организация начала урока, эмоциональная подготовка, разминка для пальцев.
Разминка «Улыбка»
Ваши пальцы все проснуться.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд.
Быть здоровыми хотят!
Прикрепляется смайлик на доску.
2. Чистописание
1 слайд: сок, метро, осы, кино
– Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (Дети называют звук [o])
– Дайте характеристику этому звуку/(Гласный, делает согласные твердыми.)
– Какой буквой он обозначается на письме? (Буквой О)
Открывается крыло доски, там прописано:
Дети пишут число, классная работа с комментированием.
Семнадцатое октября.
Классная работа.
(проверьте правильность написания)
Затем прописывают чистописание.
3. Звуко-буквенный анализ слова метро
1 ученик на доске разбирает, остальные в тетрадях.
Словарная работа
(появляются картинки)
яблоко, арбуз, земляника, малина.
Дети записывают с комментированием.
– Какие из перечисленных слов будут обозначать ягоды (дети называют, затем записывают слово ягоды).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Рассказать правило о существительном.)
– В каком слове больше всего гласных? (Земляника)
– Составить предложение с этим словом.
(Слова даны вразброс на доске под экраном без предлога и нет окончания в слове лес.)
растет, лес, земляника, спелая.
5. Проблемная ситуация
– Прочитайте слова
– Что нужно добавить, чтобы получилось предложение? (Предлог в и окончание -у.)
– Составьте предложение. (Варианты детей.)
Запись предложения. (1 ученик у доски с комментированием)
Разбор предложения без схемы. (дополнительный вопрос: что такое словосочетание?)
– Если бы не было предлога и окончания, могли бы мы составить предложение? (Нет.)
– Почему? (Не было бы смысла.)
Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об окончаниях в словах и их роли в
предложении.
И продолжаем работать по теме «Состав слова».
Но сначала давайте вспомним, что мы знаем уже по изученной теме.
6. Повторение пройденного (устная работа)
Морозная ночь – …
Холодное утро – …
Горная река – ...Каменный дом – …
Московский дворик – …
Летний день – …
Фронтальный опрос (устно).
– К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет.
При проверке появляются однокоренные слова на слайде.
Дополнительные вопросы:
– Назовите два признака однокоренных слов.
– Что такое корень?
2)
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето
Золото, позолота, зола, золотистый
Гористый, гора, горчица, горная
Устно назвать только однокоренные слова и их корень. Потом устно проверить, какие слова лишние. (На слайде исчезают лишние слова.)
7. Работа над новой темой
Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одной частью слова – окончанием.
И должны выяснить, для чего служит окончание в предложении.
1) Даются карточки ученикам:
Корень лес (ученик выходит к доске. держит карточку со словом лес.)
– Есть здесь окончание? (Нет.)
– Давайте посмотрим, как будут образовываться окончания.
4 ученика выходят к доске и строятся справа от корня с окончаниями.
– нет чего? леса
– чему? лесу
– чем? лесом
– о чём? о лесе
– Какой можем сделать вывод?
– Корень изменяется? (нет)
– А окончания? (да)
2) Чтение правила с.60
– Что же такое окончание? (д/з – выучить правило наизусть)
3) Работа в парах.
А сейчас нам предстоит выяснить для чего служат окончания?
Задание называется «Ты – редактор»
План работы в парах:
- Прочитать задание
- Заслушать ответы друг друга
- Выбрать правильные ответы
- Выбрать выступающего
- Зачитать правильные ответы вслух
Раздаются карточки с заданием (1 карточка на парту)
Есть много (страна) на планете. Наша (страна) – Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).
– Какое слово нужно изменить?
– Послушаем, что у вас получилось.
Дети читают задание по предложению.
– Назовите окончание.
– А для чего вы изменили окончания? (Чтобы слова были связаны друг с другом.)
– Итак, попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?
– Давайте прочитаем правило на с. 61
– Спишите текст, выделите окончания в рамочку.
Проверка:
Есть много стран на планете. Наша страна – Россия. В нашей стране пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей страной.
8. Закрепление изученного материала
Упр. 132 с. 61
– 1, 2 предложение у доски (2 ученика). Выделяем окончания у тех слов, которые изменились.
– 3 предложение самостоятельно с взаимопроверкой.
9. Итог урока
– Что сегодня узнали на уроке? (Новую часть слова – окончание.)
– Изменяется ли эта часть слова?
– Для чего служит в предложении?
10. Релаксация
– Кто затруднялся в чем-нибудь?
– Кто помогал своим товарищам?
– Молодцы!
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание
Упр. 133 с. 61, правила с. 60–61.
Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз посмотрим на
смайлик и улыбнемся друг другу.