Урок русского языка по теме "Окончание. Роль окончания в предложении". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении.

Задачи:

  • развивать логическое мышление, словарный запас, внимание, память, развивать устную речь;
  • уметь действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем;
  • воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала.

Оборудование:

  • задания на карточках;
  • карточки с корнем -лес- и окончаниями;
  • экран, проектор, слайды;
  • смайлик с улыбкой.

Ход урока

1. Организационный момент

Организация начала урока, эмоциональная подготовка, разминка для пальцев.

Разминка «Улыбка»

Ваши пальцы все проснуться.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд.
Быть здоровыми хотят!

Прикрепляется смайлик на доску.

2. Чистописание

1 слайд: сок, метро, осы, кино

– Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (Дети называют звук [o])

– Дайте характеристику этому звуку/(Гласный, делает согласные твердыми.)

– Какой буквой он обозначается на письме? (Буквой О)

Открывается крыло доски, там прописано:
Дети пишут число, классная работа с комментированием.

Семнадцатое октября.

Классная работа.

(проверьте правильность написания)

Затем прописывают чистописание.

3. Звуко-буквенный анализ слова метро

1 ученик на доске разбирает, остальные в тетрадях.

Словарная работа

(появляются картинки)

яблоко, арбуз, земляника, малина.

Дети записывают с комментированием.

– Какие из перечисленных слов будут обозначать ягоды (дети называют, затем записывают слово ягоды).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Рассказать правило о существительном.)

– В каком слове больше всего гласных? (Земляника)

– Составить предложение с этим словом.

(Слова даны вразброс на доске под экраном без предлога и нет окончания в слове лес.)

растет, лес, земляника, спелая.

5. Проблемная ситуация

– Прочитайте слова

– Что нужно добавить, чтобы получилось предложение? (Предлог в и окончание -у.)

– Составьте предложение. (Варианты детей.)

Запись предложения. (1 ученик у доски с комментированием)

Разбор предложения без схемы. (дополнительный вопрос: что такое словосочетание?)

– Если бы не было предлога и окончания, могли бы мы составить предложение? (Нет.)

– Почему? (Не было бы смысла.)

Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об окончаниях в словах и их роли в предложении.
И продолжаем работать по теме «Состав слова».
Но сначала давайте вспомним, что мы знаем уже по изученной теме.

6. Повторение пройденного (устная работа)

Морозная ночь –
Холодное
утро – …
Горная
река – ...
Каменный дом – …
Московский дворик – …
Летний день – …

Фронтальный опрос (устно).

– К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет.

При проверке появляются однокоренные слова на слайде.

Дополнительные вопросы:

– Назовите два признака однокоренных слов.
– Что такое корень?

2)

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето
Золото, позолота, зола, золотистый
Гористый, гора, горчица, горная

Устно назвать только однокоренные слова и их корень. Потом устно проверить, какие слова лишние. (На слайде исчезают лишние слова.)

7. Работа над новой темой

Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одной частью слова – окончанием.

И должны выяснить, для чего служит окончание в предложении.

1) Даются карточки ученикам:

Корень лес (ученик выходит к доске. держит карточку со словом лес.)

– Есть здесь окончание? (Нет.)

– Давайте посмотрим, как будут образовываться окончания.

4 ученика выходят к доске и строятся справа от корня с окончаниями.

– нет чего? леса
чему? лесу
чем? лесом
о чём? о лесе

– Какой можем сделать вывод?
– Корень изменяется? (нет)
– А окончания? (да)

2) Чтение правила с.60

– Что же такое окончание? (д/з – выучить правило наизусть)

3) Работа в парах.

А сейчас нам предстоит выяснить для чего служат окончания?

Задание называется «Ты – редактор»

План работы в парах:

  1. Прочитать задание
  2. Заслушать ответы друг друга
  3. Выбрать правильные ответы
  4. Выбрать выступающего
  5. Зачитать правильные ответы вслух

Раздаются карточки с заданием (1 карточка на парту)

Есть много (страна) на планете. Наша (страна) – Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).

– Какое слово нужно изменить?

– Послушаем, что у вас получилось.

Дети читают задание по предложению.

– Назовите окончание.

– А для чего вы изменили окончания? (Чтобы слова были связаны друг с другом.)

– Итак, попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?

– Давайте прочитаем правило на с. 61

– Спишите текст, выделите окончания в рамочку.

Проверка:

Есть много стран на планете. Наша страна – Россия. В нашей стране пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей страной.

8. Закрепление изученного материала

Упр. 132 с. 61

– 1, 2 предложение у доски (2 ученика). Выделяем окончания у тех слов, которые изменились.

– 3 предложение самостоятельно с взаимопроверкой.

9. Итог урока

– Что сегодня узнали на уроке? (Новую часть слова – окончание.)
– Изменяется ли эта часть слова?
– Для чего служит в предложении?

10. Релаксация

– Кто затруднялся в чем-нибудь?
– Кто помогал своим товарищам?
– Молодцы!

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание

Упр. 133 с. 61, правила с. 60–61.
Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз посмотрим на смайлик и улыбнемся друг другу.