В современном мире возникла настоятельная необходимость в модернизации системы российского образования на принципах полноты, непрерывности, т.е. целостности образования. Приоритет данного направления развития системы образования прослеживается в основных нормативных документах. В частности, в “Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования” внеурочной занятости обучающихся уделяется особое внимание. “Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта”. На современном этапе класс начальной школы представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей: материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества класса как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную, нравственную сферу и культуру, общественное мнение и авторитет среди родителей учащихся.
На современном этапе существует ряд проблем в организации учебно-воспитательного процесса класса начальной школы:
- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
- приспособление новшеств к новым условиям;
- воспроизводство инновационности и формирование условий, способствующих этому.
Одним из условий, способствующих разрешению проблем, на наш взгляд, является развитие взаимодействия школы и социума от формального диалога к партнёрским отношениям, отношениям сотрудничества. При этом результатом жизнедеятельности класса будет являться успешное взаимодействие с социумом, в результате которого класс сам становится мощным средством социализации личности.
Условиями и источником развития взаимодействия школы и социума будет рассматриваться:
- чёткая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
- наличие концепции развития;
- наличие кадрового обеспечения;
- материально-технической базы;
- ресурсов для предстоящей работы;
- благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- готовность педагогов к реализации программы развития;
- удовлетворённость субъектов текущими результатами работы;
- сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
- выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;
- использование образовательного потенциала социума;
- расширение внешних связей.
Опыт нашей работы позволил сформулировать следующие цели и задачи взаимодействия с социумом.
Цели:
- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;
- развитие основ самоутверждения ребёнка;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
- помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;
- выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;
- способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;
- совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;
- формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, поддерживать интерес к учебной деятельности.
Для организации партнёрских отношений с социумом необходимо кадровое обеспечение. Со стороны школы-учителя и воспитатели с опытом работы, со стороны учреждений – педагоги дополнительного образования, библиотекари, экскурсоводы, представители учреждений культуры. Научно-методическое сопровождение взаимодействия с социумом включает: участие в конференциях; обобщение опыта в областном банке данных (2006 г. Аверичева Г.М., 2010г. Миронова М.С.); участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” (с 2005 по 2012 г.г.); выступление на педсовете (29.12.2011, 21.01.2010г.).
Многолетнее сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.
Дети приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен; у детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.); гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.
Родители получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным (отпадает необходимость провожать ребенка в учреждения дополнительного образования и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).
Общеобразовательная школа получает практику “2-х школ под одной крышей”, привлекая внимание родителей при выборе школы для своего ребенка, что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе; приобретает специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена); расширяются и укрепляются контакты школы с учреждениями культуры, что открывает новые возможности для воспитательной работы.
Учреждения дополнительного образования: стабилизировался контингент учащихся; расширились и укрепились контакты с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.
Общество: возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами; вместе с детьми к сотрудничеству приобщаются и их родители; динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.
Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России (таблица взаимодействия школы с социумом представлена в презентации к выступлению).
Одной из форм внеклассной работы являются кружки. Цель работы кружков для учащихся начальных классов – вводить ребенка в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у учеников практические умения и навыки, учить детей использовать знания, полученные в кружковой работе, на уроках. Классы занимаются в школьных кружках: хореография; ИЗО; библиотечные занятия; “Умелые ручки”; музыкальный час; шахматы.
Взаимодействие с кружками строится по определенной методике сотрудничества. Например, опыт совместной работы с детской городской библиотекой на протяжении шести лет позволяет нам выделить следующие этапы организации взаимодействия с библиотекой:
- установка контакта с библиотекой; знакомство с программой и опытом работы учреждения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- выяснение особенностей содержания программы обучения учащихся класса;
- изучение перечня городских и общешкольных мероприятий с целью привлечения сотрудников библиотеки к оказанию помощи в подготовке к ним учащихся;
- выяснение интересов, запросов родителей и возможности привлечения их к участию в совместных мероприятиях в библиотеке;
- совместное планирование работы;
- организация совместной деятельности в течение учебного года;
- подведение итогов в конце учебного года в различных формах (игра, устное обсуждение, анкетирование);
- анализ посещаемости библиотеки учащимися, выявление и награждение наиболее активных семей.
Чтобы отследить результативность работы с классом мы используем нетрадиционные формы оперативной диагностики, такие как рейтинг внеклассных дел или защита творческих (авторских) проектов (См. презентацию).
В воспитательной работе трудно подводить какие-то итоги, здесь нет оценок как на уроках. Тем не менее, можно увидеть положительное влияние многолетней работы по воспитанию и развитию детей (1).
Анализ воспитательной работы проводится по основным направлениям деятельности, критериями успешности работы являются конечные результаты. Степень успешности определяется положительными изменениями, достигнутыми по сравнению с предыдущими годами деятельности (2).
В классе сложилась благоприятная дружеская обстановка для того, чтобы каждый мог найти себя в коллективе, проявить свои способности, в том числе и творческие. (3).
Активное участие в различных видах деятельности способствует развитию способностей детей, совершенствует их умения и навыки (4).
Совместная деятельность развивает не только способности детей, но и родителей, которые становятся активными участниками конкурсов, родительских собраний, экскурсий и совместных поездок. Учащиеся класса постоянно участвуют в олимпиадах, школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах, где занимают призовые места. Дети с желанием выполняют творческие задания.
Таким образом, при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования со школой решается целый комплекс задач:
- интеграция ресурсов дополнительного и общего образования;
- возможности развития личности ребенка;
- возможность обеспечения каждому ученику ситуации успеха;
- возможность самореализации личности ребенка и педагога.
ЛИТЕРАТУРА.
- Вестник образования: сборник приказов и инструкций министерства образования и науки Российской Федерации - № 3 – 2009 – с.43.
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум – М”, 2001. – 64с.
- https://urok.1sept.ru/articles/210487/