Аннотация: внеклассное мероприятие “Великая сила солдата”, посвящено победе русскому солдату и тому, что его согревало и напоминало о доме в холодные дни – горячей пище. Внеклассное мероприятие проводится в форме встречи познавательного характера, организуемой преподавателем для студентов с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Открывается мероприятие мелодией песни “На братских могилах” слова В. Высоцкого”, создающее тревожную атмосферу войны. Ведущие, ветераны войны и студенты простыми, но берущими за сердце словами, рассказывают о войне. Звучащие стихи, песни, небольшие сценки помогают понять и прочувствовать тяжелую жизнь солдата. Студенты узнают о своих земляках, родственниках, геройски погибших во время войны, быте и пище солдат. Заключительные слова от имени ведущих обращены к взрослым с призывом помнить уроки войны. В конце мероприятия проводится дегустация блюд полевой кухни.
План проведения мероприятия включает: организационный момент - до 3 мин., основная часть - до 25 мин., заключительная часть - до 7-10 мин. После проведения мероприятия необходимо проанализировать его (наличие цели, актуальности и направленности, подготовленности студентов к работе, организованности и четкости проведения).
Цель мероприятия:
- Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
- Формирование чувства сопричастности с происходившими событиями и нравственных качеств личности.
- Ознакомление студентов с историческими фактами времен Великой Отечественной войны.
- Развитие художественно-эстетического вкуса у детей.
Задачи:
- Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
- Донести мысль о необходимости преемственности поколений.
Форма проведения:
- групповая - беседа с демонстрацией блюд и напитков; показ приготовления блюд и напитков.
Материально-техническое оснащение:
- выставка книг,
- декорации (стелла памяти, свечи и др.);
- магнитофон с аудиокассетами,
- “солдатский” стол с блюдами военных лет,
- фотографии с автобиографиями;
- полевая кухня, одноразовая посуда и столовые приборы;
- мультимедийное оборудование,
- военная атрибутика (гимнастерки, каски и др.);
Действующие лица:
- 1 ведущий;
- 2 ведущий;
- студенты;
- ветераны войны;
- преподаватели;
- родители;
Общие методические указания:
Встреча приурочена к празднованию 68-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
- литературно-музыкальная композиция;
- мультимедийные презентации (показ слайдов);
- песни о войне.
Место проведения: аудитория института
Оформление зала:
- Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).
- Плакаты, рисунки студентов.
Ход мероприятия
Вступление: звучит музыка (“На братских могилах” слова В. Высоцкого).
Тишина.
Ведущие выходят на сцену. Начинается ролик “Помни прошлое”
Озвучивают ролик. Заканчивают хором.
1 ведущий
- Война. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые военные фотографии, читают письма, смотрят фильмы о войне. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война (далее ВОВ). Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.
2 ведущий
- 120 миллионов погибших. У каждого из них были близкие, которые ждали их, ждали и верили в победу! Под ногами рвались мины. С неба рушились бомбы, били прицельным огнем пушки, минометы и снайперские винтовки.
- А они, так верящие в победу и в итоге добывшие ее, гибли под гусеницами танков, в партизанских лесах, в облавах, под развалинами родных городов!
1 ведущий
- Память о войне – это живые солдатские письма, фотографии, пробитая каска, походная ложка и кружка, линялая гимнастерка, все они велят беречь и защищать мир. Это – живая боль каждого из нас: матерей, жен, сестер и внуков!
Выступления ветеранов ВОВ
1 ведущий
- Уважаемые гости, студенты, преподаватели! Сегодня мы вспомним тех, чьи внуки и правнуки учатся у нас.
- Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
- Это нужно не мертвым! Это нужно живым!
2 ведущий
- Не кто из нас не знал, что у этой девушки или юноши есть дедушка или бабушка – герой. И мы хотим познакомить вас с ними. В своих воспоминаниях, они расскажут нам, как служили их деды и бабушки, как пошли войну, чем их кормили, что они любили, во что они верили и на что надеялись.
Выступления студентов с автобиографиями деда - ветерана ВОВ
1 ведущий
- На войне, в быту суровом, в трудной жизни боевой.
На снегу, под хвойным кровом, на стоянке полевой, –
Лучше нет простой, здоровой, доброй пищи фронтовой.
2 ведущий
Важно только, чтобы повар,
был бы повар – парень свой,
Чтобы числился недаром, чтобы подчас не спал ночей,
Лишь была б она с пылу, с жару, - подобрей, погорячей,
Чтоб идти в любую драку, силу чувствуя в плечах.
