Внеклассное мероприятие "Великая сила солдата"

Разделы: Внеклассная работа


Аннотация: внеклассное мероприятие “Великая сила солдата”, посвящено победе русскому солдату и тому, что его согревало и напоминало о доме в холодные дни – горячей пище. Внеклассное мероприятие проводится в форме встречи познавательного характера, организуемой преподавателем для студентов с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Открывается мероприятие мелодией песни “На братских могилах” слова В. Высоцкого”, создающее тревожную атмосферу войны. Ведущие, ветераны войны и студенты простыми, но берущими за сердце словами, рассказывают о войне. Звучащие стихи, песни, небольшие сценки помогают понять и прочувствовать тяжелую жизнь солдата. Студенты узнают о своих земляках, родственниках, геройски погибших во время войны, быте и пище солдат. Заключительные слова от имени ведущих обращены к взрослым с призывом помнить уроки войны. В конце мероприятия проводится дегустация блюд полевой кухни.

План проведения мероприятия включает: организационный момент - до 3 мин., основная часть - до 25 мин., заключительная часть - до 7-10 мин. После проведения мероприятия необходимо проанализировать его (наличие цели, актуальности и направленности, подготовленности студентов к работе, организованности и четкости проведения).

Цель мероприятия:

  • Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
  • Формирование чувства сопричастности с происходившими событиями и нравственных качеств личности.  
  • Ознакомление студентов с историческими фактами времен Великой Отечественной войны.
  • Развитие художественно-эстетического вкуса у детей. 

Задачи:

  • Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
  • Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Форма проведения:

  • групповая - беседа с демонстрацией блюд и напитков; показ приготовления блюд и напитков.

Материально-техническое оснащение:

  • выставка книг,
  • декорации (стелла памяти, свечи и др.);
  • магнитофон с аудиокассетами,
  • “солдатский” стол с блюдами военных лет,
  • фотографии с автобиографиями;
  • полевая кухня, одноразовая посуда и столовые приборы;
  • мультимедийное оборудование,
  • военная атрибутика (гимнастерки, каски и др.);

Действующие лица:

  • 1 ведущий;
  • 2 ведущий;
  • студенты;
  • ветераны войны;
  • преподаватели;
  • родители;

Общие методические указания:

Встреча приурочена к празднованию 68-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

  • литературно-музыкальная композиция;
  • мультимедийные презентации (показ слайдов);
  • песни о войне.

Место проведения: аудитория института

Оформление зала:

  • Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).
  • Плакаты, рисунки студентов.

Ход мероприятия

Вступление: звучит музыка (“На братских могилах” слова В. Высоцкого).

Тишина.

Ведущие выходят на сцену. Начинается ролик “Помни прошлое”

Озвучивают ролик. Заканчивают хором.

1 ведущий

- Война. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые военные фотографии, читают письма, смотрят фильмы о войне. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война (далее ВОВ). Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

2 ведущий

- 120 миллионов погибших. У каждого из них были близкие, которые ждали их, ждали и верили в победу! Под ногами рвались мины. С неба рушились бомбы, били прицельным огнем пушки, минометы и снайперские винтовки.

- А они, так верящие в победу и в итоге добывшие ее, гибли под гусеницами танков, в партизанских лесах, в облавах, под развалинами родных городов!

1 ведущий

- Память о войне – это живые солдатские письма, фотографии, пробитая каска, походная ложка и кружка, линялая гимнастерка, все они велят беречь и защищать мир. Это – живая боль каждого из нас: матерей, жен, сестер и внуков!

Выступления ветеранов ВОВ

1 ведущий

- Уважаемые гости, студенты, преподаватели! Сегодня мы вспомним тех, чьи внуки и правнуки учатся у нас.

- Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…

- Это нужно не мертвым! Это нужно живым!

2 ведущий

- Не кто из нас не знал, что у этой девушки или юноши есть дедушка или бабушка – герой. И мы хотим познакомить вас с ними. В своих воспоминаниях, они расскажут нам, как служили их деды и бабушки, как пошли войну, чем их кормили, что они любили, во что они верили и на что надеялись.

Выступления студентов с автобиографиями деда - ветерана ВОВ

1 ведущий

- На войне, в быту суровом, в трудной жизни боевой.
На снегу, под хвойным кровом, на стоянке полевой, –
Лучше нет простой, здоровой, доброй пищи фронтовой.

