Урок как компонент гуманистической воспитательной системы

Разделы: Общепедагогические технологии


Л.И.Новикова в статье “О воспитательном потенциале обучения” писала: “В среде дидактов, как я убедилась, существуют явно или неявно выраженные две точки зрения на соотношение воспитания и обучения. Первая: воспитание – одна из функций обучения, обучая, мы воспитываем, а остальное – функции семьи и церкви. При этом внешкольные учреждения, дома творчества, клубы и пр. рассматриваются как учреждения дополнительного образования. Вторая точка зрения: обучение – то, что делается на уроках, а воспитание – то, что происходит вне урока (за исключением занятий по подготовке к тем же урокам).

При этом сторонники и первой, и второй точек зрения говорят об учебно-воспитательном процессе как процессе едином, целостном”. При этом она говорит об ином взгляде на этот вопрос в условиях формирующихся и функционирующих в школах гуманистических воспитательных систем. Именно это и является сегодня предметом нашего внимания – мы говорим о путях и способах переноса гуманистических ценностей воспитания, изложенных в теории гуманистических воспитательных систем, в сферу учебного процесса, что особенно актуально в свете подготовки к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

МБОУ “Лицей” города Новомосковска Тульской области сотрудничает с кафедрой воспитания и дополнительного образования детей ИПК и ППРО ТО уже 4 года и является базовой экспериментальной площадкой кафедры воспитания и дополнительного образования детей Тульского института повышения квалификации работников образования, работая над темой “Педагогические условия формирования социальной успешности личности лицеиста в контексте модели гуманистической воспитательной системы “Школа социального успеха”.

Стратегической целью воспитательного процесса лицея является формирование интеллектуального и нравственного потенциала обучающихся, в качестве системообразующей деятельности нами определена социально ориентированная познавательно-исследовательская деятельность, в процессе совместной практической работы под социальной успешностью было решено понимать “устойчивое состояние личности, которая проявляет готовность к полноценному самоопределению в системе социального окружения”.

Таким образом, целью воспитательной системы МБОУ “Лицей” является формирование социальной успешности обучающихся в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Итак, выделю несколько важных тезисов:

– мы работаем в условиях становления ГВС инновационного учебного заведения;
– системообразующей в ней является социально ориентированная познавательно-исследовательская деятельность. По мысли В.А.Караковского, для инновационной школы необходим выбор ведущего, “прорывного” процесса, который подобно “локомотиву” повел бы за собой остальные “вагоны” образовательного “поезда”. Этот выбор мы сделали исходя из накопленного нами практического опыта работы в лицее;
– субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. Л.И.Новикова пишет: “Мы считаем, что обучение и воспитание – два относительно самостоятельных и взаимосвязанных процесса. Первый из них – обучение – связан с конечным кругом тех необходимых для жизни знаний, умений и навыков, которыми предстоит вооружить детей за время их пребывания в школе. Второй процесс – воспитание – связан с развитием ребенка как целостной личности, т.е. с бесконечностью, ибо развивающуюся личность нельзя ограничивать какими бы то ни было рамками. Ребенок – субъект своего собственного личностного развития. Но субъектом этого процесса он становится отнюдь не с момента поступления в школу. Его надо поставить в позицию субъекта. И делается это через включение ребенка в организованную жизнедеятельность не только класса, но и всей школы, жизнедеятельность социально полезную и творчески организованную; через включение в созидательные творческие гуманистические отношения с другими людьми (сверстниками, младшими, старшими, педагогами); через включение в экологические отношения с окружающей средой (природной, культурной, социальной); через создание условий, побуждающих к включению в процессы самопознания и самореализации. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания”;

– принципами и условиями реализации гуманистической воспитательной модели являются:

  • уважение к ребенку;
  • его индивидуальному выбору;
  • превращение ученика в центр, цель, субъект образовательного процесса;
  • усиление эмоционально-личностного компонента обучения;
  • культурно ориентированный характер открытий человека;
  • создание педагогических условий для формирования разнообразного личного социально-правового опыта учащихся в познавательной деятельности.