1 ведущий
- Из воспоминаний В.В. Похлебкина о своем поваре (чтение отрывка - часть 1 из книги “Поваренное искусство и поварские приклады”):
“Труд на армейской кухне в военную пору был лишен всякого романтизма. Ночью наряд выполнял тяжелую, изнурительную работу: вручную чистили нескончаемые груды картофеля, мыли и скребли котлы. Несмотря на тяжелый труд, наш повар был человеком с хорошей фантазией и хорошими знаниями, с творческой жилкой и кулинарной эрудицией. В соседней части постоянно фигурировали 2-3 дежурных блюда, а у нас были разнообразные блюда.
2 ведущий
- Наш же повар делал различные супы, а порой и вторые блюда, которые называл “овощной разброд”, - было необыкновенно вкусно. На исходе войны весной 1944 года, поступила маисовая (кукурузная) крупа, которую прислали союзники. Никто не знал, что с ней делать. Стали добавлять в хлеб, отчего он становился хрупким, быстро черствел и вызывал нарекания солдат. Солдаты ворчали на поваров, повара ругали союзников, сплавивших нам маис, с которым сам черт не разберет. Только наш повар не тужил”.
1 ведущий
- “Он взял полумесячную норму, выслал наряд в степь, попросив собирать почти все подряд – лебеду, люцерну, пастушью сумку, щавель, черемшу, и приготовил восхитительные по вкусу и красивейшие по виду кукурузные пирожки – лепешки с зеленью, яркие, желтенькие снаружи и жгуче – зеленые внутри. Они были мягкие, ароматные, свежие, как сама весна и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, скором окончании войны и о мирной жизни”.
2 ведущий
- “А еще через две недели повар сделал мамалыгу. Почти весь батальон познакомился с этим национальным молдавским блюдом. Солдаты жалели, что маиса прислали слишком мало, и были бы не прочь обменять на него пшеничную муку. Даже простой желудевый кофе наш повар старался делать вкуснее и ароматнее”.
1 ведущий
- Посмотрите на то, что было ежедневным рационом питания солдат.
(показ блюд на “солдатском” столе).
- И конечно начинать наш разговор надо, с хлеба. Ибо без хлеба всякий стол, вообще, немыслим. С древнейших времен хлеб был символом того, что составляет содержание жизни человека. Неслучайно, слово “хлеб” на очень многих языках употреблялся в значениях “достаток, доля, судьба”. И нет ничего вкуснее и полезнее простого ржаного кусочка хлеба.
(речь сопровождается показом сухарей)
- А это считалось деликатесом, потому что его было так мало и так редко.
(показывают тарелочку с сахаром)
2 ведущий
- Несмотря на простоту этих блюд, в них кроется вековая мудрость народа. Эти блюда были не только основной крестьянской пищей, но и основным блюдом царей и вельмож.
(демонстрация блюд, приготовленных самими студентами)
1 - это “царская” каша, которую любил Петр 1, хотя в народе ее называли “мужицким рисом”.
(показ)
2 - а это гречневая каша, - любимое блюдо вельмож и называлась она “гурьевской”.
(показ)
3 - вот, пшенная каша, - вся пропитанная солнечной энергией, как будто маленькие солнышки собрались в твоей тарелочке.
(показ)
4 - настолько были изобретательны повара, что из нескольких видов круп создали прекрасное блюдо “корга боткасы”. Сейчас ее называют кашей “дружба”.
(показ)
5 - а из самых распространенных супов был суп гороховый. Несмотря на свою простоту, очень ценный продукт, т.к. в нем белков столько же, сколько и в мясе. Вот, чем приходилось заменять солдатам мясо.
(показ)
1 ведущий
- Для того чтобы восполнить организм витаминами и минеральными веществами солдатам готовили чаи со всевозможными травами: лебедой, черемшой, щавелем, шиповником.
(показ чаев)
2 ведущий
- Вот здесь все то, что было основной пищей солдат. Отличная кухня скрашивает многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов.
2 ведущий
- Но все мы, старые и молодые, должны всегда помнить о великом и незабываемом подвиге нашего народа в ВОВ.
- Во имя счастья всех людей полны мы волей непреклонной.
В годах, в веках сберечь наш день, наш мирный день, июнь зеленый!
(под музыку военных лет выход солдатской кухни, дегустация блюд полевой кухни)