2 ведущий

Важно только, чтобы повар,
был бы повар – парень свой,
Чтобы числился недаром, чтобы подчас не спал ночей,
Лишь была б она с пылу, с жару, - подобрей, погорячей,
Чтоб идти в любую драку, силу чувствуя в плечах.

1 ведущий

- Из воспоминаний В.В. Похлебкина о своем поваре (чтение отрывка - часть 1 из книги “Поваренное искусство и поварские приклады”):

“Труд на армейской кухне в военную пору был лишен всякого романтизма. Ночью наряд выполнял тяжелую, изнурительную работу: вручную чистили нескончаемые груды картофеля, мыли и скребли котлы. Несмотря на тяжелый труд, наш повар был человеком с хорошей фантазией и хорошими знаниями, с творческой жилкой и кулинарной эрудицией. В соседней части постоянно фигурировали 2-3 дежурных блюда, а у нас были разнообразные блюда.

2 ведущий

- Наш же повар делал различные супы, а порой и вторые блюда, которые называл “овощной разброд”, - было необыкновенно вкусно. На исходе войны весной 1944 года, поступила маисовая (кукурузная) крупа, которую прислали союзники. Никто не знал, что с ней делать. Стали добавлять в хлеб, отчего он становился хрупким, быстро черствел и вызывал нарекания солдат. Солдаты ворчали на поваров, повара ругали союзников, сплавивших нам маис, с которым сам черт не разберет. Только наш повар не тужил”.

1 ведущий

- “Он взял полумесячную норму, выслал наряд в степь, попросив собирать почти все подряд – лебеду, люцерну, пастушью сумку, щавель, черемшу, и приготовил восхитительные по вкусу и красивейшие по виду кукурузные пирожки – лепешки с зеленью, яркие, желтенькие снаружи и жгуче – зеленые внутри. Они были мягкие, ароматные, свежие, как сама весна и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, скором окончании войны и о мирной жизни”.

2 ведущий

- “А еще через две недели повар сделал мамалыгу. Почти весь батальон познакомился с этим национальным молдавским блюдом. Солдаты жалели, что маиса прислали слишком мало, и были бы не прочь обменять на него пшеничную муку. Даже простой желудевый кофе наш повар старался делать вкуснее и ароматнее”.

1 ведущий

- Посмотрите на то, что было ежедневным рационом питания солдат.

(показ блюд на “солдатском” столе).

- И конечно начинать наш разговор надо, с хлеба. Ибо без хлеба всякий стол, вообще, немыслим. С древнейших времен хлеб был символом того, что составляет содержание жизни человека. Неслучайно, слово “хлеб” на очень многих языках употреблялся в значениях “достаток, доля, судьба”. И нет ничего вкуснее и полезнее простого ржаного кусочка хлеба.

(речь сопровождается показом сухарей)

- А это считалось деликатесом, потому что его было так мало и так редко.

(показывают тарелочку с сахаром)

2 ведущий

- Несмотря на простоту этих блюд, в них кроется вековая мудрость народа. Эти блюда были не только основной крестьянской пищей, но и основным блюдом царей и вельмож.

(демонстрация блюд, приготовленных самими студентами)

1 - это “царская” каша, которую любил Петр 1, хотя в народе ее называли “мужицким рисом”.

(показ)

2 - а это гречневая каша, - любимое блюдо вельмож и называлась она “гурьевской”.

(показ)

3 - вот, пшенная каша, - вся пропитанная солнечной энергией, как будто маленькие солнышки собрались в твоей тарелочке.

(показ)

4 - настолько были изобретательны повара, что из нескольких видов круп создали прекрасное блюдо “корга боткасы”. Сейчас ее называют кашей “дружба”.

(показ)

5 - а из самых распространенных супов был суп гороховый. Несмотря на свою простоту, очень ценный продукт, т.к. в нем белков столько же, сколько и в мясе. Вот, чем приходилось заменять солдатам мясо.

(показ)

1 ведущий

- Для того чтобы восполнить организм витаминами и минеральными веществами солдатам готовили чаи со всевозможными травами: лебедой, черемшой, щавелем, шиповником.

(показ чаев)

2 ведущий

- Вот здесь все то, что было основной пищей солдат. Отличная кухня скрашивает многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов.

2 ведущий

- Но все мы, старые и молодые, должны всегда помнить о великом и незабываемом подвиге нашего народа в ВОВ.

- Во имя счастья всех людей полны мы волей непреклонной.

В годах, в веках сберечь наш день, наш мирный день, июнь зеленый!

(под музыку военных лет выход солдатской кухни, дегустация блюд полевой кухни)