Исходя из понимания образования как единства четырех процессов:

– воспитания (целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);
– обучения (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);
– социализации (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой (воспитание и обучение), но и стихийной социализации: он проводит значительную часть времени в свободном общении с другими учащимися, воспринимает образы взрослых и выбирает образцы для подражания, участвует в неформальной структуре отношений в рамках тех групп и коллективов, в которые входит, и т.д.);
– взросления (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы; в традиционной школе присутствие процесса взросления отражает формула “учет возрастных особенностей учащихся”, в ряде инновационных образовательных систем ставится задача “перевода” детей из возраста в возраст, “конструирования” возраста средствами образования), мы, “выращивая” социальный организм воспитательной системы на базе лицея, придаем ей, говоря словами Баратынского, “лица необщее выражение”, формируем особое качество образования человека – воспитывающее, личностно-ориентированное. При этом процесс воспитания не подавляет и не подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, преобразует, придает им воспитывающую направленность. Особенно важным фактором воспитания в процессе обучения является характер самого учебного процесса, его организации. От того, как организован учебный процесс, зависит не только его воспитательная эффективность, но и эффективность всей воспитательной системы школы, ибо главная деятельность школьников в ней – учебная.

“Урок – ключевой элемент воспитания, – пишет в своей книге Н.Е.Щуркова и продолжает. – Однако такая роль урока заложена в нём как потенциальная возможность”. Исследователь считает, что реализация воспитательного потенциала урока возможно только при определённых условиях. Процесс обучения реализует все присущие воспитательной системе функции: интегрирующую, регулирующую, компенсирующую, корректирующую, защитную. Традиционно учебный процесс в школе включает в себя изложение учителем нового материала, задания для самостоятельного освоения его учащимися, упражнения, проверку усвоенного. Собственно говоря, учебный процесс и сейчас остается по своей сути таким же. Но реализует​ся он самыми разными путями. Так, излагать учебный материал можно "полно" и даже с добавлениями, можно наметить лишь контуры, а остальное прочитать в учебнике, в дополнительной литературе. Можно изложить учебный материал сверхдоступно, а можно дать его на уровне "предельной" трудности (Л.В.Занков). Можно показать его как результат деятельности целой плеяды ученых и развернуть при этом перспективы развития тех или иных идей. А можно поставить перед школьниками проблему, решить которую они обязаны, обращаясь к кни​гам – учебникам, дополнительной литературе (И.Я.Лернер). Можно ис​пользовать и метод “репейника” (М.Шеффер), когда проблему ставят сами учащиеся во время прогулок, экскурсий в природу.

Эффект в смысле полноты и глубины усвоенных знаний, естественно, в каждом случае зависит от эрудиции учителя, владения тем или иным методом.

Но чтобы разбудить любознательность детей, побудить их к твор​ческому поиску, к самоанализу достигнутого, к преодолению труднос​ти, т.е. сделать обучение воспитывающим, по-видимому, потребуются такие методы организации учебного процесса, которые бы ставили школь​ника в позицию исследователя, пропагандиста достигнутого знания, педагога по отношению к другим детям – сверстникам или младшим. Какие педагогические технологии обеспечат реализацию этих задач? Обозначу несколько из них:

конечно, учебный диалог. Мы его вроде бы ведём, но при этом нарушаем ряд заповедей диалога, таких, как открытость субъектных позиций в совместной деятельности; возможность приобретения статуса оппонента каждой стороной диалога; терпимость к инакомыслию; настроенность и способность каждого к тому, чтобы задать вопрос и чтобы услышать ответ; аргументированность и убедительность субъектных позиций;
личностно-ориентированное обучение. Очень мы любим эти слова произносить, но, на мой взгляд, не очень хорошо разбираемся в этой растиражированной и модной ныне технологии. А ведь в основе её – прежде всего развитие и практическое применение идей гуманистической психологии в практической психотерапии Карла Роджерса (1902–1987 гг., США), которое определило возможность использования их и в педагогике. К.Роджерс определяет как фундаментальный компонент личности Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Важнейшая характеристика зрелой, "полноценно функционирующей личности" – ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивает гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Введение Роджерсом в научный лексикон понятий "доверие", "невербальная коммуникация", "направляющая помощь", "помогающее поведение", "внутренний локус оценки" и др. изменяет взгляды на воспитание, придавая ему характер педагогики отношений и определяя его как оппозицию, альтернативу педагогике формирования личности. Человек, по К.Роджерсу, является субъектом своей жизни, он свободен в своих выборах, принятии решений, стремится к проявлению самостоятельности и ответственности, саморазвитию и личностному росту. Все эти свойства характеризуют здорового, нормального человека, они всегда существуют в нем как потенциальные возможности. Чтобы этот человеческий потенциал раскрылся и реализовался, необходимы благоприятные условия жизни и обучение, ориентированное на личность и ее жизненные проблемы. В связи с этим К.Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Признавая важность всех линий развития человека – психического, социального, профессионального и т.д., К.Роджерс считает приоритетным направлением собственно личностное развитие, становление "полноценно функционирующей личности" и, в первую очередь – развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции: "помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка". Обучение, помогающее человеку быть личностью, это и есть личностно ориентированное обучение, или, по Роджерсу, значимое учение.

Основываясь на собственном опыте, К.Роджерс выделил пять условий личностно-ориентированного (значимого) учения.

  • Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.
  • Второе условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть конгруентным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.
  • Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.
  • Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.
  • Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. "Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций".

Результаты человекоцентрированного образования не могут быть, по Роджерсу, оценены школьными оценками, так как его критериями является не количество и даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

человек начинает воспринимать себя по-иному;
он более полно принимает себя и свои чувства;
становится более уверен в себе и автономен;
ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
он становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
начинает принимать и понимать других людей и т.д.

Личностно-ориентированное обучение создаёт условия для проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, таких, как ответственность, рефлексивность, самореализация.

Групповая работа. Эта технология в принципе меняет функции учителя, так как он должен быть организатором и режиссёром урока, соучастником коллективной деятельности, а ребята непосредственно взаимодействуют и сотрудничают, становясь активными субъектами собственного учения, что принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Однако использование такой работы будет продуктивным при правильном отборе учебного материала, при продуманном комплектовании групп.
Метод проектов. Проект – это буквально “брошенный вперёд”, т.е. прототип, прообраз какого-либо деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Учебная дискуссия. Организация урока как учебной дискуссии, диалогичной по своей сути, представляющей собой целенаправленный упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями, даёт возможность формирования коммуникативной и дискуссионной культуры.

Названные мною педагогические технологии требуют осмысления, подробного изучения и практического применения в работе учителями лицея, чтобы процессе обучения в гуманистической воспитательной системе видеть не только учебную процедуру, но и живых людей и складывающиеся отношения. А это значит:

  • способствовать личностному росту педагога и ребенка;
  • способствовать развитию стратегии помощи и поддержки ребенка в учебном процессе;
  • в признании права ребенка на участие в определении конкретного образовательного материала;
  • главная сила, источник ресурсов педагогического процесса учения – инициатива, интерес, индивидуальный потенциал каждого ребенка;
  • главный способ познания – познание на собственном опыте: поиск и экспериментирование.

Урок должен превратиться в сферу реализации личности воспитанника и учителя, что выражается:

  • в организации совместного творчества на уроке;
  • в совместной деятельности;
  • в проявлении и заявлении активной позиции на уроке;
  • в создании атмосферы психологического комфорта на уроке;
  • в организации обстановки педагогической поддержки на уроке;
  • в учете возрастного, поведенческого компонентов личности;
  • в заявлении позиции педагога как лидера на уроке, соучастника учебного процесса;
  • в направленности учителя на учебные возможности каждого ученика.

Урок – это способ овладения современной культурой и культурной традицией. Это выражается в том, что сам педагог выступает носителем культуры:

  • культуры взаимоотношений;
  • культуры труда;
  • культуры общения;
  • он носитель культурной информации, приобщающий учащихся к культурным ценностям жизни;
  • учитель выявляет мировоззренческое содержание в образовательном материале, превращает мировоззренческие знания в мировоззренческие убеждения.

Урок становится источником приобретения разнообразного познавательного опыта.

Это выражается:

  • во введении в практику обучения новых специальных курсов;
  • в системе организации самообразовательной деятельности;
  • во внедрении в практику работы различных форм ученической кооперации: малые группы, групповые задания, организация проектной деятельности;
  • в организации системы поисковой самостоятельной деятельности учащихся.

Урок – фактор жизнедеятельности учащихся. С позиций мировоззренческих, это действительная жизнь, проживание и осмысление которой свершается здесь и сейчас. Это выражается:

  • в уровне мировоззренческих знаний;
  • в непосредственно практических умениях;
  • в уровне знаний, необходимых для развития специальных и общих особенностей учащихся;
  • во включении в профессиональное самоопределение учащихся;
  • в раскрытии и максимальном использовании субъектного опыта ребенка;
  • в направленности на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий;
  • в применении активных форм общения (диалоги, полилоги).

Подводя итог, подчеркну, что включить урок в воспитательную систему можно, во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через организацию образовательного пространства, через методы и технологии организации работы на уроке, через личность учителя); во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, сценической драматизации, конкурсов, викторин, приглашением интересных людей на урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, “аукциона знаний”, уроков в музее, в библиотеке, в парке, в ходе познавательной экскурсии, дней науки, персональных выставок учителей учащихся и др.

Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны – сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность – важнейший признак любой системы.

Диапазон повышения воспитательной эффективности обучения достаточно велик. Надо, очевидно, каждому учителю-предметнику задуматься о том, как и за счет чего сделать обучение его предмету воспитывающим. Это зависит от инту​иции, возможностей и склонностей учителя, от его творческого потенциала как Педагога.